Устройство для обучения

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскии

Социалистическиа

Республик

rii>974395 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Звнвлено 09.02.81 (21) 3292921/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15,11.82, Бюллетень №42

Дата опубликования описания 15, 11.82 (5! )М. Кл.

G 09 В 7/02

ФЬеудлрстеелеыЯ каиитет

СССР ло делам лзебретеннй н етаритнй (53 ) УД К 681. 3 °, 071 (O88. 8) В. И. Корнейчук, Л. И. Котелянец, А.П. Марковский, В. В. Пиксотов, В. Н, Сороко и М, К, Тодорова (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71 ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Изобретение относится к автомати ке и вычислительной технике, в част, ности к техническим средствам обучения, и может быть испопьзовано для управления процессом обучения в раз5 личных учебных заведениях, Известно устройство, содержащее связанные соответствующим образом устройство управления, устройство анализа ответов, блок опреде ения статистики правильных ответов, блок выдачи рекомендаций, блок памяти, блок ввода, устройства управления и анализов ответа, устройство определения очередности ответов, блок определения качества усвоения, блок оценки ожидаемых значений параметров, блок определения последовательности обучения 1 1), го

Известно также устройство, содержа" щее блок ввода характеристик образа учащегося, блок определения психо" физиологических параметров, блок обу2 чения и контроля, подключенный через коммутатор к блоку формирования образа учащегося, соединенному с бло. ком управления и с блоком памяти, который подключен к регистру текущего образца и к блоку управления, соединенному с блоком ввода образа ,учащегося f7).

Недостатком этих устройств является ограничение дидактических воэможностей иэ-за отсутствия прогно" за успеваемости учащихся по отдельным дисциплинам, а также параметров, позволяющих оптимизировать учебный процесс.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее связанные соответствующим образом блок обучения и контроля, блок oil» ределвния психофизиологических параметров, блок ввода характеристик образа, коммутатор, блок формирования параметров образа учащегося, блок сравнения параметров образов и весо974395

3 вых коэффициентов параметров, регистр текущего образа, блок идентификации прогноэируемого параметра, блок учета весовых коэффициентов, распределитель, узел прогнозирования, блок выдачи прогноза 1. 3).

Данное устройство позволяет прогнозировать успеваемость учащихся по отдельным дисциплинам, однако обладает ограниченными дитактически- >О ми возможностями из-за того, что прогнозируется толька наиболее вероятная оценка обучаемого, а не вероятностное распределение по всем оценкам, что позволило бы сущест- 35 венно улучшить качество управления учебным процессом.

Целью изобретения является рас- ширение дидактических возможностей устройства при повышении качества щ управления процессом обучения за счет оптимизации процесса прогнозирования обучения и получения вероятностных оценок градациям прогнозируемого параметра. 25

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство> содержащее блок ввода учебной информации, первый блок памяти, блок оценки и блок индикации, вход которого соединен с выходом блока оценки, введены последовательно включенные второй блок памяти и Формирователь импульсов, последовательно соединенные третий блок

35 памяти и блок элементов И-ИЛИ и последовательно включенные четвертый блок памяти и блок элементов И, выход которого соединен с первым входом блока оценки, а второй вход - c выхо

4О дом первого блока памяти, подключенным ко второму входу формирователя .импульсов, третий вход которого сое. динен с выходом четвертого блока памяти, первый выход — с первым входом четвертого блока памяти, а вто- 45 рой выход — со вторым входом четвертого блока памяти, входы второго и третьего блоков памяти подключены соответственно к первому и второму выходам блока ввода учебной информации, третий выход которого соединен со вторым входом блока элементов

И-ИЛИ, третий вход которого подключен к выходу четвертого блока памя- . ти, а выход - к первому входу пер" 55 ваго блока памяти, второй вход которого соединен с третьим выходом фор-, мирователя импульсов, формирователь импульсов содержит последовательно включенные первый узел элементов И, второй узел элементов И, первый элемент задержки, элемент ИЛИ и первый счетчик, первый и второй выходы которого являются соответственно вторым и третьим выходами формирователя, выход первого элемента задержки является первым выходом формирователя, второй вход второго узла элементов И и первый и второй входы первого узла элементов И, являются соответственно первым, вторым и третьим входами формирователя.

Блок оценки содержит последовательно включенные первый дешиФратор> счетчики первой группы, узлы деления кодов группы> узлы элементов И первой группы, узлы элементов ИЛИ первой группы, узлы умножения кодов группы, сумматор, узлы элементов

ИЛИ второй группы и узлы элементов

И второй группы, выходы которых соединены со вторыми входами соответствующих узлов элементов ИЛИ первой группы, последовательно соединенные второй дешифратор и счетчики второй группы, последовательно включенные второй счетчик, триггер и второй элемент задержки, выход которого соединен са вторыми входами триггера, сумматора и счетчиков первой и второй групп, третий элемент задержки, вход которого является вторым входом блока, а выход подключен к третьим входам счетчиков первой группы, входы первого и второго дешифраторов являются первым входом блока, вход второго счетчика является вторым входом блока, выходы узлов умножения кодов группы являются выходом блока, На чертеже изображена Функциональная схема устройства для обучения, Устройство содержит блок 1 ввода учебной информации (характеристик образа), узел 2 элементов И, блок 3 памяти (задающих параметров образа), блок 4 памяти (номеров задающих параметров образа), узел 5 элементов И, триггер 6, элемент 7 задержки> эле" менты 8 и 9 ИЛИ, счетчик 10, блок

11 памяти (образов), узлы 12-16 элементов И, триггер 17, элемент. 18 ИЛИ, связанный со входом l9 управления началом работы, элемент 20 ИЛИ, элемент 21 задержки, счетчик 22, триггер 23, элемент 24 задержки, группу счетчиков 25> дешифратор 26, эле5 97439 мент 27 задержки, группу узлов 28 элементов И, группу узлов 29 элементов ИЛИ, группу узлов 30 деления кодов, группу узлов 31 элементовИ, группу узлов 32 элементов ИЛИ, группу узлов 33 умножения кодов, узел 34 индикации, сумматор 35, группу счетчиков 36, дешифратор 37.

Элементы 7, 8 и 18, триггеры 6 и 17 объединены в блок 38 памяти, узлы

2, 5 и 9 - в блок 39 элементов И-ИЛИ, счетчик 10, узлы 12, 14, 29 и элемент

21 - в формирователи 40 импульсов> счетчики 22, 25 и 36, триггер 23> элемент 24, дешифраторы 26 и 37, элемент 27, узлы 28, 29, 30, 31, 32 и 33 и сумматор 35 — в блок 41, а узлы 13, 15 и 16 — в блок 42 элементов И, Перед началом работы устройства в блок 11 заносятся (например, с непоказанной на чертеже центральной вычислительной машины) полные наборы параметров, определенные для обучаемых, окончивших курс;

Устройство для обучения работает следующим образом.

С блока 1 (который может, например> входить в состав пульта преподавателя) в блок 3 заносятся значения известных параметров обучаемого, для которого производится прогнозирование некоторого априори неизвестного параметра, а в блок 4 заносятся номера тех параметров, зна- зЗ чения которых занесены в блок 3.

По сигналу начала операции, поступающего со входа 19, триггеры

6 и 17 устанавливаются в единичное состояние, причем сигналами с выхо- 4о дов указанных триггеров открываются элементы И узлов 2, 13 и 16. Номер прогнозируемого параметра с блока t поступает через открытый блок 39 на первый адресный вход блока 11, на дру- 5 гой адресный вход которого поступает код со счетчика 10, обеспечивая последовательное считывание параметра с номером, соответствующим поступающему из блока 1. Считанный с блока

11 код через открытые элементы И узлов 3 и 16 поступает на вход дешифратора 37, которым формируется сигнал на выходе, соответствующем коду, поступившему на вход. Указанным сигналом прибавляется единица на том из группы счетчике 36, номер которого соответствует считанному из блока 11 коду. Таким образом на счетчике 36 накапливаются статистические данные о прогнозируемом параметре, т,е. на

i-ì счетчике. 36 при переполнении счетчика 10 находится число количества обучаемых, окончивших курс, у которых значение прогнозируемого параметра равно

После окончания цикла накопления статистики прогнозируемого параметра сигналом переполнения счетчика 10 триггеры 6 и 17 устанавливаются в нулевое состояние, открывая элементы

И узлов 5> 12 и 15. На первый адресный вход блока 11 через открытый блок

39 поступает с блока 4 первый номер известного априора параметра обучаемого, для которого производится прогноз, например, равнсго j а счетчиком 10 обеспечивается последовательное считывание с выхода блока 11 значения j-х параметров всех обучаемых, .окончивших курс, Каждое такое число через открытые элементы И узла 12 поступает на первый вход узла 14, на другой вход которого подается считываемое из блока 3 значение j-го параметра обучаемого, для которого и производится прогнозирование. Если значения j-ro параметра очередного обучаемого, окончившего курс, и j-ro параметра обучаемого, для которого производится прогнозирование, не совпадают> то узлом 14 формируется сигнал, который через элемент 20 ИЛИ поступает на счетный вход счетчика 10, а если совпадение имеет место, то узлом 14 выдается сигнал на элемент

21, которым последовательно формируются сигналы, поступающие на элемент 18 ИЛИ, и через элемент 20 ИЛИ на счетчик 10. По первому сигналу триггер 6 устанавливается в единичное состояние, открываются элементы

И узлов 2 и 13, вследствие чего на первый адресный вход блока 11 поступает из блока 1 номер прогнозируемого параметра и с выхода блока 11 через открытые элементы И узлов 13 и 15 поступает на вход дешифратора 26 значение прогнозируемого параметра того обучаемого j-й параметр которого совпал с j-м параметром обучаемого, для которого производится прогнозирование, равное, например, 1. Тогда дешифратором 26 формируется сигнал на

1-м выходе и к содержимому 1-го счетчика из счетчиков 25 прибавляется единица сигналом с элеме нта 7 триггер

6 устанавливается в нуль, а сигналом

Формула изобретения

7 97 с элемента 21 счетчик 10 увеличивает, свой код на единицу, выбирается, таким образом, j-параметр следующего обучаемого иэ блока tl и так далее, пока указанным способом не будут обработаны j-е параметры всех обучаемых, окончивших курс, На счетчиках

25 при этом фиксируется статистика совпадений по J"му параметру, т,е. на rn-м счетчике из группы счетчиков

25 фиксируется число совпаденийпо j-му параметру обучаемого, для которого производится прогнозирование, и. Обучаемых, окончивших курс, у которых значение прогнозируемого параметра оавно m, При переполнении счетчика

10 коды счетчиков 25 делятся на узлах 30 на соответствующие коды счет" чиков 36, которые поступают на узлы

30 через узел 29. Частные с узлов 30 через открытые элементы И узлов 31 и элементы ИЛИ узлов 32 поступают на узлы 33, в которых к началу работы записаны единицы, а в ходе работы н,;капливаются произведения частных из узлов 30. По окончании указанных операций элементом 24 выдается сигнал сброс в нуль счетчиков 25 и начиi--:- е.-ся обработка описанным способом (,.+1} -го параметра. Когда все параметры, известные априори об обучаемом, для которого производится про.

:-нозирование, исчерпаны, счетчик 22

:.ыдает сигнал переполнения, которым тр ггер 23 устанавливается в единич:-х-е:-.Остояние, закрывая элементы И узлов 3i и открывая элементы И уэ.;=св 28, Числа, содержащиеся на счетч ха;; 36, через элементы ИЛИ узлов 29 и открытые элементы И узлов .:.8 элементы ИЛИ узлов 32 поступают на входы узлов 33, на которых указанные числа перемножаются с их содержимым. сигнал с выхода элемента

27 устанавливает триггер 23 в нулевое состояние, счетчики 25 - в единичное состояние, счетчики 36 - в нулевое состояние и разрешает работу многовходового сумматора 35, которым формируется оумма чисел, хранящихся в узлах 33, которая через элементы ИЛИ узлов 29 поступает на вторые входы всех узлов 30, на выхо" дах которых, так как на первые их входы поступает единица со счетчиков

25, формируются величины, обратные поступившей на вход сумме, пройдя через элементы И узлов 31 и элементы, ИЛИ узлов 32, указанные величины пе4395 8 ремножаются в узлах 33 с содержимым последних и полученные в результате величины поступают на блок 34, который может входить в состав пульта

5 преподавателя.

Если обозначить число обучаемых, окончивших курс со значением прогнозируемого параметра, равным 1, через

V„, i=1,2,...,q, где q - число гра14 даций прогнозируемого параметра, а число обучаемых, окончивших курс, у которых значение прогнозируемого параметра равно i u j-й параметр совпадает с j-и параметром, для которо1> го производится прогнозирование, обозначить через p(j/i), то формируемые устройством вероятности Р. получения

i é градации прогнозируемого параметра представлены в виде

ЯДРО« /Р; и P(jj 3lP„

1=1 1=1 где n - число априори известных пара2S метров обучаемого, для которого производится прогнозирование.

Обозначив число обучаемых, окончивших курс,.через И, формула (1) предЗЕ ставлена в виде

y„.1 1 n„P(jii) JP„

Р„- " „() (p„tN. р(и Р, 1»г 3

И Формула 2 представляет собой формулу Бейеса и является статистически оптимальным алгоритмом определения вероятности гипотез.

Таким образом, предлагаемое уст4в ройство оптимизирует процесс прогнозирования обучения по сравнению с известным, позволяет получить- ре-. зультат в виде оценок вероятности градации прогнозируемого параметра, за счет чего достигается расширение дидактических возможностей по сравнению с известным. устройство для Обучения содер жащее блок ввода учебной информации, первый блок памяти, блок оценки и блок индикации, вход которого соединен с выходом бЛока оценки, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены no""

9 97439 следовательно включенные второй блок памяти.и формирователь импульсов, последовательно включенные третий блок памяти и блок элементов И-ИЛИ, и последовательно включенные четвертый блок памяти и блок элементов

И, выход которого соединен с первым входом блока оценки, а второй входс выходом первого блока памяти, подключенным ко второму входу формирова- 10 теля импульсов, третий вход которого соединен с выходом четвертого блока памяти, первый выход " с первым входом четвертого блока памяти, а второй выход - co вторым вход блока, !3 оценки и со вторым входом четверто" го блока памяти, входы второго и третьего блоков памяти подключены соответственно к первому и второму выходам блока ввода учебной информации, третий выход которого соединен со вторым входом блока элементов И-ИЛИ, третий вход которого подключен к выходу четвертого блока памяти, а выход — к первому входу первого блока памяти, второй вход которого соединен с третьим выходом формирователя импульсов.

2, Устройство no n, 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в нем формирователь импульсов содержит после» довательно включенные первый узел элементов И, второй узел элементов

И, первый элемент задержки, элемент

ИЛИ и первый счетчик, первый и второй выходы которого являются соответ3S ственно вторым и третьим выходами формирователя, выход первого элемента задержки является первым выходом формирователя, второй вход второго узла элементов И и первый и второй вхо5 10 ды первого узла элементов И являются соответственно первым, вторым и третьим входами формирователя.

3. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в нем блок оценки содержит последовательно включенные первый дешифратор, счетчики первой группы, узды деления кодов группы, узлы элементов И первой группы, узлы элементов ИЛИ первой группы, узлы умножения кодов группы, сумматор, узлы элементов ИЛИ второй группы и узлы элементов И второй группы, выходы которых соединены со вторыми входами соответствующих узлов элементов ИЛИ первой группы, последовательно соединенные второй дешифратор и счетчики второй группы, последовательно включенные второй счетчик, триггер и второй элемент задержки, выход которого соединен со вторыми входами триггера, сумматора и счетчиков первой и второй rpynn, третий элемент задержки, вход которого является вторым входом блока, а выход подключен к третьим входам счетчиков первой группы, входы перво" го и второго дешифраторов являются первым входом блока, вход второго счетчика является вторым входом блока, выходы узлов умножения кодов группы являются выходом блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское .свидетельство ССГПО, N 517038, кл. G 09 В 7/04, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

М 579653, кл. С 09 В 7/06, 1975»

3, Авторское свидетельство СССР по заявке М 2720662/18-24, кл. G 09 В 7/00, 1979 (прототип).

Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх