Патенты автора Поляков Роман Николаевич (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам управления радиально-осевыми движениями ротора с использованием гидродинамических подшипниковых узлов скольжения, воспринимающих основную нагрузку. Способ включает операцию, при которой, осуществляют регулирование положения ротора за счет приложения усилия на торец втулки управляемого подшипникового узла после поступления сигналов о величине температуры, давления, осевого и радиального перемещения в режиме реального времени, переданных от измерительного блока на блок сбора, обработки и управления сигналами, оснащенный программным обеспечением, основанным на предварительно обученной нейронной сети. Регулирование положения ротора приводит к уменьшению зазора между внутренней втулкой и ротором и смещению вращающегося ротора в сторону второго подшипникового узла. Подшипниковые узлы скольжения выполнены коническими, один из них является управляемым. Достигается повышение надежности. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к устройствам контроля износа подшипников скольжения. Устройство содержит втулку и источник тока, индикатор износа. Втулка выполнена из антифрикционного материала, в которой закреплен индикатор износа. Индикатор износа выполнен в виде незамкнутого кольца, изолированная часть которого заглублена во втулке на величину, равную начальному износу. Источник тока подключен к индикатору износа. Индикатор износа подключен к блоку отображения и обработки информации. Индикатор износа состоит из металлической части, заключенной в изоляцию. Индикатор износа соединен одним проводом с плюсовыми полюсами источника тока и усилителя сигнала, а другим проводом - с минусовыми полюсами источника тока и усилителя сигнала. Усилителя сигнала через третий провод соединен с блоком отображения и обработки информации. Достигается повышение точности и быстродействия работы системы контроля износа. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения с возможностью диагностики предельного изнашивания рабочей поверхности включает механическое нанесение микрорельефа на рабочую поверхность подшипника, выполненную из антифрикционного материала. Наносят на рабочую поверхность подшипника скольжения канавки и углубления механическим способом. Обрабатывают подшипник сжатым воздухом. Обезжиривают рабочую поверхность подшипника. Устанавливают в канавки индикаторы износа, а в углубления - датчики температуры. Соединяют индикаторы износа и датчики температуры с измерительной системой. Наносят на рабочую поверхность подшипника последовательно слои твердого антифрикционного покрытия. Подбирают соответствующие режимы полимеризации каждого слоя с временными интервалами при межслойном нанесении при +20°С не менее 15 мин. При окончательном нанесении при +20°С не менее 120 мин, затем осуществляют притирку рабочей поверхности. Достигается возможность прогнозирования остаточного ресурса подшипника. 4 ил.

Изобретение относится к ветроэнергетике. Выдвижная ветроэлектрическая установка состоит из основания, корпуса, генератора и ветряного колеса с механизмом складывания-раскладывания лопастей. Лопасти могут раскладываться в положения либо параллельно, либо перпендикулярно оси вращения ветряного колеса, при этом можно изменять размер ветряного колеса. В сложенном состоянии ветряное колесо совместно с генератором и корпусом помещается в основании, которое в разложенном состоянии является элементом мачты. Техническим результатом является повышение энергоэффективности при обеспечении мобильности и портативности ВЭУ для перемещения и монтажа в сложных ландшафтных и климатических условиях. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для диагностирования состояния технического оборудования. При реализации способа, включающем измерение параметров работы реальной роторной системы и сравнение получаемых параметров с этими же величинами, замеренными в первоначальном состоянии, данные регистрируют в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном по отношению к оси вращения ротора. При этом диагностику проводят в два этапа, на первом из которых проводят предварительное обучение искусственной нейронной сети на записанных сигналах системы мониторинга для работоспособного состояния роторной системы и для каждого случая диагностируемого дефекта, а на втором этапе - получение прогноза состояния реальной роторной системы путем обработки данных, полученных с нее, и сравнения их с данными, полученными на этапе обучения искусственной нейронной сети, с выводом результата на блок отображения информации, полученные данные регистрируют в одном направлении: вертикальном или горизонтальном по отношению к оси вращения ротора. Технический результат заключается в повышении точности и быстродействия системы диагностики для выявления различных видов дефектов роторных систем в режиме реального времени с высоким быстродействием за счет использования предварительно обученных искусственных нейронных сетей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах механизмов и машин для обеспечения вращательного движения. Подшипник скольжения содержит внутреннюю и наружную втулки, устройство перемещения внутренней втулки, блок сбора, обработки и управления сигналами, который соединен прямой и обратной связью с датчиками температуры, перемещения и давления. Внутренняя поверхность внутренней втулки выполнена конусообразной. В наружной втулке выполнены каналы для подачи гидравлической жидкости в полость устройства перемещения внутренней втулки, выполненного в виде упругого гофрированного элемента, представляющего собой полую металлическую или резинометаллическую оболочку с возможностью расширения ее вдоль оси подшипника при гидравлическом воздействии, причем этот элемент одной стороной соединен с торцевой поверхностью внутренней втулкой, а другой - с торцевой внутренней поверхностью наружной втулки, каналы которой через напорную магистраль, включающую последовательно установленные гидравлические шланги, фильтр, насосную станцию, сервоклапан, расходомер, распределитель, и через сливную магистраль, подключенную к распределителю, соединены с баком для гидравлической жидкости, подшипник снабжен измерительным блоком, в состав которого входят датчик температуры, датчик давления, два датчика перемещения, установленных под углом 90 градусов друг к другу, и датчик осевого перемещения. Все датчики, насосная станция, сервоклапан, расходомер и распределитель соединены прямой и обратной связью с электронным блоком сбора, обработки и управления сигналами. Технический результат: увеличение ресурса работы конического подшипника скольжения. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах механизмов, машин, роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла. Мехатронный подшипник скольжения содержит корпус и размещенную в нем втулку, выполненную из антифрикционного материала, во втулке закреплен индикатор износа, выполненный в виде незамкнутого кольца, изолированная часть которого заглублена во втулке на величину, равную начальному износу. Индикатор износа состоит из трех пластин, заключенных в изоляцию и имеющих по два электрических контакта каждая, причем первая группа контактов через соответствующий ей разъем соединена с одним полюсом источника электрического питания, а вторая группа контактов через последовательно установленные соответствующий ей разъем, преобразователь сигнала и дисплей подключена к другому полюсу источника электрического питания. Технический результат заключается в информативности состояния подшипника скольжения в течение всего срока его эксплуатации, что приводит к увеличению ресурса работы узла или агрегата, в состав которого он входит. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и лабораторного оборудования и может быть использовано для исследования и имитации поведения роторно-опорных узлов энергоблока. Устройство состоит из электродвигателя, преобразователя и опорных подшипниковых узлов, закрепленных на основании и представляющих собой гидродинамические подшипники скольжения и/или подшипники качения, в которые установлен вал с нагрузочным диском. Дополнительно оно содержит валопровод, состоящий из трех отдельных валов, каждый из которых размещен между соответствующей парой опорных узлов, электродвигатель установлен на основании, размещенном на каркасе, подключен к частотному преобразователю и соединен с первым валом, снабженным нагрузочными дисками и размещенным на том же основании, что и электродвигатель, вторым валом, снабженным нагрузочными дисками, и третьим валом, установленным на другом основании. По длине валов на обоих основаниях расположены стойки с датчиками перемещений и частоты вращения, на опорных подшипниковых узлах размещены датчики температуры и вибрации. Причем частотный преобразователь и все датчики подключены к блоку управления, сбора и моделирования и обработки сигналов, соединенному с блоком хранения и отображения информации. Технический результат заключается в расширении области исследования роторных систем за счет моделирования различных процессов, таких как смещение и проседание фундамента путем изменения соосности и перекоса валов, а также моделирования различных ситуаций, связанных с износом узлов подшипников скольжения и отсутствием смазочного материала. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин, может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения. Способ изготовления втулки подшипника скольжения включает механическое нанесение рельефа на внутреннюю цилиндрическую поверхность стальной втулки, нанесение газопламенным напылением антифрикционного покрытия, а затем пластическое деформирование антифрикционного покрытия накатыванием твердосплавным инструментом. Накатывают антифрикционное покрытие до достижения требуемой толщины, причем последний слой механически обрабатывают и наносят пленочное антифрикционное покрытие, обеспечивающее образование микрованночек для удержания смазочного материала. Увеличивается ресурс работы подшипника скольжения в период пуска, останова и реверса. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин, может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения. Способ изготовления втулки подшипника скольжения включает изготовление втулки с наружным диаметром, равным посадочному диаметру узла, в который устанавливают втулку, и механическое нанесение микрорельефа на внутреннюю поверхность втулки. На внутреннюю поверхность втулки, выполненную из антифрикционного материала, с нанесенным микрорельефом наносят пленочное антифрикционное покрытие, обеспечивающее в сочетании с микрорельефом образование микрованночек для удержания смазочного материала. Увеличивается ресурс работы подшипника скольжения в период пуска, останова и реверса. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роликовым подшипникам качения, и может быть использовано в узлах механизмов и машин для обеспечения вращательного движения. Мехатронный подшипник качения содержит внутренние и наружные кольца, расположенные между ними тела качения, разделенные сепаратором. Подшипник также содержит устройство перемещения внутреннего кольца, включающее планетарную передачу и электродвигатель, подключенный к блоку управления сбора и обработки сигналов, который соединен прямой и обратной связью с датчиками температуры, вибрации, перемещения и усилия, встроенными в наружное кольцо. Технический результат заключается в поддержании рационального зазора между телами и дорожками качения подшипника на всех режимах работы, что приводит к увеличению ресурса работы устройства. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам скольжения с газовой смазкой, используемым в качестве опор роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов). Упорный лепестковый газодинамический подшипник содержит корпус (1), выполненный в виде диска с радиальными пазами (2), в которые вставлены лепестки, зафиксированные креплениями лепестков при помощи винтов (5). Упругие элементы размещены в секторном возвышении (9) и выполнены в виде тонкостенных секторов с первичным изгибом с возможностью деформирования под действием центробежных грузов, соприкасающихся с внутренней радиусной поверхностью упругих элементов и приводящих к изгибу лепестков, зафиксированных креплениями, изменению осевого зазора и коэффициента жесткости пропорционально скорости вращения. Технический результат: минимизация пускового момента, снижение износа поверхности упругих элементов в моменты пуска и останова, повышение надежности и долговечности подшипникового узла, ресурса работы и устойчивости движения. 4 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении. Многолепестковый мехатронный газодинамический подшипник содержит корпус, в пазы которого внахлест друг другу вставлены лепестки, расположенные равномерно по окружности корпуса, и пьезоактуаторы. Тонкие лепестки опираются на секционные пружины, вставленные в продольные пазы корпуса и воспринимающие нагрузку при отсутствии электрического напряжения. При этом расположенные вдоль оси вращения ротора пьезоактуаторы позволяют формировать коническую и бочкообразную упругую поверхность. Технический результат: улучшение динамических характеристик высокоскоростного ротора, повышение надежности и долговечности подшипникового узла, а также ресурса работы при многократных пусках и остановах за счет пьезоактуаторов, с помощью которых можно контролировать и управлять жесткостью опорной поверхности в осевом и радиальном направлениях. 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин и может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения. В способе изготавливают втулку, на внутренней цилиндрической поверхности которой нарезана «рваная» резьба, нанесено антифрикционное покрытие с последующей механической обработкой пластическим деформированием накатыванием антифрикционного покрытия твердосплавным инструментом. На предварительно подготовленную механическим способом внутреннюю поверхность стальной втулки наносят подслой порошкового материала, связывающий антифрикционный слой со стальной втулкой, при этом антифрикционные слои наносят в несколько проходов, после каждого из которых их подвергают пластическому деформированию, последний слой подвергают механической обработке лезвийным инструментом. Технический результат: увеличение прочности сцепления антифрикционного покрытия со стальной основой, увеличение микротвердости антифрикционного покрытия и его равномерного распределения по высоте, снижение пористости антифрикционного покрытия и достижение заданных параметров точности обработки антифрикционной поверхности. 1 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также системах турбонаддува в современном автомобилестроении. Лепестковый мехатронный газодинамический подшипник содержит корпус, в паз которого вставлены тонкий лепесток, круговой гофрированный элемент и пьезоэлементы. В продольные пазы корпуса вставлены пакетные пьезоэлементы, изменяющие форму опорной поверхности подшипника воздействием на круговой гофрированный элемент в радиальном направлении, позволяющие снимать данные о положении вала и деформациях опорной поверхности, а также варьировать жесткостью опорной поверхности. Технический результат: улучшение динамических характеристик высокоскоростного ротора, повышение надежности и энергоэффективности подшипникового узла, а также ресурса работы при многократных пусках и остановах. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей и паровых турбин. Техническая задача, которую решает данное изобретение, - улучшение расходных и прочностных характеристик подвижных площадок уплотнения за счет изменения геометрической формы уплотнения и уменьшения количества пьезоактуаторов для управления зазором. Сущность предлагаемого изобретения: бесконтактное конусно-лепестковое уплотнение с активным управлением зазором содержит корпус, в котором установлены подвижные элементы, выполненные с помощью прорезей, пьезоактуаторы подключенные к источнику питания, связанному с управляющим контроллером, соединенным с датчиком перемещения. Согласно изобретению подвижные элементы выполнены с помощью прорезей во втулке, имеющей внутреннюю цилиндрическую и наружную коническую, переходящую в цилиндрическую, поверхности, при этом втулка установлена в корпусе с возможностью перемещения под действием пьезоактуаторов. Технический результат заключается в уменьшении объема утечек газа, уменьшении количества пьезоактуаторов и повышении ресурса бесконтактного конусно-лепесткового уплотнения за счет исключения колебаний упругих лепестков, что позволяет устранить явление циклической усталости и повысить эффективность работы уплотнения. 4 ил.

Изобретение относится к ветрогенераторным установкам. Ветряное колесо содержит лопасти с внутренним каналом, в которых размещен груз, закрепленный у основания с помощью пружины, и постоянные магниты, таким образом, что при увеличении скорости вращения груз удерживается пружиной и первым постоянным магнитом на малом расстоянии от центра вращения, обеспечивая минимальный момент инерции для более быстрого разгона. При большей скорости вращения груз под действием центробежной силы перемещается во внутреннем канале от центра, увеличивая момент инерции ветряного колеса и запас его кинетической энергии. Удержание груза на максимальном расстоянии от центра вращения происходит под действием центробежной силы и вторым постоянным магнитом. Изобретение направлено на увеличение запасенной кинетической энергии. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся высоконагруженных роторных машинах. Управляемый газомагнитный подшипниковый узел содержит корпус, в котором установлен вкладыш подшипника скольжения, вал, размещенный во вкладыше, электромагнитный подшипник, содержащий более одного электромагнита, полюса и ярма электромагнитов, установленные в корпусе, обмотки электромагнитов, расположенные на ярмах, датчики измерения зазора. Полюса и ярма электромагнитов установлены поперечно во вкладыше газодинамического подшипника скольжения и в корпусе, в котором установлены датчик измерения частоты вращения вала и датчики измерения зазора. На внутренней поверхности вкладыша смонтированы лепестки. Технический результат: улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры". 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит подшипник скольжения (6), два подшипника качения (3, 4), внешние кольца которых смонтированы во втулке (5), а внутренние - на валу (2). Внутреннее кольцо одного (3) из подшипников установлено на валу (2) упором в ступень (10) вала (2), а внутреннее кольцо другого подшипника (4) установлено на валу (2) упором в гравер (8), зафиксированный на валу болтом. Внешние кольца подшипников качения (3, 4) связаны через последовательно расположенные тарельчатые пружины (7). Технический результат: улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет выборки монтажного зазора в подшипнике качения. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей и паровых турбин. Бесконтактное пальчиковое уплотнение содержит кольцевые пластины с прорезями, образующие гибкие пальчики с подвижными площадками, и два утолщенных сплошных корпусных диска с кольцевыми проставками, скрепленных вместе по внешнему диаметру заклепками. В одном из корпусных дисков закреплены пьезоактуаторы, подключенные к источнику питания, связанному с управляющим контроллером, соединенным с датчиком перемещения подвижных площадок. Технический результат заключается в уменьшении объема утечек газа и повышении ресурса бесконтактного пальчикового уплотнения за счет активного управления перемещениями гибкими подвижными площадками, что позволяет предотвратить автоколебания и повысить эффективность работы уплотнения. 2 л.

Изобретение относится к области учебного лабораторного оборудования. Экспериментальная установка для исследования характеристик центробежных насосов содержит станину, на которую установлен тестируемый насос с шлангом высокого давления на выходе. Установка включает контрольно-измерительную аппаратуру, содержащую расходомер и датчик давления, емкость с рабочей жидкостью, компьютер, подключенный через электронный преобразователь сигналов к расходомеру и датчику давления, которые размещены на шланге высокого давления, шлицевую муфту, соединяющую тестируемый насос с электродвигателем. На входе тестируемого насоса установлен шланг высокого давления с контрольно-измерительной аппаратурой, которая дополнительно содержит датчик температуры, связанный с емкостью через вентиль, соединенный с шаговым электродвигателем. Компьютер дополнительно связан через электронный преобразователь сигналов с датчиком температуры, частотным преобразователем, подключенным к асинхронному электродвигателю, и шаговым электродвигателем. Изобретение направлено на увеличение глубины и ширины исследований центробежных насосов за счет применения частотного управления скоростью вращением асинхронного электродвигателя и управления шаговым электродвигателем, регулирующим положение вентиля. 2 ил.
Изобретение относится к области учебного лабораторного оборудования и может быть использовано в учебном процессе, при проведении лабораторных работ и практических занятий. Заявленная экспериментальная установка для исследования характеристик насосов содержит станину, на которую установлен тестируемый насос с водоподводящей головкой на входе и шлангом высокого давления на выходе, с контрольно-измерительной аппаратурой, содержащей расходомер, датчик давления, емкость с рабочей жидкостью, компьютер, подключенный через электронный преобразователь сигналов к расходомеру и датчику давления контрольно-измерительной аппаратуры, которые размещены на водоподводящей головке и шланге высокого давления, и электродвигателю, который через шлицевую муфту соединен с тестируемым насосом, согласно изобретению компьютер дополнительно связан через электронный преобразователь сигналов с шаговыми электродвигателями, установленными на тестируемом насосе и связанными через зубчатые колеса с лопатками, расположенными перед рабочим колесом испытуемого насоса. Технический результат заключается в увеличении глубины и ширины исследований центробежных насосов за счет применения и управления шаговыми электродвигателями, регулирующими положение лопаток. 4 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор роторов высокоскоростных машин и агрегатов для обеспечения большей несущей способности при сохранении устойчивого положения ротора, нагруженного радиальными и осевыми нагрузками, при максимально высоких оборотах, а также в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, систем турбонадува в современном автомобилестроении и в микрогазотурбинных электроагрегатах. Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения содержит корпус (1), выполненный в виде втулки с внутренней цилиндрической поверхностью, в котором установлены вкладыши (2) с прикрепленными к ним лепестками (3). В конструкции предусмотрены коническая и цилиндрическая части вала (5) и подшипника (4) скольжения. Поверхность вала (5) между подшипником (6) качения и подшипником (4) скольжения образована шевронными канавками (7). Внутренняя поверхность корпуса (1) выполнена в виде трех участков с разными диаметрами. На наружной поверхности корпуса (1) выполнены отверстия (8) для подвода газа. Технический результат: повышение ресурса и надежности системы «ротор - опоры» путем разделения и дублирования функций подшипников качения и подшипников скольжения. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипники качения и скольжения. Подшипник скольжения выполнен в виде втулки с металлическими пластинами, закрепленной на валу. В качестве установочных элементов в периоды пусков-остановов закреплены упругие металлические пластины, образующие клиновые зазоры. Упругие металлические пластины закреплены на втулке, установленной на валу, и образуют клиновые зазоры с наружной втулкой, установленной в подшипниках качения. В корпусе по окружности установлены электромагнитные катушки, подключенные к источнику питания, к которому подсоединены пьезоактуаторы, прижимаемые пружинами. Технический результат: повышение ресурса и надежности системы "ротор - опоры" за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения и активного управления их характеристиками на различных режимах работы роторной машины. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения, расположенные параллельно относительно поверхности вала. Подшипник качения установлен на коническом участке вала через втулку с внутренней конической поверхностью с возможностью перемещения относительно вала в осевом направлении под действием линейных пьезоприводов, установленных в корпусе и подключенных к источникам питания. Технический результат: улучшение динамических характеристик, повышение надежности и ресурса системы "ротор - опоры" за счет включения, выключения подшипника качения из работы под действием линейных пьезоприводов. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения, наружное кольцо которого установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок, и подшипник скольжения. С увеличением частоты вращения вала в каналах подшипника скольжения появляется гидростатодинамическая реакция, уменьшающая нагрузку на подшипник качения, в результате чего происходит перераспределение внешней нагрузки между подшипником качения и подшипником скольжения. На внутренней поверхности корпуса установлены пьезоактуаторы, подключенные к источнику напряжения и способные в результате собственных деформаций перемещать подвижные колодки относительно оси вала в осевом направлении. Технический результат: повышение надежности, долговечности, улучшение динамических характеристик системы ротор - опора и уменьшение амплитуды колебаний ротора за счет включения, выключения упругих колец с помощью изменения напряжения, подаваемого на пьезоактуаторы. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, выполненный в виде втулки с металлическими пластинами. В качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов в периоды пусков-остановов закреплены упругие металлические пластины, образующие клиновые зазоры с валом, а в корпусе по окружности закреплены электромагнитные катушки, подключенные к источнику питания, к которому присоединены пьезоактуаторы, прижимаемые пружинами. Технический результат: повышение ресурса и надежности системы "ротор - опоры" за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения и активного управления их характеристиками на различных режимах работы роторной машины. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах. Комбинированная опора, содержит корпус с установленными в нем подшипником скольжения, подшипником качения, внутренняя обойма которого установлена неподвижно, с концентрично расположенной в подшипнике скольжения шейкой вала, а также подвижные колодки, закрепленные с возможностью перемещения в пазах. Пазы находятся на внутренней поверхности корпуса, подшипник качения установлен концентрично на валу, при этом внутренняя обойма подшипника качения установлена на валу неподвижно, подвижные колодки установлены с возможностью перемещения под действием поперечных деформаций пьезоэлементов пьезоэлектрического привода, установленного в пазах корпуса и подключенного к источнику напряжения. Технический результат: повышение надежности системы ротор-опора, улучшение динамических характеристик опоры на режимах пуск - останов, обеспечение вращения ротора на пусковых режимах с использованием подшипника качения с выведением его из работы с помощью изменения приложенного к пьезоэлементам напряжения на заданных частотах вращения. 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора содержит корпус, размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, причем в качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов в периоды пусков-остановов закреплены упругие металлические пластины, образующие клиновые зазоры. Упругие металлические пластины размещены во втулке, установленной во внутреннем кольце подшипника качения, и образуют клиновые зазоры с валом. На корпусе по окружности закреплены электромагнитные катушки, подключенные к источнику питания. Технический результат: повышение ресурса и надежности системы "ротор-опоры" за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения и активного управления их характеристиками на различных режимах работы роторной машины. 2 ил.

Изобретение относится к области промышленного оборудования. Рабочее колесо дымососа состоит из центрального диска, двух покрышек, лопаток ступицы и приводного вала. Новым является то, что на боковых сторонах покрышек закреплены пустотелые кольца различного внешнего и внутреннего диаметров, а в них подвижно расположены тела качения шаровой формы. Кольцо и между ним и закраиной расположены тела качения сферической формы. Изобретение направлено на устранение неуравновешенности рабочих колес дымососов. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора состоит из корпуса (1), в котором установлены подшипник качения (2) и вал (3), на внутренней поверхности которого имеются пазы, в которых установлены колодки (5) и упругие элементы (4), которые служат элементами установки и крепления вала (3) на наружном кольце подшипника качения (2) в моменты пусков и остановов. На наружное кольцо подшипника качения (2) одето кольцо (8) из фрикционного материала, также в корпусе (1) установлены круговой гофрированный элемент (6) и упругий лепесток (7), образующие с антифрикционной втулкой (10), расположенной на наружной поверхности вала (3), радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, работающий на основном режиме функционирования агрегата. Технический результат: увеличение частоты вращения ротора и улучшение его устойчивости, повышение долговечности опорного узла в целом при неизменных габаритах, расширение области применения данного типа опор и повышение надежности за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения на различных режимах работы. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов). Комбинированная опора состоит из корпуса, в котором установлены подшипник качения и втулка подшипника скольжения. Во внутреннее кольцо подшипника качения запрессована фрикционная втулка. На шейке вала с помощью штифтов установлено упругое эллиптическое равножесткое кольцо с центробежными грузами, которое имеет возможность деформироваться под действием центробежных сил. Технический результат: повышение надежности, долговечности и технологичности опорного узла за счет использования фрикционной втулки и равножесткого эллиптического кольца, а также увеличение функциональности агрегата в целом путем разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве опор валов машин и механизмов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками и повышающих надежность и долговечность машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин

Изобретение относится к машиностроению к области станкостроения и технологии машиностроения, может быть использовано при скоростном фрезеровании винтовых поверхностей точных винтов из труднообрабатываемых материалов в комбинации с иглофрезерованием

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению роторно-опорных узлов, состоящих из комбинации подшипника скольжения и подшипника качения и повышающих надежность и долговечность роторных машин

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных роторных машинах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению опор в комбинации опор скольжения и опор качения, и может быть использовано в роторных машинах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины

 


Наверх