Способ вибрационной диагностики опор приборов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскии

Социа лист ическик

Уесйублин

<>987436 Ф<

4l fj

А (е

/ (63)Дополнительное, к авт. свид-ву— (22) Заявлено 090781 (21) 3316985/25- 27 р ц з

С 01 М.13/04 с присоединением заявки Нов

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н откры нй (23) Приоритет— (33) УДК 658. 562 ° . 012. 7 (088. 8) Опубликовано 0701,83.Бюллетень Мо 1

Дата опубликования описания 070183

P.10. Бансявичюс, И.П. Воболис и К.М.- Рагуль

I (72) Авторы изобретения

Каунасский политехнический институт-. им. Антанаса Снечкуса (73) Заявитель (54) СПОСОБ ВИБРАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ОПОР

ПРИБОРОВ

Изобретение относится к подшипни- ковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики опор приборов.

Известен способ диагностики опор гироскопических приборов, заключающийся в измерении спектра радиальных колебаний каждого подшипника вращающегося ротора прибора, и качество подшипников определяют путем сравнения их спектров со спектром эталонного подшипника (.1 1. . Однако известный способ не имеет нужную точность диагностики каждого подшипника.

Целью изобретения является повышение точности диагностики каждого, подшипника за счет учета дефектов каждого подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что согласнЬ способу вибрационной диагностики опор приборов, заключающемуся в измерении спектра радиальных колебаний каждого подшипника вращающегося ротора прибора и последующем определении качества подшипников путем сравнения их спектров со спектром эталонного подшипника, при измерении радиальных колебаний подшипника дополнительно создают вынужденные радиальные колебания каждого подшипника в двух взаимно перпендикулярных направлениях, при этом центр колебаний при контроле одного подшипника совмещают с геометрическим центром другого подшипника.

На фиг. 1 изображена функциональная схема реализации способа; на фиг. 2 — схема колебаний ротора, на фиг. 3 - спектр радиальных колебаний одного из подшипников соответственно при совпадении центра колебаний с центром другого подшипника (1 ) и при отсутствии этого совпадения (2 )

Способ осуществляется следующим образом.

Устанавливают на подвижное осно20 вание 1 ротор 2 с опорами 3 и 4.

При вращении ротора 2 возникающий в опорах 3 и 4 спектр колебаний регистрируется при помощи измерителя 5 колебаний, при этом каждой из опоры отдельно.

Для локализации дефектов точкам

0 . и Оо основания 1 создают вынужденные гармонические колебания по двум координатам, например Х, У„, 30 и Х2 У2 987436

Фазы колебаний по координатам каждой из точек отличаются на 90, а фазы колебаний по той же координате (например, Х) обеих точек на 180 .

В связи с этим точки 0 и Оь основания 1 перемещаются по окружности.

При этом амплитуды колебаний подбираются так, чтобы центр вынужденных колебаний совпал с геометрическим центром одной опоры. Из-за наличия колебаний опора 3 остается в той же точке пространства, à опо-. ра 4 совершает вместе с основанием

1 движение по окружности.

В связи с этим опора 3 получает дополнительную радиальную нагрузку, вследствие чего лучше проявляются различные дефекты, и амплитуды составляющих от этих дефектов в спектре колебаний увеличиваются. Кроме того, в спектре колебаний появляются новые составляющие, обусловленные дефектами опоры 3 из-за радиальной нагрузки. При помощи измерителя 5 колебаний регистрируется спектр колебаний опор 3 и 4. После этого точкам 0 и 0 основания создают вы1 ! нужденные колебания (координаты Х, у„, у и Х на фиг. 2) аналогичным образом, чтобы их центр совпал с геометрическим центром опоры 4. Регистрируется спектр колебаний обеих опор, после чего сравниваются спектры колебаний каждой из опор при двух измерениях и определяются составляющие спектра колебаний, а тем самым и дефекты характерные каждой опоре отдельно.

Таким образом, создание вынужденных колебаний соответствующих амплитуд и фаз позволяет создавать отдельно каждой опоре дополнительную нагрузку, что вызывает повышение амплитуд составляющих в спектре колебаний соответствующей опоры, и тем самым определить дефекты, характерные этой опоре. Кроме того, создается воэможность определить дефекты, появляющиеся при возникновении повышенной нагрузки опор. Это позволяет предупредить возможное ухудшение параметров приборов.

Формула изобретения

Способ вибрационной диагностики опор приборов, заключающийся в измерении спектра радиальных колебаний ротора прибора и последующем определении качества подшипников путем

З) сравнения их спектров со спектром эталонного подшипника, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности диагностики за счет учета дефектов каждого подшипни23 ка, при измерении радиальных колебаний подшипника дополнительно создают вынужденные. радиальные колебания каждого подшипника в двух взаимно перпендикулярных направлениях, при

3Q этом центр колебаний при контроле одного подшипника совмещают с геометрическим центром другого подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Я 1. Ковалев М.П., Моржаков С.П. и Терехов К.С. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств. М., "Машиностроение", 1965, с. 66-67 (прототип).

987436

Тираж 871 Подписное

ВНШШИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 10282/28

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель И. Баранов

Редактор О.. Юрковецкая Техред О. Неце Корректор С. Шекмар

Способ вибрационной диагностики опор приборов Способ вибрационной диагностики опор приборов Способ вибрационной диагностики опор приборов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх