Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик р>943549 (61) Дополнительное к авт. саид-ву. (22) Заявлено 28. 03. 80 (21). 2900966/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) ПриоритетР М g+ з

G 01 М 13/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

1331УДК 658.562. .012.7 (088. 8}

Опубликовано 1507.82. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 15 ° 07 ° 82

С. И. Захаров, И. В. Абрамов, В. С. Клеконкйн, A.A. Сычев, Ф.Ф. Фаттиев, Б.М. Ценципе, И.С. Старец и Е.М. Красильникова

I

Ижевский механический институт и Архангельский. целлюлозно-бумажный комбинат (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля состояния подшипников качения.

Известен способ контроля состояния подшипников качения, заключающийся в том, что измеряют вибрацию вращающегося подшипника, производят автонормирование величины сигнала вибрации, выделяют из него амплитуды составляющих в полосе информативных частот и определяют состояние подшипников по амплитудам и частотам выделенных составляющих (1).

Известно устройство для контроля состояния подшипников качения, содержащее последовательно соединенные вибропреобразователь, усилитель, блок автонормирования и блок частотных фильтров, блок аналогового пересчета, режимный переключатель, генератор, осредняющую цепь, логарифмический преобразователь, индикатор, а также наушник, вход которого соединен со входом блока аналогового пересчета (1).

Однако известные технические решения не позволяют производить испытания различных типоразмеров подшипников, Цель изобретения — увеличение числа типоразмеров испытуемых подшипников.

Поставленная цель достигается за счет того, что способ контроля состояния подшипников качения заключается в том, что измеряют вибрацию вращающегося подшипника, производят

1п автонормирование величины сигнала вибрации, выделяют из него амплитуды составляющих в полосе информатив-. ных частот, производят выбор полосы измерительных частот, задаются ве15 совым коэффициентом и умножают амплитуды составляющих на заданный ве-. совой коэффициент и определяют состояние подшипников по амплитудам и частотам полученных составляющих.

Устройство для осуществления способа контроля состояния подшипников качения содержит последовательно соединенные вибропреобразователь, усилитель, блок автонормирования и блок частотных фильтров, блок аналорежимный переключатель, генератор, осредняющую цепь,. логарифмический преобразователь, индикатор, а также-наушник, вход которого соединен со входом блока аналогового пересчета. Устройство снабже«

943549 но также последовательно соединенными блоком весовых коэффициентов, вторым режимным переключателем и детектором двойного размаха, выход ко-, торого соединен со вторым входом режимного переключателя, компаратором, выход которого соединен со входом блока аналогового пересчета, детектором среднего абсОлютного значения, выход которого соединен с третьим входом режимного переключателя, 10 при этом второй вход второго режимного переключателя соединен с выхо1дом блока частотных фильтров, а второй выход со входами блока весовйх коэффициентов, детектора среднего 5 абсолютного значения и компаратора.

На чертеже представлена блок-схема устройства для осуществления способа.

Устройство содержит последовательно соединенные вибропреобразователь 1, усилитель 2, блок автонормирования 3 и блок частотных фильтров

4, блок аналогового пересчета 5, режимный переключатель б, генератор 7, осредняющую цепь 8, логарифмический преобразователь 9, индикатор 10, а также наушник 11, вход которого соединен со входом блока аналОгового пересчета 5. Устройство снабжено последовательно соединенными блокоМ весовых коэффициентов 12, вторым переключателем 13 и детектором двойного размаха 14, выход которого соединен со вторым входом режимного переключателя 6, компаратором 15, выход которого соединен со входом блока аналогового пересчета 5, детектором среднего абсолютного значения 16, выход которого соединен с третьим входом режимного переключателя б, при 4Q этом второй вход второго режимного переключателя 13 соединен с выходом блока частотных фильтров 4, а второй выход - со входами весовых коэффициентов 12, детектора среднего абсо- 45 лютного значения. 16 и компаратора 15.

Способ осуществляется следующим образом.

Электрический сигнал вибропреобразователя 1 усиливается усилителем 2 и нормируется блоком автонормирования

>О 3, затем поступает на вход блока частотных фильтров 4. Блок частотных фильтров 4 выделяет частотные составляющие сигнала вибропреобразователя в полосе информативных для усталости подшипника частот. Выделенные блоком частотных фильтров 4 амплитуды с выхода режимного переключателя 13 подаются через детектор среднего абсолютного значения 15 ° режимный переключатель б, генератор тока 7, осредняющую цепь 8, логарифмический

Преобразователь 9 на вход стрелочно:го индикатора 10. Показания последнего соответствует средним абсолютным значениям выделенных блоком частотных фильтров 4 амплитуд. . Далее при помощи изменений состояния режимного переключателя 13 выбирается полоса измерительных частот.

Полоса измерительных частот определяется по заданному среднему абсо-

Лютному значению выделяемых блоком частотных фильтров 4 амплитуд.

После выбора полосы измерительных частот режимный переключатель б переводится во второе состояние. В данном случае выделенные блоком частотных фильтров 4 амплитуды в полосе измери тельных частот через режимный переключатель 13 подаются на вход блока весовых коэффициентов 12, где производится их умножение на заданные постоянные коэффициенты. С выхода блока весовых коэффициентов 12 электрические сигналы. через режимный переключатель 13 поступают на вход детектора двойного размаха 14. С выхода детектора двойного размаха 14 его электрический сигнал поступает через режимный переключатель б, генератор тока 7; осредняющую цепь 8, логарифмический преобразователь 9 на вход стрелочного индикатора 10. Показания стрелочного индикатора 10 соответствуют двойному размаху выделенных блоком частотных фильтров 4 амплитуд в полосе измерительных частот, с учетом заданного весового коэффициента.

Далее режимный переключатель б переводится в третье состояние. При этом, выделенные блоком частотных фильтров 4 амплитуды сигнала вибропреобразователя 1 в полосе измерительных частот через режимный переключатель 13 и компаратор 15 поступают на входы блока аналогового пересчета 5 и наушника 11. Сигнал блока аналогового пересчета 5 через режимный переключатель б, генератор тока 7, оСРедняющую цепь 8, логарифмический преобразователь 9 поступает на вход стрелочного индикатора 10.

В данном случае показания стрелочного индикатора 10 соответствуют частоте следования амплитуд в измерительной полосе частот.

Наушник 11 обеспечивает субьективное определение частоты и ритма амплитуд в измерительной полосе. частот.

Предлагаемый способ и устройство для его осуществления позволяют увеличить в 2-3 раза число контролируемых типоразмеров подшипников качения.

Формула изобретения

1. Способ контроля состояния подшипников качения, заключающийся в том, что измеряют вибрацию вращающе943549

Составитель И. Баранов

Редактор Т. Парфенова Техред A. Ач Корректор Е. Рсшко

Заказ 5095/47 Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород; ул. Проектная, 4 гося подшипника, производят автонор,мирование величины сигнала вибрации, выделяют из него амплитуды составляющих в полосе информативных частот и определяют состояние подаипников по амплитудам и частотам выделенных составляющих, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью увеличения числа типоразмеров испытуемых подшипников, производят выбор полосы измерительных частот, задаются весовым 10 коэффициентом и умножают амплитуды выявленных составляющих на задаваемый весовой коэффициент.

2. Устройство для осуществления способа контроля состояния подшипни- 15 ков качения по п. 1, содержащее последовательно соединенные вибропреобразователь, усилитель, блок автонормирования н блок частотных фильтров, блок аналогового пересчета., режимный переключатель, генератор, осреднякицую цепь, логарифмический преобразователь, индикатор, а также наушник, вход которого соединен со входом блока аналогового пересчета, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено последовательно соединенными блоками весовых коэффициентов, вторьм режимным переключателем и детектором двойного размаха, выход которого соединен со вторым входом режимного переключателя, компаратором, выход которого соединен со входом блока аналогового пересчета, детектором среднего абсолютного значения, выход которого соединен с третьим входом режимного переключателя, при этом второй вход второго режимного ереключателя соединен с выходом блока частотных фильтров, а второй выходсо входами блока весовых коэффициентов, детектора среднего абсолютного значения и компаратора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2694863/18-28, кл. G 01 Н 1/08, 20.11.78 (прототип) .

Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх