Способ определения долговечности подшипника качения и устройство для его осуществления

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Сои«иалистических

- Республик

< «989347 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 02.06.81 (21) 3296704/25-27 с присоединением. заявки ¹â€” (И) М.к.

G0i М 1З/04

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

)$3) _#_g®C 658. 562. . 012. 7 (088. 8) Опубликовано 151«1.83. Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 15. 01. 83! e

А.М.Эазнобин, Г.Ф.Масалов и E.ß.«Itðîâèíñêèé :« " . Ф.. (72) Авторы изобретения

Специальное опытное проектно-конструктщйко -техв б«оро Сибирского отделения Всесоюзйой орденка„Ле академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ле (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для определения долговечности подшипников качения.

Известен способ определения долговечности подаипников.качения, заключающийся в том, что измеряют скорости вращения подвижного кольца подшипника при действии на него осевой и радиальной нагрузки и сепаратора, находят их отношение и, сравнивая зто отношение с расчетным, определяют долговечность подшипника Г1 ).

Однако известный способ характеризуется низкой точностью определения долговечности подшипников.

Известно также устройство для определения долговечности подшипников качения, содержащее приводной вал для установки испытуемого подшипника, датчик угловых меток вала и последовательно соединенные датчик тел качения, делитель частоты и блок сравнения, индикатор Г l .«. 25 . Цель изобретения — повышение точности определения долговечности подшипников за счет учета угла контакта.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения дол- Зо говечности подшип ника качения измеряют скорость вращения подвижного коль1 ца подшипника при действии на него осевой и радиальной нагрузки и сепаратора, находят их отношение, сравнивают полученное отношение с расчетным и по результатам сравнения судят о долговечности под«випника, в- процессе измерения отношения скоростей подвижного кольца и сепаратора производят изменение величины радиальной нагрузки от нуля до максимально допустимой величины при постоянной величине осевой нагрузки. устройство для определения долговечности подшипников. качения, содержащее приводной вал для установки испытуемого подшипника, датчик угловых меток вала и последовательно соединенные датчик тел качения, делитель частоты и блок сравнения, инднкатор, снабжено последовательно соединенными умножитвлем частоты, вход которого соединен с выходом датчика угловых меток вала, формирователем иьцтульсов, счетчиком и регистром, выход которого соединен с вторым входом индикатора, а также задатчиком расчетного значения, выход которого соединен с входом блока

989347 тель 9 импульсов, счетчик 10, регистр

11, индикатор 12, а также эадатчик

13 расчетного значения, блок 14 срав- 20 нения, выход которого соединен с первым входом индикатора 12, первый вход блока 14 сравнения подключен к второму выходу регистра 11, второй вход — к выходу задатчика 13 расчетного значения, Выход умножителя 6 частоты соединен с первым входом фор40 мирователя 9 импульсов, второй выход которого подключен к второму входу счетчика 10, а третий выход — к второму входу регистра 11

Устройство работает следующим образом.

Контролируемый подшипник устанавливают на вал 1 привода 4. Узлом 2 осевого и узлом 3 радиального нагружения создают заданные значения нагрузок и подвижное кольцо приводят во вращение с заданной скоростью. При этом н бесконтактном датчике 5 угловых меток генерируются импульсы, частота которых пропорциональна частоте вращения вала привода 4 и числу

359 меток на диске, жестко установленном на валу. В бесконтактном датчике 7 частоты тел качения генерируются импульсы, частота которых пропорциональна частоте вращения сепаратора и числу тел качения н подшипнике.

Сигнал с выхода датчика 5 угловых меток поступает на вход умножителя б частоты, с ныхода которого после умножения на постоянное число сигнал угловых MQTQK поступает на первый вход формирователя. 9 импульсон. Сигнал с выхода датчика 7 частоты тел 55 качания поступает на вход делителя 8 частоты, с выхода которого после деления на целое число, кратное числу тел качения, на второй вход формирователя 9 импульсов подается сигнал, 60 частота которого кратна частоте вращения сепаратора. Формирователь 9 импульсов выдает на свой первый выход импульсы с умноженной частотой угловых меток, поступающие на парный,$5 сравнения, при этом второй вход формирователя импульсов соединен с вы- ходом делителя частоты, а второй и третий выходы соответственно — с вторыми входами счетчика и регистра в орой выход которого соединен с этот

/ рым входом блока сравнения.

На чертеже показана блок-схема устройства для осуществления способа. устройстно содержит приводной вал

1 для установки испытуемого подшипника, узлы осевого 2 и радиального 3 нагружения, привод 4 вращения вала

1, датчик 5 угловых маток вала 1, ны" ход которого соединен со входом умножителя б частоты,последовательно сае-. 5 динанные датчик 7 частоты тел каче- ния, делитель 8 частоты, формировавход счетчика 10, а импульсы со второго выхода ф0рмироватвля 9 поступают на второй вход счетчика 10 для устаВоВКН его B ноль. С третьего выхода формирователя 9 следуют импульсы записи на второй вход регистра 11. При этом в регистр 11 через первый вход поступает результат измерения отношения частоты вращения подвижного кольца к частоте вращения сепаратора, полученного на выходе счетчика 10.

Сигнал из регистра 11 выдается на второй вход индикатора 12 и первый вход блока 14 сравнения, на второй

:вход которого поступает сигнал, соот" нетствующий расчетному значению контролируемого подшипника с выхода задатчика 13 расчетного значения, С выхода блока 14 сравнения сигнал поступает на вход индикатора 12, где индицируется измеренное значение отношения частоты вращения подвижного кольца к частоте вращения сепара тора и сигнал отклонения.этого значения от расчетного, по которому оп» ределяется долговечность подшипника.

Предлагаемый способ и устройство позволяют повысить точность определения долговечности подшипников.

Формула изобретения

1. Способ определения долговеч ности подшипника качания, заключа" .ощийся в том, что измеряют скорость вращения подвижного кольца подшипника при действии на него осевой и радиальной нагрузки и сепаратора, находят их отношение, сравнивают, полученное отношение с расчетным и по результатам сравнения судят о долговечности подшипника, о т л и ч а.юшийся. тем, что, с целью повышения точности определения долговечнос- . ти подшипника за счет учета угла кон" такта, в процессе измерения отношения скоростей подвижного кольца и сепаратора производят изменение величины радиальной загрузки от нуля до максимально допустимой величины при постоянной величине осевой нагруз» ки.

2. Устройство для определения долговечности подшипника качения, содержащее приводной вал для устанрвки ,испытуемого подшипника, датчик угловых маток вала и последовательно соединенные датчик твл качения, делитель частоты и блок сравнения, индикатор, о т л и ч а ю щ е в с я тем, что оно снабжено йоследовательно соединенными умножитвлем частоты, вход которого соединен с выходом датчика угловых меток вала, формиро- вателем импульсон, счетчиком и регистром, выход которого соединен с вторым входом индикатора, а-также

989347

Составитель И. Варанов.

Редактор Н.Киытулинец Техред Л.Пекарь КОрректор О.Билак

Эаказ 11109/58 Тираж 871 Подписное,ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .

113035, Москва, М-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4 эадатчиком.расчетного эначения, выход которого соединен с входом блока сравнения, при этом второй вход формирователя ймпульсов соединен с выходом делителя частоты, а второй и третий выходы соответственно - с вторыми входами счетчика и регистра, второй выход которого соединен с вто-. рым входом блока сравнения.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 347618, кл. 9 01 М 13/04, 1972 (прототип} .

Способ определения долговечности подшипника качения и устройство для его осуществления Способ определения долговечности подшипника качения и устройство для его осуществления Способ определения долговечности подшипника качения и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх