Коробка передач транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<„f92253

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.09.81 (21) 3334377/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 К 17/16

Гоеудеретааввмй комнтет

СССР

Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4 (53) УДК 629.! 13

-587 (088. 8) во девам взабратений и еткрмтий

Дата опубликования описания 05.02.83

В. Б. Альгин, В. В. Грицкевич, В, П. Меленцевич,, А. И. Прокопенко, И. С. Цитович и И:., Г. Шейнкер- (72) Авторы изобретения

Институт проблем надежности и долговечнести- машин

Белорусской ССР и Минский дважды ордена Ленийац ордена

Октябрьской Революции автомобильный завод (71) Заявители. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая установленный в корпусе входной вал с жестко закрепленной на нем ведущей шестерней, первый зубчатый механизм с муфтами для распределения мощности по нескольким потокам, суммирующий дифференциал, коронная шестерня которого связана по крайней мере через одну зубчатую передачу и одну муфту упомянутого зубчатого механизма с ведущей. шестерней, а через другую муфту с входным валом, а солнечная шестерня соединена с входным валом жестко, выходной вал и связанный с ним второй зубчатый механизм, связанный с водилом суммирующего дифференциала и тормозом, соединенным с корпусом.

В данной конструкции получение N передач переднего хода осуществляется следующим образом.

Первая передача получается включением тормоза, соединяющего коронную шестерню суммирующего дифференциала с корпусом; прямая передача — путем включения муфты, соединяющей упомянутую коронную шестерню с входным валом, а остальные N — 2 передачи получаются за счет зубчатого механизма, в котором -должно быть установлено N — 2 зубчатых передач и такое же количество муфт для включения этих передач 11) .

При небольшом числе передач, например три, четыре, пять, такое решение приемлемо. При требуемом числе передач переднего хода (шесть и более) такая конструкция становится сложной, с большими габаритами в осевом направлении.

А также данная коробка - передач характеризуется недостаточной надежностью, во-первых, из-за большого количества зубчатых передач и элементов управления, и, во-вторых, из-за недостаточной несущей способности выходного зубчатого механизма, работающего на заднем ходу.

При включении передачи заднего хода

2О на шестерни выходного зубчатого механизма действуют наибольшие крутящие моменты и шестерня, соединенная с водилом суммирующего дифференциала, работает в тяжелых условиях. Из-за консольного

992253 расположения этой шестерни возникают перекосы, что неблагоприятно сказывается не только на ее работоспособности, но и на работоспособности подшипников и сателлитов суммирующего дифференциала.

Цель изобретения — уменьшение габаритов и повышение надежности коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства, входной вал выполнен разъемным, причем ведущая шестерня закреплена на одной из его частей, солнечная шестерня и вторая из упомянутых муфт — на другой его части, при этом первый зубчатый механизм дополнительно снабжен зубчатой передачей с муфтой для связи второй из упомянутых частей входного вала с ведущей шестерней, а второй зубчатый механизм представляет собой дифференциал, водило и солнечная шестерня которого соединены соответственно с выходным валом и с второй частью входного вала, а коронная шестерня — с водилом суммирующего дифференциала и с упомянутым тормозом.

На чертеже показана схема коробки передач с шестью передачами хода и одной передачей заднего хода.

Коробка передач содержит корпус 1, входной вал 2, на котором расположена ведущая шестерня 3 зубчатого механизма для распределения мощности по нескольким силовым потокам, взаимодействующая с ведомыми шестернями 4 и 5, расположенными на промежуточных валах 6 и 7. При этом шестерня 5 соединяется с валом 7 при помощи муфты 8. Суммирующий дифференциал состоит из солнечной шестерни 9, сателлитов 10 и коронной шестерни 11, с которой связан вал 12, с закрепленным на нем зубчатым колесом 13, взаимодействую-. щим с зубчатым колесом 14, связанным с валом 7. Выходной дифференциальный зубчатый механизм содержит водило 15, соединенное с выходным валом 16, сателлиты 17 коронную шестерню 18, соединенную с водилом 19 суммирующего дифференциала и с тормозом 20 для блокировки с корпусом.

Солнечное колесо 21 этого механизма соединяется с шестерней 9 с помощью вала 22., который расположен внутри вала 12, блокируется с этим валом при помощи муфты

23 и соединяется с входным валом 2 через муфту 24. Вал 22 связан с шестерней 3 через муфту 24. Вал 22 связан с шестерней 3 через зубчатую передачу, включающую шестерни 25 и 26, которые соединяются через муфту 27 с валом 6 и закрепленной на валу шестерней 4.

Коробка передач работает следующим образом.

На первой передаче включаются муфта

27 и тормоза 20. Силовой поток передается через шестерни 3 и 4, 26 и 25 на колесо 21, водило 15 и вал 16. На второй передаче включается муфта 24 и тормоз 20.

Крутящий момент передается напрямую к колесу 21, взаимодействующему с сателлитами 17, которые обкатываются по неподвижной шестерне 18 и приводят во вращение водило !5 и вал 16. Третья передача образуется включением муфт 8 и 23. Нагрузка передается через шестерни 3 и 5 и колеса 14 и 13 и далее через элементы обоих дифференциальных механизмов, которые заблокированы между собой через муфту 23 и вращаются как одно целое с выходным валом. На четвертой передаче включаются муфты 8 и 27. Мощность к валу 16 передается двумя потоками. Первый поток идет через шестерни 3 и 5 и колеса 14 и 13 к коронной шестерне 11 суммирующего дифференциала и от нее далее на водило 19 и шестерню 18 выходного зубчатого дифференциального механизма. Второй поток передается через шестерни 3 и 4, 26 и 25. Часть этого потока передается через шестерню 9 на водило 19 и суммируется с первым потоком. Остальная часть этого потока через колесо 21 передается на водило 15, где также складывается с первым потоком. Пятая передача образуется включением муфт 27 и 23. Крутящий момент передается через шестерни 3 и 4, 26 и 25 и далее на вал 16, так как оба дифференциальных механизма заблокированы между собой муфтой 23 и вращаются заодно с валом 16. На шестой передаче вал 2 и вал 16 связаны между собой напрямую включением муфт 24 и 23. Силовой поток передается с вала 2 через муфту 24 на вал 22 и, от него через заблокированные муфтой 23 дифференциальные механизмы на вал 16. Для получения заднего хода включается муфта 8 и тормоз 20. Силовой поток передается через шестерни 3 и 5 и колеса 14 и 13 на шестерню 11. Так как шестерня 18 неподвижна, то сателлит IO, вращаясь вокруг неподвижной оси водила

19, приводит в движение шестерню 9. При этом солнечная шестерня 9 вращается в сторону противоположную направлению вращения шестерни 11 и вала 2. Далее вращение передается на колесо 21, приводящее в движение сателлиты 17, которые, обкатываясь по неподвижному колесу 18, приводят в движение водило 15 и вал 16.

В табл. 1 приведены порядок включения элементов управления и передаточные числа коробки передач, разработанной для автомобиля особо большой грузоподъемности. В табл. 2 даны ориентировочные значения чисел зубьев зубчатых колес.

Предлагаемая коробка передач обеспечивает уменьшение габаритов за счет использования меньшего числа зубчатых передач и элементов управления при одновременном увеличении числа передач. Так, в предлагаемой коробке передач при пяти элементах управления (четыре муфты и один тормоз) обеспечено получение шести передач переднего хода и одной заднего.

992253

Табли ца 1

Включаемые элементы управления

23 24 27

Передаточное число

Передача

8 ((го

5,98

4,18

П.

3,12

2,06

1,43

1,0

У1

-4,55

Табл и ца 2

Формула изобретения

В известной коробке передач, при шести элементах управления (четыре муфты и два тормоза) получается пять передач переднего хода и одна заднего хода.

Кроме того, обеспечено повышение надежности конструкции за счет того, что в. предб

Коробка передач транспортного средства, содержащая установленный в корпусе входной вал с жестко закрепленной на нем ведущей шестерней, первый зубчатый механизм с муфтами для распределения мрщности по нескольким силовым потокам, суммирующий дифференциал, коронная шестерня которого связана по крайней мере через одну зубчатую передачу и одну муфту упомянутого зубчатого механизма с ведущей шестерней, а через другую муфту — с входным валом, а солнечная шестерня соединена с входным валом жестко, выходной вал и связанный с ним второй зубчатый механизм, связанный с водилом .суммирующего дифференциала и тормозом, соединенным с корпусом, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения надежности, входной вал лагаемой коробке передач в качестве выходного зубчатого механизма применена не зубчатая передача (как-это сделано, например, в прототипе), а дифференциал, обладающий более высокой несущей способностью. выполнен разъемным, причем ведущая шестерня закреплена на одной из его частей, солнечная шестерня и вторая из упомяну40 тых муфт — на другой его части, при этом первый зубчатый механизм дополнительно снабжен зубчатой передачей с муфтой для связи второй из упомянутых частей входного вала с ведущей шестерней, а второй зубчатый механизм представляет собой дифференциал, водило и солнечная шестерня которого соединены соответственно с выходным валом и с второй частью входного вала, а коронная шестерня — с водилом суммирующего дифференциала и с упомянутым тормозом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 709410, кл. В 60 К 17/16, 1980 (прототип).

992253

Редактор 13. Грншанова

Заказ 11218/15

Составитель С. Белоусько

Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для блокировки межколесных и межосевых дифференциалов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и касается ведущего моста с блокируемым дифференциальным механизмом

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх