Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя

 

(Ä)972276

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.05.81 (21) 3281881I18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К, G01 L3I10

Государственный комитет (53) УДК 531.781 (088.8) Опубликовано 07.11.82. Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 17.11.82 до делам изобретений и открытий

Чувашский госуд (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА НА ВАЛУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля крутящего момента на валу асинхронного электродвигателя.

Известно устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя, содержащее трансформатор напряжения, трансформатор тока, фазовращатель, два ограничителя, схему сравнения и усилитель (1) .

Недостатком данного устройства является низкая точность, обусловленная формой и амплитудой сигнала на выходах фазовращателя и трансформатора напряжения, параметрами ограничителей, колебанием напряжения питания электродвигателя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя, содержащее трансформатор напряжения и трансформатор тока, включенные в статорную цепь электродвигателя, фазовращатель, вход которого соединен с выходом трансформатора тока, формирователь импульсов, соединенный своими входами с выходами фазовращателя и трансформатора напряжения, задатчик уровня, один выход которого связан с первым входом формирователя временного интервала, первый интегратор, связанный одним своим входом с выходом формирователя временного интервала, и второй интегратор (2).

К недостаткам известного устройства относится низкое быстродействие, так как для снятия информации о величине крутящего момента относительно заданного его значения необходимо, чтобы вектор тока находился в третьем квадранте, и низкая точность, которая определяешься примененным в устройстве способом устранения влияния частоты питающей сети на результат контроля.

Цель изобретения — повышение точности и быстродействия работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя введены схема задержки, связанная своим входом с третьим выходом формирователя импульсов, триггер, соединенный своими входами с выходом схемы задержки и третьим выходом формирователя импульсов, третий интегратор, вход которого связан с выходом триггера, дополнительный формирователь вре972276

Формула изобретения

555 менного интервала, первый и второй входы которого соединены соответственно с вторым выходом задатчика уровня и выходом третьего интегратора, а выход -" с вторым входом первого интегратора, управляющие входы формирователей временных интерва toB связаны с первым выходом формирователя импульсов, второй выход которого с. динен с входом второго и тегратора, связанного своим выходом с вторым входом формирователя временного интервала, а вход задатчика уровня связа и с выходом тра нс форм атора на п ряжения.

На фиг. 1 приведена структурная схема устройства; на фиг. 2 — временные диаграммы, поясняющие его работу в случае, когда крутящий момент на валу электродвигателя меньше заданного значения; на фиг. 3 — — то же, в случае, когда крутящий момент на валу электродвигателя больше заданного его значения.

Устройство для контроля крутящего момента иа валу электродвигателя содержит асинхронный двигатель 1, трансформатор 2 тока, трансформатор 3 напряжения, фазовращатель 4, задатчик 5 уровня, формирователь 6 импульсов, схему 7 задержки, триггер 8, первый 9, второй 10 и третий 11 интеграторы, формирователь ) 2 временного интервала и дополнительный формирователь 13 временного интервала.

Устройство работает следующим образом.

Сигналы, снимаемые с выходов трансформатора 3 напряжения и фазовращателя 4, подак тся на входы формирователя 6 импульсов, с выходов которого снимаются три сигнала. Сигнал 6.1 формируется в моменты переходов через нулевой уровень с минуса

tt3 плюс сигнала большей фазы (ток или напряжение). С второго выхода снимаются импульсы прямоугольной формы 6.2, начала которых совпадают с моментами переходов с минуса на плюс, а концы — с плюса иа минус через нулевой уровень сигнала 1.

Сигнал 6.3 формируется в момент переходов через нулевой уровень с минуса на плюс сигнала меньшей фазы (ток или напряжение в зависимости от величины крутящего момента М относительно заданного значения Мз)

Если М (Мз, то 91 (q 2, (l)

М) М, го 9 )ч (2)

Сигнал 6.3 устанавливает RS-триггер в

«единицу», а также подается на вход схемы 7 задержки, время задержки которой определяется выражением

Т= — g—

1 1

Ь)

< i где f; — верхний и нижний пределы изменения частоты питающего напряжения.

Сигнал 7 устанавливает RS-триггер 8 в «нуль». Таким образом, длительность сигнала 8 равна времени задержки блока 7.

>0

Выходной сигнал триггера 8 после интегрирования в интеграторе 11 и нестабилизированный сигнал задатчика уровня 5.2 поступают на входы дополнительного формирователя 13 временного интервала.

Сигнал 6.2 поступает на вход интегратора 10. Сигнал 1О и стабилизированный сигнал 5.1 задатчика 5 уровня подаются на входы формирователя 12 временного интервала. На выходах формирователей 12 и 13 временных интервалов формируются прямоугольные импульсы, начала которых совпадают с моментом прихода сигнала 6.3 на их управляющие входы, а концы — с моментами переходов сигналов 10 и 11 с низкого уровня на высокий через уровень сигналов 5.1 и 5.2 соответственно. Сигналы 12 и 13 поступают на входы интегратора 9, с выхода которого снимается однозначная информация о величине крутящего момента на валу электродвигателя относительно заданного его значения.

Устройство может работать в трех режимах: крутящий момент на валу электродвигателя меньше заданного его значения, в этом случае с выхода интегратора 9 снимается отрицательный уровень сигнала; крутящий момент на валу электродвигателя больше заданного момента — с выхода интегратора 9 снимается отрицательный уровень сигнала; крутящий момент на валу электродвигателя равен заданному его значению — — с выхода интегратора 9 снимается нулевой уровень сигнала.

Введение схемы 7 задержки, триггера 8, интегратора Il, дополнительного формирователя 13 временного интервала с соответствующими связями позволяет повысить точность и быстродействие контроля крутящего момента применением более точного способа устранения влияния изменения частоttt питающей сети. Повышение быстродействия достигается тем, что информацию о величине крутящего момента относительно заданного его значения устройство выдает при нахождении вектора тока в первом квадранте.

Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя, содержащее трансформатор напряжения и трансформатор тока, включенные в статорную цепь электродвигателя, фазовращатель, вход которого соединен с выходом трансформатора тока, формирователь импульсов, соединенный своими входами с выходами фазовращателя и трансформатора напряжения, задатчик уровня, один выход которого связан с первым входом формирователя временного интервала, первый интегратор, связанный одним своим входом с выходом формирователя временного интервала, и вто972276 рой интегратор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и быстродействия контроля, в него введены схема задержки, связанная своим входом с третьим выходом формирователя импульсов, триггер, соединенный своими входами с выходом схемы задержки и третьим выходом формирователя импульсов, третий интегратор, вход которого связан с выходом триггера, дополнительный формирователь временного интервала, первый и второй входы которого соединены соответственно с вторым выходом задатчика уровня и выходом третьего интегратора, а выход — с вторым входом первого интегратора, управляющие входы формирователей временных интервалов связаны с первым выходом формирователя импульсов, второй выход которого соединен с входом второго интегратора, связанного своим выходом с вторым входом формирователя временного интервала, а вход задатчика уровня связан с выходом трансформатора напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Швеции № 376128, кл. Н 02 h 7/085, опублик. 1976.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2830907/18-10, кл. G 01 1. 3/10, 1980 (прототип).

972276

f0

Я/2. 5

Составитель А. Евдокимов

Редактор Л. Филь Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 7669/29 Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх