Шаровой шарнир

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii) 979738 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.01.81 (21) 3231046/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) П риоритет— (51) M Кл з

F 16 С l l j06

Гееуднрственный квмнтет

СССР (53) УДК 621.828..2 (088.8) Опубликовано 07.12.82. Бюллетень №45

Дата опубликования описания 17.12.82 по делам нзобретеннй н аткрмтий (72) Авторы изобретения

В. С. Зятьков, Б. А. Труфанов, Ю. К. Тонкошкуров, В. И. Игнатьев и А. Н. Тимофеев (71) Заявитель (54) ШАРОВОЙ ШАРНИР

Изобретение относится к общему машиностроению, а точнее к шаровым шарнирам, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в различного рода шарнирно-рычажных механизмах, силовых фермах. 5

Известен шаровой шарнир, содержащий одну тягу, с возможностью вращения на этом шарнире (1).

Недостатком шарнира является наличие только одной тяги. Установка второй тяги требует второго шарнира.

Наиболее близким техническим решением является шаровой шарнир, содержащий несколько цапф в виде сферических секторов с внутренними выемками, образующими сферическую полость, размещенными в корпусе с опорой и крышкой (2).

Недостатком указанного шарнира является относительно небольшая величина угла между осями цапф и подстыковочными к ним тягами. С увеличением угла между цапфами уменьшается площадь контакта сферической поверхности крышками с наружной сферической поверхностью цапф, что уменьшает несущую способность шарнира. При величине угла между осями цапф, близкой к 180, подобное соединение вообще невозможно, так как исчезает поверхность контакта крышки с наружной поверхностью цапф.

Целью изобретения является расширение диапазона возможных угловых перемещений.

Указанная цель достигается тем, что в шаровом шарнире, содержащем полую опору с внутренней сферической поверхностью, в Которой установлены центральный шаговый элемент с цапфами, связанными с тягами, цапфа одной из тяг выполнена в виде одинарной проушины с внутренней сферической поверхностью и установлена на сферической поверхности центрального шарового элемента, при этом центральный шаровой элемент выполнен с плоскими параллельными участками, а цапфа второй тяги выполнена в виде двойной проушины и установлена шарнирно на параллельных участках центрального шарового элемента.

На фиг. 1 показан шаровой шарнир, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Шаровой шарнир содержит опору 1 с внутренней сферической поверхностью, в

979738

10

Формула изобретения

35 которой размещен центральный шаровой элемент 2 с закрепленными на нем проушинами 3 и 4, причем одинарная проушина

3 своей внутренней сферической поверхностью контактирует с центральным шаровым элементом 2, а двойная проушина 4 закреплена на его параллельных торцах при помощи оси 5 и гайки 6. Устанавливаемые тяги 7 и 8 закреплены на проушинах 3 и 4.

Кронштейн 9 с центральным отверстием под опору 1 служит его направляющей.

Опора 1 и одинарная проушина 3 имеет вырез под установку центрального шарового элемента.

Кронштейн 9 и опора 1 имеют также отверстия и вырезы, которые необходимы для подвода к центральному шаровому элементу 2 проушин 3, 4 и сборки шарового шарнира.

Сборка соединения осуществляется следующим образом.

Опора 1 устанавливается в кронштейн 9, затем через прямоугольные отверстия опоры и кронштейна вводится одинарная проушина 3, после чего через монтажные вырезы кронштейна, опоры и проушины вводится центральный шаровой элемент 2 и разворачивается на угол 90 . Затем к центральному шаровому элементу 2 через соответствующие отверстия кронштейна 9 и вырезь! опоры 1 подводится двойная проушина

4 и закрепляется на ней осью 5, которая вводится через боковое отверстие кронштейна 9 и закрепляется гайкой 6. На проушины

3, 4 устанавливаются тяги 7, 8 и соединение готово к работе.

Таким образом, тяга 8, закрепленная на двойной проушине 4, имеет возможность вращения вместе с центральным шаровым элементом 2 в сферической полости опоры 1, а тяга 7, закрепленная на одинарной проушине 3, может вращаться вместе с ней на сферической поверхности центрального шарового элемента 2, т. е. тяги имеют все сте4 пени свободы, которые обеспечивает шаровой шарнир в пределах зазоров, имеющихся в опоре и кронштейне. Опора 1 с закрепленными на ней деталями имеет возможность возвратно-поступательного движения в направляющем отверстии кронштейна.

В случае необходимости опора 1 может быть выполнена с фланцем и закреплена неподвижно на основании, а надобность в кронштейне отпадает.

Предлагаемый шаровой шарнир обеспечивает возможность закрепления двух тяг, вращающихся относительно общего центра, на одной шаровой детали в широком диапазоне возможных угловых перемещений.

Шаровой шарнир, содержащий полую опору с внутренней сферической поверхностью, в которой установлен центральный шаровой элемент с цапфами, связанныютягами, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона возможных угловых перемещений тяг, цапфа одной из тяг выполнена в виде одинарной проушины с внутренней сферической поверхностью и установлена на сферической поверхности центрального шарового элемента, при этом центральный шаровой элемент выполнен с плоскими параллельными участками, а цапфа второй тяги выполнена в виде двойной проушины и установлена шарнирно на параллельных участках центрального шарового элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 236146, кл. F 16 С 11/06, 2. Авторское свидетельство СССР № 280123, кл. F 16 С 11/06, 1968 (прототип) .

979738

Составитель С. Корнюшенко

Редактор.Т. Киселева Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 9317/21 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх