Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (i i) 958213 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.02.81 (21) 3249353/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 63 В 21 60

Гасударственный кемнтет (53) УДК 629.12. .02/09 (088.8) Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.82 по делам нэоеретений и аткрмтий

А. П. Сапунов, В. В. Захаров, В. Н. Ав1цюков и Е. В. Тарасов (72) Авторы изобретения о .1

Мурманский филиал Центрального научно-иссле института морского флота (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ И ОТДАЧИ БУКСИРНОГО

ТРОСА

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для фиксации и отдачи буксирного троса.

Известно устройство для фиксации и отдачи буксирного троса, содержащее опору, на которои установлены с возможностью по5 ворота вокруг горизонтальной оси посредством параллельных между собой валов гаки, снабженные узлом стопорения их относительно опоры, а также механизм синхронного разворота гаков друг относительно дру- 1о га (1).

Недостатком известного устройства является малая надежность работы.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что механизм синхронного разворота гаков друг относительно друга содержит втулки, установленные на валах и жестко прикрепленные к последним, а также бесконечный гибкий 2о элемент, например трос, запасованный шлагами на упомянутые втулки и связывающий их между своими ветвями, причем валы жестко прикреплены к гакам, а ветви бесконечного гибкого элемента перекрещиваются между собой и прикреплены ко втулкам.

На фиг. 1 изображено устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане с частичным разрезом; на фиг. 3 — сечение А—

А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 5 — устройство в момент закладки огонов буксирного троса, вид сбоку.

Устройство содержит опору 1, в вертикальных щеках 2 которой смонтированы с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси валы 3, на которых размещены откидные гаки 4, имеющие желоба 5 для закладки огонов буксирного троса 6. Валы 3 параллельны друг другу. Для жесткой фиксации откидных гаков 4 с валами 3 желоба 5 закреплены на своих концах винтами 7 к валам 3. Механизм синхронного разворота откидных гаков 4 друг относительно друга содержит бесконечный гибкий элемент (трос)

8, охватывающий в 3 —.4 шлага втулки 9, прикрепленные к откидным гакам 4 и соответственно к валам 3. В верхней части втулок 9 ветви а и б гибкого элемента 8 закреплены с помощью планок 10 и винтов 11 к втулкам 9 и валам 3. Для обеспечения синх958213 ронного разворота гаков в разные стороны (по стрелкам на фиг. 1) ветви а и б гибкого элемента 8 перекрещиваются между собой.

Для предотвращения самоотдачи гаков 4 предназначен стопорный узел, состоящий из двух пластин 12, соединенных по концам

5 между собой нижней 13 и верхней 14 осями, причем нижняя ось размещена в вертикальных щеках 2, a на верхней оси расположен ролик 15. В стопорный узел гаков входит также передаточный валик 16 с силовым штифтом 17 и рычаг 18 экстренной отдачи.

Передаточный валик 16 размещен в дополнительных пластинах 19 и 20, последняя из которых предназначена дополнительно и для ограничения разворота гаков в сторону обратной экстренной отдачи, а силовой штифт 15

17, жестко соединенный с валиком 16, входит в отверстие в одной из пластин 12. В нижней части валик 16 выполнен с квадратным профилем, на котором монтируется рычаг 18 экстренной отдачи.

Откидные гаки 4 в своей верхней части выполнены по радиусу для обеспечения обкатывания ролика 15 по их поверхности при развороте пластин 12 относительно нижней оси 13, т.е. при обеспечении экстренной отдачи держателя или его запирания стопорным устройством.

Для устранения самопроизвольного разворота правого гака при закрытом с помощью стопорного узла левом гаке, соприкасающиеся их концы выполнены под углом 3

45 таким образом, чтобы правый гак мог разворачиваться на открытие только при развороте левого гака.

Для обеспечения удобства закладывания огонов троса на одном из валов 3 приварена цилиндрическая втулка 21, в которую входит приводной рычаг 22, причем нижний конец его при положениях гаков 4, указанных на фиг. 5, упирается в упор 23, а кница

24 препятствует развороту их в сторону экстренной отдачи.

Устройство работает следующим образом. 40

Устройство устанавливают на буксируемом судне между якорными клюзами (не показаны) и с помощью приводного рычага

22 приводят поворотные гаки 4 в положение, указанное на фиг. 5. При этом рычаг 22 45 своим нижним концом упирается в упор 23, а кница 24 препятствует развороту левого гака 4 в сторону экстренной отдачи (в сторону, противоположную стрелкам, указанным на фиг. 5), Фиксация правого гака 4 осуществляется посредством гибкого элемента 8, 50 закрепленного к втулкам 9 и валам 3, имеющего ветви с перекрестным направлением, вследствие чего любому развороту левого гака 4 соответствует равный разворот, но в противоположную сторону правого гака 4.

После этого огоны буксирного троса 6 надевают на гаки 4 и поворотом рычага 22 в сторону, указанную стрелкой на фиг. 5, разворачивают гаки 4 до упора. Перемещая рычаг 18 экстренной отдачи (в сторону, противоположную направлению стрелки на фиг. 4) посредством разворота силового штифта 17, входящего в отверстие одной из пластин 12, разворачивают их, а вместе с ними и верхнюю ось 14 с насаженным на нее роликом 15, который, обкатываясь по поверхности правого гака 4, стопорит гаки от их самопроизвольного раскрытия. Для надежности рычаг 18 экстренной отдачи крепят к палубе буксируемого судна откидным болтом (не показан). Затем производят обтягивание троса 6 буксирной лебедкой ледокола, после чего судно готово к буксировке вплотную за ледоколом. При буксировке судна в буксирном тросе возникают большие усилия, и благодаря тому, что оси желобов 5 смещены относительно осей вращения гаков 4 (линия действия сил троса проходит несколько выше осей вращения гаков), на крепежных элементах (гаках) при натяжении троса 6 возникает некоторый начальный вращающийся момент, стремящийся развернуть гаки 4 по стрелкам, указанным на фиг. 1. Развороту левого гака 4 препятствует реакция ролика

15, создающая противоположный момент.

Так как соприкасающиеся концы гаков 4 выполнены под углом 45, то левый гак 4 запирает правый гак 4.

Для экстренной отдачи буксирного троса

6 под нагрузкой рычаг 18 экстренной отдачи освобождают от крепления к палубе и поворачивают в сторону, указанную стрелкой на фиг. 2. При этом разворачивается передаточный валик 16, а вместе с ним и силовой штифт 17, который при своем развороте оказывает силовое воздействие на пластину

12, заставляя ее поворачиваться вокруг нижней оси 13. Перемещение пластины 12 приводит к тому, что ролик 15 начинает откатываться по поверхности левого гака 4, при окончании которой кинематически связь между ними нарушается и гаки 4 свободно разворачиваются в сторону экстренной отдачи (по стрелкам на фиг. 1) за счет имеющегося начального момента. Синхронность разворота гаков 4 обеспечивается гибким элементом 8, имеющим ветви с перекрестным направлением. Разворот гаков 4 происходит на

180, что позволяет огонам буксирного троса 6 свободно сойти с них.

Применение предлагаемого держателя при буксировке судов вплотную за ледоколом позволяет упростить технологию изготовления и повысить надежность работы при отрицательных температурах в случае попадания на конструкцию снега или намерзания льда.

Формула изобретения

Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса, содержащее опору, на которой установлены с возможностью поворота

95821

5 вокруг горизонтальной оси посредством параллельных между собой валов гаки, снабженные узлом стопорения их относительно опоры, а также механизм синхронного разворота гаков друг относительно друга, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, механизм синхронного разворота гаков друг относительно друга содержит втулки, установленные на валах и жестко прикрепленные к последним, а также бесконечный гибкий элемент, например трос, 3

6 запасованный шлагами на упомянутые втулки и связывающий их между собой своими ветвями, причем валы жестко прикреплены к гакам, а ветви бесконечного гибкого элемента перекрещиваются между собой и прикреплены ко втулкам.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2773362/11, кл. В 63 В 21/60, 30.05.79 (прототип) .

9582)3

Составитель В. Старых

Редактор Н. Швыдкая Техред А. Бойкас Корректор И. Муска

За каз 6707/22 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса Устройство для фиксации и отдачи буксирного троса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для крепления и отдачи цепей .и канатов

Изобретение относится к счдострое нию Цель изобретения - расширение экспл атационны возможностей обеспе чения управления положением со ор жения при любых погодных словия, упрощения конструкции и уменьшения массы якорной системы Якорная система 1 сое пи няет плавучее сооружение 2 с якорем 3 В ссктав якорных систем вхохят буи 4, снабженные системами для регулирования н пддвуесги При б и 4 располож1чы на расстоянии не более i р,бины акват )|;ни or 5 крепления к п

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройствам для крепления и отдачи цепей и канатов
Наверх