Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советския

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-вув 630545 (22) 3аявлено 191081 (21) 3351236/25-28 ($1) М. Кд.з с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

5 01 И 13/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.02,83. Бюллетень Мо 7

1 3! УДК 6 21. 833 (088. 8) Дата опубликования описания 23. 02. 83

О.В.Берестнев, N.Ï.Ìàðóòÿí, Г.П.Суга и Ю.Н.Гордонолов (72) Авторы изобретения

Центральное конструкторское бюро с опыт

АН Белорусской CCP и Институт проблем и и долговечности машин AH Белорусско (71) Заявители.(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

HA ИЗГИБНУВ ПРОЧНОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ

ИХ ЗУБЬЕВ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании вновь изготовленных зубчатых колес и материалов для их изготовления.

По основному- авт. св. Р 630545 известно устройство для испытания зубчатых колес на изгибнук прочность и выносливость из зубьев, содержащее корпус, нагружатель и промежуточный элемент для передачи нагрузки на эубчатое колесо, выполненный в. виде полого ролика, устанавливаемого во впадину между зубьями и имеющего цилиндрическую,. коническую или бочко-. образную наружную поверхность $1).

Недостаток известного устройства для испытания зубчатых колес заключается в значительной продолжительности испытаний одного колеса из-эа одновременного нагружения только -двух зубьев эа один нагрузочный цикл.

Цель изобретения — сокращение продолжительности испытаний.

Укаэанная цель достигается:тем, что устройство снабжено установленной она корпусе опорной призмой и размещенным в ней по крайней мере, одним дополнительным промежуточным эле- ментом, предназначенным для установки во впадине между зубьями диаметрально противоположно основному.

На фиг. 1 изображен общий вид

-устройства для испытания колеса с четным числом зубьев и с расположением основного и дополнительного промежуточных элементов на одной вер g тикальной оси, общий вид; на фиг.2вариант устройства для испытания колес с нечетным числом зубьев и с двумя дополнительными промежуточными элементами, взаимодействующими с опорной призмой и расположенными симметрично относительно вертикальной оси 3 на фиг. 3 - вид A на фиг. 1. . Устройство содержит Устанавливае- мые во впадинах между зубьями испытуемого колеса .1 основной 2 и дополнительный 3 промежуточные .элементы, последний из которых размещен во впадине опорной призмы 4, расположенной на корпусе на основании 5.

Корпус устройства состоит из плиты 6, на .которой фиксируется при помощи . шпонки 7 осьование 5, вертикальной стойки 8 и. укрепленного на ней при помощи винта 9 направляющего кронштейна 10. В последнем размещен нагружатель 11, взаимодействующий

998896, с основным промежуточным элементом 2.

На обращенных друг к другу поверхностях опорной призмы 4 и основания выполнены рифления с шагом, кратным полушагу зубьев испытуемого колеса 1, а впадины в опорной призме

4 имеют расстояние между собой, превышающее шаг зубьев испытуемого колеса 1 не менее, чем на 0,5 мм.

Устройство может снабжаться механизмом перемещения основания 5, .состоящим, например, иэ опорной скобы

12, клина 13 и связывающего их винта

14. В этом случае опорная скоба 12 связывается шпонкой 7 с плитой 6, а основание 5 размещается на поверхности клина 13.

Устройство работает следующим образом.

Испытуемое колесо 1 с четным числом зубьев устанавливают на допол- 20 нительный промежуточный элемент 3, уложенный во впадину опорной призмы 4, в диаметрально противоположную впадину в верхней части к леса 1 закладывают основной промежуточный 25 элемент 2., опускают направляющий кронштейн 10 до момента касания нагружателем 11 поверхности основного промежуточного элемента 2 и закрепляют на вертикальной стойке 8 вин- Зр том 9. Все устройство устанавливают на стол пресса или испытательной машины, рабочий орган которой воздействует с заданным усилием на нагружа. тель 11, передающий усилие через

35 основной промежуточный элемент 2 на верхние испытуемые зубья колеса 1 и через тело колеса 1 на нижние испытуемые зубья, взаимодействующие с дополнительным промежуточным эле. ментом 3. После окончания испытаний вращением винта 14 перемещают клин

13 вправо и опускают основание 5 вместе с испытуемым колесом 1. Поворачивают колесо 1 на следующие испытуемые зубья и перемещением клина

13 влево поднимают колесо 1 до касания зубьев с нагружателем 11 основного промежуточного элемента 2 и повторяют цикл испытаний. Опорная призма 4 имеет две впадины. При ис- 50 пытаниях колес 1 с четным количеством з зубьев работает одна впадина с вложенным в нее одним дополнительным промежуточным элементом 3. В случае испытания колес 1 с нечетным числом 55 зубьев перемещают опорную призму 4 иа полшага испытуемого колеса 1 таким образом, чтобы впадины призмы 4 расположились симметрично относительно вертикальной оси испытуемого колеса 1 (это положение показано на фиг. 2).

В обе впадины опорной призмы 4 укладывают дополнительные промежуточные элементы 3, устанавливают испытуемое колесо 1 двумя нижними впадинами зубьев на дополнительные промежуточные элементы 3. Расстояние между впадинами опорной призмы 4 на

0,5...1 мм превышает шаг .испытуемого колеса 1, поэтому средний зуб колеса, расположенный между испытуемыми нижними зубьями, своими боковыми поверхностями не касается дополнительных промежуточных элементов 3.

Благодаря этому нижние испытуемые зубья нагружаются усилиями, одинаковыми с верхними испытуемыми зубьями.

Последующие операции установки и испытания выполняют в соответствии с действиями, описанными выше. На фиг. 2 показан вариант использования неподвижного основания 5. В этом случае освобождение испытуемого колеса 1 и его установку выполняют, переместив вверх направляющий кронштейн 10, фиксируемый на стойке 8 винтом 9.

Предлагаемая конструкция устройства позволяет одновременно испытывать удвос нное количество зубьев за один нагрузочный цикл колес как с четным, так и нечетным числом зубьев, и тем самым сократить продолжительность испытаний.

Формула изобретения

Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев по авт. св.

Р 630545, отличающееся тем, что, с целью сокращения продолжительности испытаний, оно снабжено установленной на корпусе опорной призмой и размещенным в ней, по крайней мере одним дополнительным промежуточным элементом, предназначенным для установки во впадине между зубьями диаметрально противоположно основному.Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 630545, кл. 5 01 N 13j02, 1976 (прототип).

998896

Закаэ 1142/64 Тираж 871

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Ю.Красненко Редактор В.Лазаренко Техред A..Áàáèåíö . Корректор Ю.Макаренко

Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх