Способ определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОП ИСАЙИ Е

ИЗОВРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ «> 979938 (Sl)M Ka

601 М 1304 (53) УДК 658.562.

012.7 (088.8) (61) Дополнительное к авт. синд-ву (22) Заявлено 19.02.81 (21) 3248396/25-28 с присоединением заявки йа

)Ьеударстаевй квинтет

СССР ав делам «забретеккк

«,внритнк (23 ) Приормтет—

Опубликовано 07.12.82. Бюллетень М 45

Дата опубликования описания 07.12.82

1 . й

Московский авиацноинмй toxEollotwlBcKHH институт им. К.Э. Циолковского (7l) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ БЫСТРОВРАЩАЮЩИХСЯ

КАРИКОПОДШИПНИКОВ

Э

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использован для определе- . ния долговечности быстровращающихся шарикоподшипников.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников с использованием показателей стендовой долговечности, заключающийся в том, что нагружают подшипник, вращают его на рабочих оборотах, возбуждают в нем вынужденные колебания и, учитывая резонансную частоту одного из элементов подшипника по корреляционной зависимости "резонансная частота— долгов чность", определяют допговечность подшипника t l ).

Однако известный способ не позволяет определить состояние смазки в зоне. контакта шариков с сепараторами, что приводит к невысокой точности определения долговечности / подшипников.

Целью изобретения является повышение точности определения долговечности подшипников.

Эта цель достигается тем, что согласно спо5 собу определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников с использованием показателей стендовой долговечности, заключающемуся в том, что нагружают подшил. ник, вращают его на рабочих оборотах, возбуждают в нем вынужденные колебания и, учитывая резонансную частоту одного из элементов подшипника по коррелляционной зависимости "резонансная частота — долговечность" определяют долговечность подшипника, определяют резонансные частоты колебаний сепаратора при вращении подшипника соответственно по часовой и против часовой стрелки, вычисляют разность этих резонансных частот, 20 разгружают подшипник и вновь нагружают его на рабочих оборотах и при этом определяют разность резонансных частот сепаратора при вращении подшипника соответственно по часовой и против часовой стрелки, а при опре3 979938 делении долговечности учитывают соотношение полученных разностей частот.

На чертеже показана схема осуществления способа определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников. 5

Схема содержит корпус 1, установленные на нем привод 2 для крепления и вращения испытуемого шарикоподшипника 3, груз 4, вибродатчик 5, . вибростенд 6, упругосоединенный с грузом 4, генератор 7 звуковых коле- >р баний, частотомер 8 и индикатор 9.

Способ осуществляют следующим образом.

Испытуемый шарикоподшипник 3 закрепля ют на валу привода 2, размещают на наружном кольце подшипника 3 груз 4. С помощью 1 привода 2 вращают шарикоподшипник 3 с рабочими оборотами. Изменяют частоту генератора /,питающего вибростенд 6, и с помощью частотомера 8 и индикатора 9 находят резоныуй час?оту сепаратора поддшка 3 20

Учитывая эту резонансную частоту по корреляционной зависимости "резонансная частота— долговечность", определяют долговечность подшипника. Поскольку контакт сепаратора происходит неодинаково со всеми шариками, то неравномерности нагружения сепаратора шариками определяют разность резонансных частот сепаратора при. вращении.подппшника соответственно по часовой и против часовой стрелки. Затем разгружают подшипник 3 и вновь нагружают его грузом 4 и на рабочих оборотах снова определяют разность резонансных частей сепаратора, при вращении подшипника соответственно по часовой и против часовой стрелки. При определении долговечности подшипника по корреляционной зависимости "резонансная частота — долговечность" учитывают соотношение полученных разностей частот.

Экономический эффект от применения предлагаемого способа по сравнению с известным заключается в том, что определение долговечности по наиболее слабому элементу — сепа1 ратору быстровращающихся шарикоподшипников повышает точность прогнозирования их срока службы.

Формула изобретения

Способ определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников с использованием показателей стендовой долговечности, заключающийся в roM, что нагружают подшипник, вращают его на рабочих оборотах, возбуждают в нем вынужденные колебания и, учитывая резонансную частоту одного иэ элементов подшипника по корреляционной зависимости "резонансная частота — долговечность", определяют долговечность подшипника, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности определения долговечности подшипников, определяют резонансные частоты колебаний сепаратора при вращении подшипника соответственно по часовой и против часовой стрелки, вычисляют разность этих резонансных частот, разгружают подшипник и вновь нагружают его на рабочих оборотах и при этом определяют разность резонансных частот сепаратора при вращении подшипника соответственно по часовой стрелке, а при определении долговечности учитывают соотношение полученных разностей частот.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СС(Р М 796699, кл. G 01 М 13 04, 1981.

979938

Редактор Т, Кугрышева

Тираж 887

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьпий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 9347/31

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Харитонов

Техред А.Бабинец Корректор Е. Рошко

Способ определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников Способ определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников Способ определения долговечности быстровращающихся шарикоподшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх