Противоблокировочное устройство

 

О П И С А Н И Е (1992270

И. ЗЬ6РЕТЕ Н ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.01.81 (21) 3230095/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 Т 8/12

Гесудврствеииый кемитет

СССР

Опубликовано 30.01.83. Бюллетень № 4 (53) УДК 629.113-59 (088.8) пв деизм изееретеиий и етирмтий

Дата опубликования описания 05.02.83

А. Б. Гредескул, Н. P. Рашидов, Е. М. Гецов ч, С. 8 додыр и Б. С. Серикбаев ° . )>.;, -..

Ф4 К, )

r, Харьковский автомобильно-дорожный институт им. Комсомола Украины (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах для предотвращения блокирования колес при торможении.

Известно противоблокировочное устрой- 5 ство, содержащее золотник для попеременного сообщения тормозных камер транспортного средства с источником давления и сливом, ротор, кинематически связанный с тормозным колесом и состоящий из вала, маховика и толкателя, причем маховик установлен на валу с возможностью углового и осевого перемещения и имеет профилированную торцовую поверхность, а толкатель установлен с возможностью осевого перемещения и размещен между золотником и про- 15 филированной торцовой поверхностью (1) .

Недостаток этого устройства заключается в низком качестве регулирования. Это обусловлено тем, что устройство реализует релейный принцип управления, который приводит к пульсации приводного давления.

Кроме того, это устройство срабатывает при постоянном угловом замедлении, т. е. не адаптируется к возможным изменениям коэффициента сцепления колес с дорогой.

Цель предполагаемого изобретения — повышение эффективности устройства путем повышения качества регулирования.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве связь маховика с валом выполнена упругой, а ось ротора ориентирована по направлению движения транспортного средства.

На чертеже показано противоблокировочное устройство.

Устройство состоит из корпуса 1, в котором установлены вал 2, маховик 3, толкатель 4 и золотник 5. На маховике 3 и толкателе 4 выполнена профилированная поверхность 6. Вал 2 связан с толкателем 4 шлицевым соединением 7. Угловое и осевое перемещения маховика 3 относительно вала 2 ограничены упругим стержнем 8. В корпусе выполнены каналы 9 — 11, причем канал 9 соединен с источником давле-, ния, канал 10 — с тормозной камерой, а канал 11 — с атмосферой. Контакт между золотником 5, толкателем 4 и маховиком 3 обеспечивается пружиной 12. Направление вращения ротора при движении транспортного средства показано стрелкой.

Противоблокировочное устройство работает следующим образом.

При движении транспортного средства вращение через вал 2, шлицевое соединение

7, толкатель 4 и профилированную поверхность 6 передается маховику 3, вследствие чего перечисленные детали вращаются совместно.

При торможении воздух по каналам 9 и 10 поступает в тормозную камеру. Вследствие возникающего при торможении углового замедления колеса маховик 3 под действием момента сил инерции деформирует упругий стержень 8 и поворачивается относительно вала 2. Наличие профилированной поверхности 6 обеспечивает перемещение золотника 5 на величину, пропорциональную углу поворота маховика 3, а следовательно и угловому замедлению колеса. По мере увеличения углового замедления золотник 5 уменьшает проходное сечение канала 9, снижая темп нарастания давления в тормозной камере. При достижении расчетного углового замедления золотник 5 полностью перекроет канал 9, прекратив повышение давления в тормозной камере. В случае дальнейшего повышения углового замедления золотник 5 сообщит тормозную камеру через каналы 10 и 11 с атмосферой, обеспечивая снижение давления в тормозной камере. Положение, при котором золотник 5 перекрывает каналы 9 и 11, является положением устойчивого равновесия системы, поскольку при отклонении как в одну, так и в другую сторону, система стремится вернуться в это положение.

Угловое замедление, при котором наступает устойчивое равновесие системы, зависит от осевого положения маховика 3. Это положение обусловлено величиной силы инерции, возникающей при торможении транспортного средства, т. е. связано с величиной коэффициента сцепления колес с опорной поверхностью. При направлении движения, показанном на чертеже, большему коэффициенту сцепления соответствует

5 большее угловое замедление, при котором наступит устойчивое равновесие.

Предлагаемое устройство обеспечивает реализацию линейного (пропорционального) принципа управления и адаптируется к изменяющемуся коэффициенту сцепления колес с опорной поверхностью, что повышает качество регулирования.

Формула изобретения

Противоблокировочное устройство, содержащее золотник для попеременного сообщения тормозных камер транспортного средства с источником давления и сливом, ротор, кинематически связанный с тормоз20 ным колесом и состоящий из вала, маховика и толкателя, причем маховик установлен на валу с возможностью углового и осевого перемещения и имеет профилированную торцовую поверхность, а толкатель установлен с возможностью осевого перемещения и размещен между золотником и профилированной торцовой поверхностью, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности устройства путем повышения качества регулирования связь маховика с валом выполнена упругой, а ось ротора ориентирована по направлению движения транспортного средства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 2163731, кл. 188 — 181, 1939.

Напра бление

Составитель О. Алексеев

Редактор Н. Гришанова Техред И. Верес Корректор В. Прохнснко

Заказ 11219/16 Тираж 673 (1одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскан наб., д. 4/5

Филиал ППП <<Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Противоблокировочное устройство Противоблокировочное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления торможением транспортного средства и предназначено для использования преимущественно в объектах авиационной техники

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам с составными тормозными установками

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к тормозным системам транспортного управления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники

Изобретение относится к системам управления скоростью безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к системам торможения транспортных средств

Изобретение относится к тормозным механизмам колесных транспортных средств, имеющих сдвоенные ведущие колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тормозных системах транспортных средств
Наверх