Зубчатая передача

 

В. В. Шульц, A. A. Буринский и В. В. Едунов / (72) Авторы изобретения

I ,Ленинградский ордена грузового Краснб1 6-Виалли инженерно-строительный институт (73) Заявитель

{54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к силовым ци линдрическим зубчатым передачам с точечным касанием винтовык зубьев, имеюших выпуклые и вогнутые поверхности, образующие внешнее зацепление.

Известны зубчатые передачи, содержашие кожса с зубьями выпукло-вогнутого, профиля и переменным. радиусом кривизны, уменьшающемся при удалении точки про.филя от дегжтельной окружности (1).

Недостатком данных зубчатых пере, дач является сложность их геометрии.

Наиболее близкой к изобретению явля ется зубчатая передача, содержащая шестЩжю с ВинтоВыми зубьями имеюшими 15 выпуклый жожвентйый профиль, и обра ее с ней днухэвольвентное зацепление колесо, зубья которого имеют вогнутый профиль, близкийк эквидистанте удлиненной эвольвенты (2). 2о

Недостаткамй известной передачи являются уве жченные изгибные напряжения и недостаточная нагрузочная способность.

Белью изобретения является уменьше-.. ние изгибных напряжений в зженлении и повышение нагрузочной способности.

Бель достигается тем, что зубья «ож» са вылолнены с дополнительным активным вьщуклым участком профиля на вер шинах, очерченным до эвольвенте и сопряженным с вогнутым профилем, при этом размеры зубьев колеса определены слецующими соотношениями:

В (0,1 - ОэЗ)w,, -(1О-1З) л„ и = (1,1- 16)ми

5и- (10 - 11)тли, где 11 - высота участка с выпуклым

1 эволььантным профилем; и - высота участка с вогнутым профилем

- полная высота зуба;

- топшина зуба на окружности гра и ничных точек в нормальном сечении; ти «нормальный модуюв. и

3 O48S2

На черИЖе показаны зацеплмошиеся зубья передачке

Зубчатая передача сост<и т из шестерни 1 с винтовыми зубьями, имвюшими вы-: щлслый эьольвентный профиль, и образующего с ней цвухэволььентное зацеп Вийю колесо 2, зубья которого имеют вогнутый профиль, близкий к экьив станте удлинен ной эволььенты», Кроме того на зубьях

Колеса имеется дополнительный актив- 16 ный выпуклый участок АБ йрбфиля на

hepmaaax, очерченный по эвольвенте и расположенный выше окружности де,. граничных точек.

Передача работает сжцуюшим образом.

При hpaaIIeaaa вецушей шестерни 1 и ведомого колеса 2 участок эьопьвентного профиля зуба шестерни контактирует с участком вогнутого зуба колеса, а участок дополнительного эвольвентного профи- 20 ли зуба кожса контактирует с эвольвентным профилем зуба шестерни, при этом между ними возникает линейный контакт.

Предлагаемая передача может быть нарезана методом обкатки на зубофрезер- 2s алых, зубострогальных и зубошлифоьальньюс станках..Цля нарезания зубьев обоих колес достаточно иметь стандартный инск румент, например, резец, рейку, черьячную фреву или шлнфовальный круг,., Формула изобретения

Зубчатая передача, содержашая шесте ню с винтовыми зубьями, имеюшими вы-.

" фчщый эвольвентный профилв, и образующее с ней двухэволььентное зацепление . колессь зубья «oroporo имеют вогнутый 35

8 4 йро иль, близкий к эквидистанге удлиненной эвольввнты, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с цюью уменьшения изгибньк напряжений h зацепазнии и поьышения нагрузочкой способности, зубья колеса выполнены с дополнительным активным ьыцуклым, участком профиля на вершинах, очерченным по эьвльвенте и сопряженным с вогнутым профилем, при этом размеры зубьев .колеса определены сле цуюшими соотношениями:

9,= (О,1 О,S) eÄ

Q= (1.О - Iig) и

9 = (1,1 - 1,6) vn„

«,= (1 О - 1,1) п„ где Ь вЂ .высота участка с выпуклым эвольвентным профилем;

- высота участка с вогнутым профилем; 4 - полная высота зуба;

Q— - толшина зуба на окружности . граничных точек в нормальном сечении;

Ь „- нормальный мопуль.

Источники информации, принятые по внимание нри экспертизе

<. ИоачЕго8 МИ ат S. Аиаетк3 прр егесЖе ЙаЮчИогмеи vs 2аЬмбийею ЧЪ|"2,1973,99, М5 йбб" 261,1И.

2. Авторское свидетельство СССР № 254284, кл. Р 16 Н 1/08, 1968 (прототип). с и

4-.

ВНИИПИ Заказ 5297/51 Тираж 990 Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, уп. Проектная, 4

Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх