Тягово-сцепное устройство

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >9943ОЯ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.12.80 (21) 3244952/27-11 (51) М. Кл.з с присоединением заявки №вЂ”

В 60 Р 1/06

Гаеуддрстеенивй комитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 07.02.83. Бюллетень № 5 (53) УДК 629.114..3 {088.8) лв делан изебретений и еткрытий

Дата опубликования опйсания 17.02.83 (72) Авторы изобретения

А. С. Мелик-Саркисьянц, Ю.,М. Винокуров, и

Мытищинский ордена Октябрьской Революции

Отечественной войны 1 степени; машиностроител (71) Заявитель (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам для присоединения и буксирование,различных прицепов за автомобилем, например устройствам шарового типа, автоматически выбирающим зазоры в сцепке.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее устайовленную иа одном транспортном средстве шаровую опору и размещенный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную опору корпус, оборудованный рукояткой управления и держателем шаровой опоры, перемещающимся под действием запирающего элемента, выполненного в виде конуса, нагруженного пружиной (1) .

Недостатком устройства является возможность заклинивания, вызванная неограниченным усилием со стороны рукоятки и отклонением поверхности шаровой опоры от правильной сферической формы при ее неравномерном износе, а также возможность саморасцепки автопоезда во время движения при поломке хотя бы одной составной части запирающего элемента.

Известно также тягово-сцепное устройство, содержащее установленную на одном транспортном средстве шаровую or:ору и размещенный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную опору корпус, оборудованный приводным от кулачкового вала запором шаровой опоры, подпружиненным рычагом, приводной рукояткой- (2). о

Недостаточная надежность устройства обусловлена сложностью конструкции, незначительным диапазоном вибираемых зазоров между шаровой опорой и держателем из-за малого хода последнего. а также попаданием абразивных частиц в запор, не

1 закрытый полностью корпусом.

Цель изобретения — повышение надежности работы.

Эта цель достигается тем, что в предложенном устройстве рукоятка снабжена О двумя упорами и свободно установлена на кулачковом валу, а подпружиненный рычаг жестко соединен с последним и расположен между упорами рукоятки с возможностью поочередного взаимодействия с ни994308

3 ми. Кроме того, в гнезде корпуса может. быть размещен подпружиненный вкладыш.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид спереди; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4— вид Б на фиг. 3. 5

Тягово-сцепное устройство содержит установленную на одном транспортном средстве шаровую опору 1 и закрепленный на другом транспортном средстве корпус 2, имеющий сферическое гнездо под опору 1.

В корпусе 2 размещены кулачковый вал 3, взаимодействующий с опорой 1 посредством установленных в корпусе запора 4, и вкладыш 5.

Кулачковый вал 3 имеет эксцентричную поверхность 6. Запор 4 выполнен с кольцевой проточкой 7, в которой размещен фиксирующий штырь 8, входящий также в отверстия корпуса 2 и ограничиваюший перемещение запора 4 в направлении действия на него усилия от шаровой опоры 1.

Вкладыш 5 имеет стопор 9, нагружен упругим элементом 10 и размещен в корпусе 2 соосно запору 4, но с противоположной стороны.

Корпус 2 оборудован П-образной приводнои рукояткои 11, стороны которои охватывают корпус, а концы свободно установлены на валу 3. Одна из сторон рукоятки 11 снабжена двумя упорами 12 и 13, с которыми поочередно может взаимодействовать расположенный между ними рычаг 14, соединенный с концом 15 пружины

16, противоположный конец которой непод-. вижно закреплен на корпусе. Рычаг 14 жестко установлен на валу 3 с возможностью поворота вместе с валом под действием пружины 16 из неустойчивого нейтрального положения 17 в крайнее, нижнее и верхнее положения 18 и 19. Нейтральное положение

17 соответствует положению, при котором ось пружины 16 пересекается с осью вращения рычага 14. Верхнее и нижнее положения 18 и 19 рычага 14 соответствуют 40 крайним положениям 20 и 21 рукоятки 11 на передней и задней частях корпуса 2 соответственно.

Наличие в устройстве кулачкового вала с рычагом 14, поворачивающегося независимо от рукоятки 11 в пределах угла, ограниченного упорами 12 и 13 обеспечивает автомати ческую выборку зазоров между опорой 1 и сопряженными с ним сферическими выемками запора 4 и вкладыша 5, которые возникают при движении автопоезда, износе шаровой опоры и сопряженных с ней поверхностей.

Процесс сцепки осуществляется следующим образом.

На опору 1 надевают сферическим гнездом корпус 2 и поворачивают приводную

4 рукоятку 11 из крайнего положения 20 в крайнее положение 21. При этом упор 13 перемещает рычаг 14 из крайнего нижнего положения 18 через нейтральное положение 17, вследствие чего поворачивается вал и своей эксцентричной поверхностью 6 перемешает запор 4 к опоре 1. После прохождения нейтрального положения 17 рычаг 14 с валом 3 под действием пружины 16 стремится занять крайнее верхнее положение

19, обеспечивая тем самым прижим запора

4 к опоре 1, запирая ее в корпусе 2. Для исключения саморасцепления во время движения фиксирующий штырь 8 вставляют в отверстия корпуса 2.

Процесс отсоединения прицепа от автомобиля осуществляется следующим образом.

Вынимают штырь 8 из отверстий корпуса 2 и перемещают приводную рукоятку 11 из крайнего положения 21 в краййее положение 20. При этом упор 12 перемещает рычаг 14 из верхнего положения 19 через нейтральное положение 17. Одновременно поворачивается вал 3, и эксцентричная поверхность 6 отходит от запора 4. После прохождения нейтрального положения 17 рычаг 14 под действием пружины 16 прижимается к упору 13 и занимает положение 18. Затем корпус 2 поднимают под опорой 1 и отводят в сторону, причем запор 4 отходит к валу 3.

Надежность работы предложенного устройства повышена, а трудоемкость его изготовления уменьшена.

Формула изобретения

1. Тягово-сцепное устройство, содержа-, щее установленную на одном транспортном средстве шаровую опору и размещенный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную опору корпус, оборудованный приводным от кулачкового вала запором шаровой опоры, подпружиненным рычагом и приводной рукояткой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, приводная рукоятка снабжена двумя упорами и свободно установлена на кулачковом валу, а подпружиненный рычаг жестко соединен с последним и расположен между упорами рукоятки с возможностью поочередного взаимодйствия с ними.

2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что в гнезде корпуса размещен подпружиненный вкладыш.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 1416339: кл. В 62D, 1966.

2. Патент США № 2768839, кл. 280-512, 1956 (прототип).

994308

Составитель IO. Таубер

Редактор Л. Утехина Техред И. Верес Корректор В Прохненко

Заказ 724/10 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическим тягово-сцепным устройствам для транспортного машиностроения

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспорту, а именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей со сцепкой шарового типа

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к устройствам сцепных приборов шарового типа, и может быть использовано для буксировки легковых одноосных прицепов

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных поездов и шарнирно-сочлененных автобусов

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств
Наверх