Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

958893 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.02.81 (21) 3248394/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

G 01 М 1304

Гоо7Аарстееилый комитет

СССР

h0 делам иэобретеиий и открмтий

Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 15.09.82 (53) УДК 658.562. .012.7 (088.8) (72) Авторы изобретения (Е. М. Родионов и Л. А. Трофим (Московский авиационный технологинеский нгнсстйттгт: им. К. Э. Циолковского (71) Заявитель. ттвн . .«е (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА

СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЮ ПОДШИПНИКА 1

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения момента сопротивления вра- . щению подшипника.

Известно устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника, содержащее смонтированные в корпусе при-. водной вал для установки внутреннего кольца и испытуемого подшипника, цилиндрическую оправку для фиксации наружного кольца и нагружения подшипника, охватываемую гибкой нитью, связанную с корпусом одним концом посредством упругого элемента, моментомер, подвижная часть которого соединена с оправкой 11).

Однако это устройство характеризуется низкой точностью измерения. !5

Цель изобретения — повышение точности измерения момента сопротивления вращению подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что устройство содержит смонтированные в корпусе приводной вал для установки внутреннего кольца испытуемого подшипника, цилиндрическую оправку для фиксации наружного кольца и нагружения подшипника, 2 охватываемую гибкой нитью, связанную с корпусом одним концом посредством упругого элемента, моментомер, подвижная часть которого соединена с оправкой, гибкая нить другим концом также упруго связана с корпусом, а оправка выполнена эксцентричной относительно оси приводного вала с величиной эксцентриситета, определяемой по формуле а=" —

2R где а — величина эксцентриситета;

К вЂ” жесткость упругих элементов;

D — диаметр наружной поверхности оправки;

R — радиальная нагрузка.

На фиг. 1 дана схема устройства; на фиг. 2 — схема механизма нагружения испытуемого подшипника.

В корпусе 1 смонтирован приводной вал 2. для установки и вращения внутреннего кольца испытуемого подшипника 3. Устройство содержит также оправку 4 для фиксации наружного кольца и нагружения испытуемого подшипника 3, гибкую нерастягивающуюся нить 5, концы которой соединены с корпу958893 г а= R а =

2R сом 1 с помошью упругих элементов b„моментомер, состоящий из вилки 7, закрепленной на оправке 4, поводка 8, датчика угла 9, усилителя 10 и датчика момента 11. Наружная поверхность оправки выполнена э ксце нтрич ной.

Устройство работает следующим образом.

На приводной вал 2 устанавливают испытуемый подшипник 3 с оправкой 4. Оправку 4 охватывают гибкой нерастягивающейся нитью 5, передавая через нее на испытуемый подшипник заданную радиальную нагрузку R, создаваемую с помощью упругих элементов 6. Оправка 4 установлена так, чтобы ее эксцентриситет был расположен по линии действия радиальной нагрузки К и направлен в противоположную сторону по отношению к ней. Величину эксцентриситета определяют из условия, при котором угловая жесткость системы нагружения равна нулю, по формуле где a — величина эксцентриситета;

К вЂ” жесткость упругих элементов;

D — диаметр наружной поверхности оправки;

К вЂ” радиальная нагрузка на подшипник.

При этом условии жесткость упругих элементов не оказывает влияния на точность измерения.

Затем с помощью моментомера компенсационного типа производят регистрацию момента сопротивления вращению подшипника 3.

Положительный эффект от использования предлагаемого устройства состоит в воз4 можности производить более качественную разбраковку шарикоподшипников перед установкой их в прецизионные изделия за счет более высокой точности измерения.

Формула изобретения

Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника, содержащее смонтированный в корпусе приводной

1О вал для установки внутреннего кольца испытуемого подшипника, цилиндрическую оправку для фиксации наружного кольца и нагружения подшипника, охватываемую гибкой нитью, связанную с корпусом одним концом посредством упругого элемента, моментомер, подвижная часть которого соединена с оправкой, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения, гибкая нить другим концом также упруго связана с корпусом, а оправка выполнена эксцентричной относительно оси приводного вала с величиной эксцентриситета, определяемой по формуле

25 где а — величина эксцентриситета;

K — жесткость упругих элементов;

D — диаметр наружной поверхности оправки;

R — радиальная нагрузка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Рагульскис К. М. и др. Вибрация подшипников. Вильнюс, «Минтис», 1974, с. 164 (прототип).

958893

5 7

fur.2

Редактор Н. Киштулинец

Заказ 6763 56

Составитель И. Баранов

Техред А. Бойкас Корректор И. Муска

Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нзобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх