Цифровой моментомер

 

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К - АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Соцналнстнческнх

Республнк (i и 964494 (61) Дополнительное к авт. саид-ву М 830159 (22) Зая влево 30.04.80 (21) 2917873/18-10 (51) М. К .

G 01 L 3/10 с присоединением заявки №вЂ”

{Ьоудерствсииый комитет

СССР

II0 делан изаоретеиий и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 07.10.82. Бюллетень №37

Дата опубликования описания 07,10.82 (53) NAK 531.781 (088.8) М. В. Гунбин, В. Г. Воронов и 10. Б, Зозуля (72) Авторы изобретения

N" ",,(, ОЩ т а е. -1.Ъ 1 спТй О.

ГсХНИ !ЕСИМ

Харьковский ордена Ленина политехнический институт ШИОТЕКА (71) Заявитель

HMi В. И, Ленина (54) . ЦИФРОВОЙ MOMEHTOMEP. 1

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использован для измерения крутящих моментов, передаваемых вращающимися валами.

По основному авт; св. У 830159 известен цифровой моментометр, содержащий два закрепленных на концах упругого вала измерительных диска с равномерными метками по периферии, датчики считывания меток, выходы которых через соответствующие ключи, о формирователи и схемы совпадения связаны с блоком времени юмерения, блок управления, формирователь опорного фазового сдвига, датчик температуры вала, соединенный с генератором опорной частоты, счетчик, первый и

15 второй регистры и сумматор, связанный с блоком времени юмерения (1).

Недостатком такого моментомера является низкая точность измерения, обусловленная недостаточной достоверностью результатов измерения.

Цель изобретения — повышение точности за счет обеспечения достоверности результатов измерения.

Эта цель достигается тем, что в него введены два дополнительных счетчика и исполнительный элемент, входы которого связаны с выходами дополнительных счетчиков, а сумматор выполнен с двумя выходами, при этом суммирующий вход первого и установочный вход второго дополнительных счетчиков связаны с одним выходом сумматора, другой выход которого связан с установочным входом первого и суммирующим входом второго дополнительных счетчиков.

На чертеже представлена блок-схема моментомера, Цифровой моментомер содержит упругую вставку (вал) 1, два закрепленных на ней измерительных диска 2 и 3, с равномерными метками по периферии, датчики 4 и 5 считывания, выходы которых, соответственно, связаны с первыми входами ключей 6 и 7, при этом выход датчика 5 соединен также со входом формирователя 8 опорного фазового сдвига, выходы которого соединены со вторыми входами ключей. Третьи входы ключей связаны с одним из выходов блока 9 управле3 964494 ния, связанного также с блокирующим входом датчика 10 температуры вала. Выход датчика 10 температуры соединен с генератором

11 опорной частоты, а выходы ключей 6 и 7— с входами соответствующих формирователей

12 и 13, выходы которых, а также выход генератора 11, через схемы 14 и 15 совпадения связаны с блоком 16 времени измерения, первый управляющий вход которого, используемый для задания начала цикла измере- lg ния, связан с другим выходом блока 9 управления. На выходе блока 16 включен счетчик

17, один из выходов которого соединен с первым регистром 18 (регистром индикации), а другой выход с первым входом, сумматора

19, второй вход которого связан со вторым регистром 20. (регистром памяти). Один выход сумматора 19 соединен со счетным входом первого и с установочным входом вто4 рого дополнительных счетчиков 21 и 22, а также со вторым управляющим входом блока

16, а другой выход соединен, соответственно, с установочным и суммирующим входами счетчиков 21 и 22, а также с третьим управляющим входом блока 16. Выходы счетчиков 21 5 и 22 связаны с исполнительным элементом 23.

Моментомер работает следующим образом.

После градуировки моментомера при максимальной (по технической характеристике) скорости вращения на входы ключей 6 и 7 поступает опорное значение фазового сдвига с формирователя 8 на частоте, определяемои скоростью вращения вала. В регистр 20 памяти записывается число, зафиксированное счетчиком 17.

В процессе измерений под действием крутя- щего момента происходит закручивание упругой вставки 1, следовательно, и смещение дисков 2 и 3 относительно друг друга, Это приводит к. изменению разности фаз выходных

40 напряжений датчиков 4 и 5.

В начале цикла измерений блок 9 управления через ключи 6 и 7 подключает выходы датчиков 4 и 5 к соответствующим формирователям 12 и 13, На вход блока времени из45 мерения от генератора 11 через схему 15 совпадения поступают импульсы опорной частоты за время, равное разности фаз сигналов датчиков 4. и 5.

В счетчике 17 зафиксировано .количество им- Ю пульсов, пропорциональное величине разности фаз сигналов датчиков 4 и 5, а, следовательно, величине крутятцего момента. Это значение, крутящего момента переписывается в регистр

18 индикации.

За время индикации блок 9 управления подключает на вход ключей 6 и 7 опорный фазовый сигнал на частоте, определяемой текущей скоростью вращения вала. При несовпадении показаний счетчика 17 и регистра 20 памяти на одном из выходов сумматора 19 появится сигнал, который изменит время измерения блока 16 в соответствующую сторону до получения разности показаний, равной единице дискретности.

При таком методе коррекции погрешности измерений и при отсутствии повреждений в схеме сигналы на выходах сумматора 19 чередуются. Это приводит к взаимному обнулению счетчиков 21 и 22 числа коррекций.

При наличии неисправности в схеме, значение опорного числа в счетчике 17 не скорректировано через определенное число циклов коррекции, определяемых емкостью счетчиков

21 и 22. В этом случае на выходе счетчика

21 или 22 появится сигнал, который через исполнительный элемент 23 выдает сигнал о нарушении работоспособности моментомера.

Датчик 10 температуры вала изменяет часгогу генератора 11 для учета изменения модуля упругости вала в зависимости от температуры вала. В процессе коррекции измерительной схемы блок 9 управления блокирует датчик 10 температуры.

Использование в моментомере двух дополнительных счетчиков и исполнительного элемента позволит повысить достоверность (повторяемость) результатов измерений и, тем самым, повысить точность измерения.

Формула изобретения

Цифровой моментомер по авт, св. Р830159, отличающийся тем, что, с целью повышения точности за счет обеспечения достоверности результатов измерения, в него введены два дополнительных счетчика и исполнительный элемент, входы которого связаны с. выходами дополнительных счетчиков, а сумматор выполнен с двумя выходами, при этом суммирующий вход первого и установочныи вход второго дополнительных счетчиков связаны с одним выходом сумматора, другои выход которого связан с.установочным входом первого и суммирующим входом второго дополнительных счетчиков.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР No 830159,кл. G 01 1. 3/10, 1979.

Цифровой моментомер Цифровой моментомер Цифровой моментомер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх