Устройство для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза


B60L1/12 - Электрооборудование транспортных средств с электротягой; магнитные подвески или левитационные устройства для транспортных средств; электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще (электромеханические сцепные устройства транспортных средств B60D 1/62; электрические отопительные устройства для транспортных средств B60H; расположение или монтаж электрических силовых установок B60K 1/00; расположение или монтаж трансмиссий с электрической передачей на транспортных средствах B60K 17/12,B60K 17/14; приводы вспомогательных устройств для транспортных средств B60K 25/00 ; размещение сигнальных или осветительных устройств, их установка, крепление или схемы их размещения для транспортных средств вообще B60Q; система управления тормозами транспортных средств

 

Социалистических

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное.н авт. свид-ву— (22) Заявлено 08. 08. 80 (21) 2971906/24-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 150882. Бюллетень № 30

Р М К з

B 60 1 1/12

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (з) НЖ 621. 33:

:62-533.65 (088.8) Дата опубликования описания 150882 (72) Авторы изобретения

М.N. Тихомиров и АА. А. Будницкий Д

Ыьiь{Ф 1 . ». y

t (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВОДА

ВЕНТИЛЯТОРА ХОЛОДИЛЬНОЙ КАМЕР61

ТЕПЛОВОЗА

25

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть испОльзовано в устройствах для охлаждения двигателей внутреннего сгорания тепловоза.

Известно устройство для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза, содержащее синхронный генератор, силоцые тиристоры, включенные по два встречно-параллельно в каждой фазе, управляющие электроды которых соединены с формирователями. импульсов для каждой фазы, и датчик температуры t13. !

Однако в известном устройстве характеристики каналов системы фазового управления различны. В результате чего появляется ассиметрия углов управления тиристоров, которая возрастает до недопустимых величин. Без принятых специальных мер ассиметрия составляет бойее бо. Появление ассиметрии приводит к увеличению содержания гармонических составляющих как во входном, так и выходном напряжении. В конечном итоге это приводит к ухудшению качества регулирования привода вентилятора.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Эта цель достигается тем, что уст1 ройство снабжено преобразователем напряжение-частота, а каждый формирователь импульсов управления содержит триггер, дифференцирующие узлы, делитель частоты, компараторы, ограничительные резисторы диоды и элементы И-НЕ, один из входов первого и второго из которых подключены к выходам соответствующих компараторов, соединенных один инвертирующим, а другой неинвертирующим входами с точ- . кой соединения ограничительного резистора и анода и катода ограничительных диодов, соединенных между собой параллельно и подключенных через ограничительный резистор к выходу синхронного генератора, а, вторые входы укаэанных элементов И-НЕ соединены с выходом триггера, один из входов которого соединен с выходами дифференцирующих узлов, подключенных входами к выходам компараторов, а другой — к выходу делителя частоты, вход которого соединен с выходом третьего элемента И-НЕ, один из входов которого подключен к выходу триггера, а другой — к выходу преобразователя напряжения-частота, вход которого подключен к датчику температуры.

950559

40 где тп- длительность импульса на выходе триггера 19;

К вЂ” коэффициент деления делителя 15 частоты;

Т вЂ” период следования импульсов

45 преобразуемой частоты.

Так как преобразуемая частота изменяется с изменением сопротивления полупроводникового датчика 9 температуры в зависимости от состоя50 ния температуры охлаждающей жицкости, то длительность импульсов на выходе триггера 19 также изменяется.

Далее эта последовательность импульсов поступает на элемента И-HE

На фиг.1 показана силовая схема управления приводом вентилятора ° на

Ф фиг.2 — схема формирователя управляющих сигналов.

Устройство содержит синхронный генератор1, силовые тиристоры 2-7, включенные по два встречно-параллельно, мотор-вентилятор 8. Датчик

9 температуры подключен через преобразователь 10 напряжение-частота к формирователям 11-13 импульсов.уп- 10 равления по числу фаз питающего напряжения, каждый из формирователей состоит из элемента И-HE 14, подклю= ченного выходом к делителю15 частоты, включающего в себя три последовательно соединенных триггера 16-18.

Выход делителя 15 частоты подключен к одному из входов триггера

19, другой вход которого соединен с с дифференцирующим узлом 20, выполненным в виде конденсатора 21, сопротивления 22 и диода 23.

Выходы дифференцирующего узла

20 подключены к выходу компараторов 24 и 25 и к катоду диода 26 и

27. Инвертирующий вход компаратора

24 соединен с неинвертирующим входом компаратора 25 и с анодом и катодом ограничительных диодов 28 и 29, другие. выводы которых подключены к общей точке. К общей точке подключены также неинвертирующий вход компаратора 24 и инвертирующий вход компаратора 25.

Инвертирующий и неинвентирующий входы компараторов 24 и 25, которые соединены с анодом и катодом ограничительных диодов 28 и 29 под- ключены через ограничительное со) противление 30 к питающему напряжению каждой фазы.

Второй вход элемента И-HE 14 подключен к выходу триггера 19 и соединен с входами элементов И-HE 31, другие входы которых подключены к анодам разделительных диодов 26 и 27, а третьи входы к шине "Запрет", а выходы этих элементов И-НЕ соединены с блоками выходных импульсов.

Принцип регулирования температуры охлаждающей жидкости дизеля теп.ловоза заключается в регулировании частоты вращения мотор-вентилятора 8 путем изменения действующего значения напряжения, подводимого к приводу вентилятора от синхронного генератора 1. Изменение напряжения осуществляется устройством управления приводом вентилятора путем изменения угла открытия встречно включенных силовых тиристоров 2-7 в зависимости 60 от состояния датчика 9 температуры.

Работа устройства для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза осуществляется следующим образом. 65

Сигнал питающего напряжений каждой фазы заводится через ограничительное сопротивление 30 и ограничительные диоды 28 и 29 на компараторы

24 и 25. На выходе компараторов формируются прямоугольные импульсы длительностью, равной половине периода питающего напряжения фазы. Эти импульсы, проходя через дифференцирующий узел 20, поступают на раздельный вход триггера 19, переводя его в co— стояние "1". Этот единичный потенциал разрешает прохождение через элемент И-НЕ 14 частоты fq с преобразователя 10 напряжение-частота, которая изменяется в зависимости от изменения сопротивления полупроводникового датчика 9 температуры. Причем частота х с где f — частота на выходе преобразователя 10 напряжениечастота; частота питающего напряжения фазы.

Преобразующая частота f„ поступает на делитель 15 частоты. Триггеры .16 -18 оказываются в состоянии "0", а на выходе делителя 15 частоты формируется импульс, который поступает на вход триггера 19, переводя его в состояние "0". При этом сигнал с единичного выхода снимается и элемент И-НЕ

14 закрывается.

На выходе триггера 19 формируются импульсы, длительность которых пропорциональна преобразуемой частоте

r„= К к-Т-1 х

Элементы И-HE 31 подают импульсы через блоки выходных импульсов. на управляющие электроды тиристоров 3,5 и

7 в положительную полуволну питающего напряжения и тиристоров 2,4 и 6 в отрицатель ную полуволну.

Например при росте температуры охлаждающей жидкости выше заданной сопротивление датчика 9 температуры изменяется так, что на выходе преоб950559 разователя 10 сопротивление-частота преобразуемая частота увеличивается.

Следовательно, длительность импульсов управления, поступающих на управляющие электроды тиристоров

2-7, увеличивается. Угол открытия . тиристоров 2-7 увеличивается. При этом увеличивается и действующее напряжение, подводимое к приводу вентилятора. Это приводит к увеличению частоты вращения мотор-вентилято-10 ра о. Следовательно, интенсивность вентиляции увеличивается, что приводит к понижению температуры охлаждающей жидкости дизеля тепловоза.

Так как частота синхронного генератора 1 тепловоза изменяется в диа-пазоне 35-100 Гц, то для того, чтобы длительность импульсов управления оставалась постоянной при неизменной температуре охлаждающей жидкости, н преобразователь 10 заводится напряжение обратной связи Чо ., пропорциональное частоте;

Кроме того, подавая в устройство сигнал по шине "Запрет", можно формировать нужный закон регулирования привода вентилятора, включая или отключая его.

Таким образом, в предлагаемом устройстве изменение угла управления в каждом формирователе 11-13 импуль30 сов управления управление осуществляется путем изменения преобразуемой частоты на выходе преобразователя 10 напряжение-частота. То есть в каждом формирователе 11-13 им- 35 пульсов управления в качестве носителя информации используется изменяемый период импульсов на выходе преобразователя 10 напряжение-частота, который является общим для всех ка- 40 налов. Следовательно, узлом управления становится преобразователь 10 напряжение-частота, осуществляющий преобразование изменяемого сопротивления полупроводникового датчика в 45 интервал времени. Поэтому при использовании указанного устройства управления приводом вентилятора получается значительный выигрыш в объеме построения системы, за счет ее упрощения при сохранении многих достоинств, присущих системам управления на цифровых элементах, в том числе одного из важнейших — наличие единого времязадаюшего устройства í всех каналов управления, что исключает ассиметрию углов управления тиристоров 2-7, что повышает качество регулирования.

Таким образом, применение предлагаемого устройства позволяет упрОстить и повысить качество регулирования привода вентилятора.

Ожидаемый экономический эффект составляет 500 руб. в год на тепловоз.

Формула изобретения

Устройство для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза, содержащее снихронный генератор; силовые тиристоры, включенные по два встречно-параллельно в каждой фазе, управляющие электроды которых соединены с формирователями импульсов для каждой фазы, и датчик температуры, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повыше- . ния надежности, оно снабжено преобразователем напряжение-частота, а каждый формирователь импульсов управления Содержит триггер, дифференцирующие узлЫ, делитель частоты, компараторы, ограничительные резистор и диоды и элементы И-НЕ, одни из входов первого и второго из которых подключены к выходам соответствующих компараторов, соединенных один инвертирующим, .а другой неинвертирующим входами с точкой соединения ограничительного резистора и анода и катода ограничительных диодов, соединенных между собой параллельно и подключенных через ограничительный резистор к выходу синхронного генератора, а вторые входы укаэанных элементов И-НЕ соединены с выходом триггера, один из входов которого соеди-, нен с выходами дифференцирующих узлов, подключенных входами к выходам компараторов, а другой — к выходу делителя частоты, вход которого соединен с выходом третьего элемента

И-НЕ, один из входов которого подключен к выходу .триггера, а другой к выхоцу преобразователя напряжениечастота, вход которого подключен к датчику температуры.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Писарев А.Л. и др. Управление тиристорными преобразователями.

"Энергия" 1975, с.22.

Устройство для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза Устройство для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза Устройство для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза Устройство для регулирования привода вентилятора холодильной камеры тепловоза 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для электроснабжения железнодорожных вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам электроснабжения железнодорожных вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к устройствам электроснабжения железнодорожных вагонов

Изобретение относится к электрооборудованию железнодорожного транспорта и предназначено для использования при реализации питания люминесцентных ламп пассажирских вагонов

Изобретение относится к электропередачам тепловозов

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки охлажденных грузов

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой и может быть использовано в схемах электропитания низковольтных цепей управления, аварийного и служебного освещения и сигнализации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на электровозах, питающихся от контактной сети переменного тока 25 кВ 50 Гц
Наверх