Патенты автора Терешко Антон Герольдович (RU)

Изобретение относится к устройствам для тарировки датчиков для статических испытаний деталей и узлов авиационных газотурбинных двигателей. Универсальное устройство тарировки датчиков для статических испытаний содержит по меньшей мере один тензометрический датчик и один датчик перемещения, подложку, чувствительный элемент, средство измерения и средство нагружения, при этом чувствительный элемент состоит из основания, соединенного с подложкой с помощью переходного элемента, одной консольной балки, средство нагружения установлено на подложке с возможностью воздействия на консольную балку чувствительного элемента, а средство измерения содержит устройство подсветки, установленное на подложке, и окуляр с градуировочной шкалой, соединенный с подложкой с помощью средства соединения. При этом чувствительный элемент размещен между устройством подсветки и окуляром, на консольной балке чувствительного элемента вблизи ее основания имеется линия уровня установки тензометрического датчика, при этом тензометрический датчик установлен таким образом, что его середина совпадает с упомянутой линией, кроме того, на консольной балке чувствительного элемента имеется метка, размещенная на половине ширины консольной балки на уровне оси окуляра, при этом датчик перемещения установлен над устройством с возможностью измерения перемещения консольной балки чувствительного элемента в метке. Технический результат - возможность одновременной тарировки датчиков перемещений и тензометрических датчиков, возможность многоразового использования устройства. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструированию оснастки стендов для испытания трубопроводов на усталостную прочность, а именно приспособлений для закрепления трубопроводов на вибростенде, в частности трубопроводов турбомашин. Устройство содержит корпус с кольцевым фланцем. Наружная боковая поверхность корпуса выполнена в виде многогранника с четным количеством граней, на каждой грани которого выполнены отверстия. На по меньшей мере одной из указанных граней в отверстии посредством разъемного соединения установлен штуцер крепления трубопровода. Корпус выполнен в виде стакана, донышко которого расположено с противоположной стороны от кольцевого фланца. Устройство дополнительно содержит кольцевое уплотнение и крышку, габарит которой больше диаметра кольцевого фланца. В отверстии на противоположной от штуцера крепления трубопровода грани стакана дополнительно установлен штуцер подвода в полость стакана охлаждающего воздуха. В штуцере крепления трубопровода со стороны полости стакана выполнено глухое осевое отверстие и выполнены сквозные отверстия от боковой части штуцера крепления трубопровода до глухого осевого отверстия, кроме того, в остальных отверстиях граней корпуса установлены герметичные заглушки. Крышка расположена между корпусом и вибростендом и соединена посредством разъемных соединений, при этом в торце корпуса со стороны крышки выполнена кольцевая проточка, в которой установлено кольцевое уплотнение. Технический результат: снижение температуры элементов устройства в процессе усталостных испытаний трубопроводов, меньшее изменение жесткости элементов устройства в условиях усталостных испытаний трубопроводов при высоких температурах, упрощение проведения испытаний. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к испытаниям авиационных двигателей. Пневматическая метательная установка содержит источник (1) газа высокого давления, ствол (2) и полый поддон с метаемым телом. Установка снабжена средством (5) для улавливания поддона. Основание (7) поддона жестко закреплено на отдельной раме (6), передняя (8) и задняя (9) стенки жестко закреплены на основании (7), а направляющие (10) расположены между передней (8) и задней (9) стенками вдоль оси ствола (2) и жестко закреплены на них. Инерционные элементы (11) выполнены разной массы и установлены на направляющих (10) с возможностью перемещаться вдоль них таким образом, что самый легкий инерционный элемент расположен первым за передней стенкой, а самый тяжелый инерционный элемент максимально удален от нее. В передней (8) и задней (9) стенке выполнены отверстия большего диаметра, чем наружный диаметр поддона, а в каждом инерционном элементе (11) выполнено отверстие меньшего диаметра, чем наружный диаметр поддона, но большего диаметра, чем внешний диаметр, описывающий радиальный габаритный размер метаемого тела. Достигается повышение точности проводимого эксперимента и повышение ресурса пневматической метательной установки. 10 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относятся к области статических лабораторных испытаний. Способ испытаний деталей и узлов турбомашины заключается в последовательном изменении уровня нагрузки и контроле нагрузки на каждой ступени, анализе процесса и прекращении нагружения до начального этапа разрушения объекта испытания. Согласно способу: в зависимости от необходимой нагрузки максимального усилия на объект испытания выбирают прямолинейное средство нагружения (ПСН). Для ПСН определяют максимальное предельное усилие, развиваемое им до начала разрушения объекта испытания, и максимально возможное усилие, которое ПСН может развить в случае сбоя его работы до момента собственного разрушения, на основании вышеизложенного определяют средства нагружения, которые могут разрушить объект испытания в случае своей нештатной работы, устанавливают предохранительное устройство между средством нагружения ПСН и объектом испытания так, чтобы силовая связь была обеспечена между объектом испытания и ПСН в процессе испытания при максимальном усилии и происходило срабатывание предохранительного устройства с физическим разрывом силовой связи до достижения предельного уровня усилия, после чего проводят испытание выбранного объекта. Также заявлено предохранительное устройство для осуществления способа. Обеспечивается повышение надежности получения результатов и сокращение сроков подготовки испытаний. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам регулирования авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя включает определение эксплуатационного диапазона частот вращения роторов с высоким уровнем вибраций корпусов. Для регулирования двигателя, снабженного поворотным направляющим аппаратом компрессора высокого давления, предварительно на нескольких двигателях на базе ранее определенного диапазона частот вращения ротора высокого давления и ротора низкого давления производят изменение угла установки поворотного направляющего аппарата компрессора высокого давления и определяют зависимость величины уровня вибраций корпусов двигателя от значения отношения частот вращения роторов высокого и низкого давления, определяемого упомянутым углом. Выбирают значение отношения частот вращения роторов высокого и низкого давления, при котором обеспечивается требуемое допустимое значение уровня вибраций корпусов. На основании полученных данных при отладке двигателя производят настройку угла установки входного направляющего аппарата компрессора высокого давления. Технический результат предлагаемого изобретения - снижение вибраций корпусов двигателя, снабженного поворотным направляющим аппаратом компрессора высокого давления, во всем рабочем диапазоне, что ведет к повышению надежности работы двигателя и повышению безопасности полетов. 2 ил.

Изобретение относится к конструированию стендов для испытания трубопроводов на усталостную прочность, содержащих специальные приспособления для закрепления трубопроводов на вибростенде, в частности трубопроводов турбомашин. Установка содержит средство балансировки и, по меньшей мере, один штуцер для закрепления конца трубопровода различного диаметра, опора выполнена в виде полого цилиндра с кольцевым фланцем, наружная боковая поверхность полого цилиндра выполнена в виде многогранника с четным количеством граней, при этом штуцер установлен, по меньшей мере, на одной из граней и соединен с последней посредством разъемного соединения, а на противоположной ей грани опоры закреплено средство балансировки или штуцер для уравновешивания системы, причем устройство упругих направляющих, передающее вибровозбуждения от вибратора, направлено вдоль оси опоры. Опора выполнена, по меньшей мере, с одним резьбовым отверстием на каждой грани под разъемное соединение для закрепления штуцера или средства балансировки, средство механического нагружения выполнено в виде, по меньшей мере, одного шара определенной массы с цилиндрическим отверстием, выполненного с возможностью жесткого закрепления на противоположном конце трубопровода. Технический результат заключается в упрощении конструкции, повышении надежности и универсальности использования при повышении точности результатов, возможности испытаний трубопроводов разного диаметра и более одного трубопровода одновременно. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение предназначено для использования в турбомашиностроении и может найти широкое применение для снижения вибронапряжений в лопатках рабочих колес турбомашин. Проводят тензометрирование лопаток отдельного рабочего колеса турбомашины. Определяют наиболее опасную резонансную частоту колебаний лопаток, расчетно исследуют влияние изменения геометрии лопатки рабочего колеса на опасную резонансную частоту. В зависимости от условий эксплуатации определяют возможные изменения геометрии лопатки. Расчетно исследуют влияние такого изменения геометрии лопатки на прочностные и жесткостные свойства лопатки. Выбирают оптимальное изменение, которое в меньшей степени оказывает влияние на снижение ресурса лопатки, которое закладывают в технологию производства двух типов лопаток, локально отличающихся по геометрии на размах допуска на изготовление номинальной лопатки одна в большую сторону, а вторая в меньшую сторону, или два типа лопаток - номинальной формы и локально отличающиеся по геометрии на размах допуска на изготовление номинальной лопатки в большую или в меньшую сторону. Затем для рабочего колеса с четным количеством лопаток изготавливают лопатки рабочего колеса двух типов поровну и размещают их на рабочем колесе через одну. Для рабочего колеса с нечетным количеством лопаток изготавливают два комплекта лопаток разного типа с нечетным количеством лопаток в любом из комплектов и размещают их на рабочем колесе через одну с расположением в любом одном месте рабочего колеса двух лопаток нечетного комплекта подряд. Технический результат - снижение вибрации лопаток всех рабочих колес турбомашины, в том числе и моноколес, без искусственного внесения дополнительной окружной неравномерности в температурное поле и без усложнения системы управления турбомашиной, что, как следствие, снижает общий уровень вибраций, повышает надежность и ресурс турбомашины в целом. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Демпфер содержит внутренний корпус, образующий с корпусом радиальный зазор. На внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности внутреннего корпуса выполнены проточки. В полости, образованной несквозными цилиндрическими проточками, установлено упругое кольцо. С двух сторон от несквозных цилиндрических проточек выполнены минимум две кольцевые проточки. В кольцевых проточках установлены кольцевые уплотнительные эластичные элементы. Внутренний корпус содержит фланец на уровне полости для непосредственного соединения с подшипником. Во внутреннем корпусе выполнено отверстие в полость для установки штифта с натягом. На одном из выступов внешней поверхности упругого кольца со стороны торца выполнен сквозной радиальный паз. На каждом из выступов упругого кольца поочередно выполнены одна и две окружные канавки. В промежутке между каждыми близлежащими выступами выполнены минимум два сквозных отверстия. Отверстия смещены друг относительно друга в окружном направлении и расположены на удалении от зоны влияния изгибных напряжений в упругом кольце. Изобретение позволяет снизить общий уровень вибраций и увеличить ресурс турбомашины в целом. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к конструированию приспособлений для закрепления деталей турбомашины на вибростенде при усталостных испытаниях. Устройство содержит основание, выполненное с возможностью фиксации на вибростенде, корпус, соединенный с основанием посредством соединения «цилиндрические выступ-паз», с возможностью проворота корпуса в окружном направлении в цилиндрическом пазу, с возможностью фиксации корпуса на основании в требуемом положении, зажимное устройство для фиксации лопаток турбомашин, содержащее подвижный и неподвижный разъемные элементы с образованием зазора между ними, соединенные между собой механизмом, регулирующим величину зазора и усилие прижатия между ними. При этом на каждом из разъемных элементов установлен прижимной элемент, выполненный в виде цилиндрического ролика, на котором выполнена лыска, а на каждом из разъемных элементов, между цилиндрическим роликом и пером испытуемой лопатки, выполнено по меньшей мере по одному выступу, причем выступы подвижного и неподвижного разъемных элементов направлены навстречу друг другу. При этом неподвижный разъемный элемент соединен с корпусом посредством соединения «цилиндрические выступ-сквозное отверстие» соответственно, с возможностью проворота неподвижного разъемного элемента в окружном направлении в цилиндрическом сквозном отверстии и его жесткой фиксации относительно корпуса в требуемом положении, кроме того на торце цилиндрического выступа неподвижного разъемного элемента выполнено резьбовое отверстие для жесткой фиксации элементов турбомашин. Технический результат заключается в повышении точности измеряемых параметров, упрощении подготовки и проведения испытаний, расширении номенклатуры испытываемых на стенде деталей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области натурных испытаний в условиях работающей турбомашины. Способ определения осевой силы, действующей на ротор турбомашины в процессе ее работы, включает установку тензодатчиков на элементы опоры ротора, их градуировку, снятие сигнала с тензодатчиков, его запись и обработку. Используют минимум по два тензодатчика, которые устанавливают равноудаленно друг от друга в окружном направлении в по крайней мере одно место, чувствительное к возникновению концентрации напряжений от осевой силы и менее подверженное деформациям от радиальной нагрузки с ротора на элементах опоры, которые предварительно определяют до установки тензодатчиков. Проводят запуск турбомашины на стенде или в условиях эксплуатации с обеспечением ее работы на требуемых режимах, причем запись сигналов с тензодатчиков осуществляют в течение всего запуска, а в процессе обработки сигналов с тензодатчиков исключают влияние на сигналы радиальной составляющей силы с ротора. Далее обработанные сигналы пересчитывают в значение осевой силы с ротора и строят график изменения осевой силы с ротора по времени запуска турбомашины в процессе ее работы. Опору ротора выполняют с упругим элементом в виде втулки с продольными прорезями по ее окружности, а тензодатчики устанавливают на балочки, образованные прорезями. Тензодатчики устанавливают на балочки упругого элемента со стороны прорези. Места установки тензодатчиков определяют при помощи расчета методом конечноэлементного моделирования. Предварительно дорабатывают элементы опоры ротора только для обеспечения вывода проводов от тензодатчиков и для обеспечения требований к качеству и форме поверхности элементов опоры в местах установки тензодатчиков. Технический результат - определение осевой силы, действующей на ротор турбомашины в процессе ее работы, без существенной доработки элементов опоры ротора. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам испытаний авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). В способе предварительно на нескольких экземплярах двигателей во всей эксплуатационной области определяют зависимость величины уровня вибраций корпусов двигателя от величины прокачки масла через гидродемпфер путем изменения уровня давления масла Рм в нагнетающей магистрали. Для работы двигателя в диапазонах частот вращения с высоким уровнем вибраций корпусов увеличивают давление масла в нагнетающей магистрали, при этом увеличивается величина прокачки масла через гидродемпфер и уровень вибраций корпусов снижается. Способ позволяет снизить вибрации корпусов двигателя во всем рабочем диапазоне, что ведет к повышению надежности работы двигателя и повышению безопасности полетов.

Изобретение предназначено для использования в турбомашиностроении. Способ снижения вибрации в рабочих лопатках турбомашины заключается в том, что проводят тензометрирование лопаток отдельного рабочего колеса на работающей турбомашине, по его результатам определяют наиболее опасную резонансную частоту колебаний лопаток рабочего колеса. Берут два комплекта лопаток, предназначенных для сборки рабочего колеса, устанавливают поочередно каждую лопатку на вибростенд, определяют для каждой значение выявленной при тензометрировании опасной собственной частоты колебаний. Определяют для двух комплектов среднее значение опасной собственной частоты, строят график среднеквадратичного отклонения значений собственных частот колебаний каждой лопатки. По графику определяют значение средней опасной собственной частоты и разделяют все лопатки на четыре равные группы, две из которых располагаются ближе к значению средней опасной собственной частоты, а оставшиеся две дальше. Собирают два новых комплекта лопаток каждый из двух групп по принципу: одна группа лопаток со значениями собственных частот, более приближенных к значению средней опасной собственной частоты, и другая группа лопаток со значениями собственных частот, более удаленных от данного значения, при этом значения собственных частот этих двух групп находятся с разных сторон от значения средней опасной собственной частоты. Устанавливают сформированные таким образом комплекты лопаток на диск рабочего колеса. При нечетном количестве лопаток при разделении их по графику на четыре равные группы с каждой стороны от среднего значения опасной собственной частоты изымают по одной лопатке, значение собственной частоты колебаний которой наиболее близко к среднему значению, для каждого нового комплекта. Изобретение позволяет закладывать снижение вибрации лопаток рабочих колес на стадии сборки турбомашины без внесения изменений в конструкцию. 1 з.п. ф-лы, 2 ил

Изобретение относится к устройствам для крепления предметов к гладким опорным поверхностям. Сущность: устройство содержит жесткий корпус (3), выполненный в виде перевернутого стакана с цельным донышком (7). В основании жесткого корпуса (3) выполнена концентрическая торцевая канавка (8), в которой расположено уплотнительное кольцо (5). Причем уплотнительное кольцо (5) выступает из жесткого корпуса (3) и выступающей поверхностью повторяет форму гладкой опорной поверхности (2). В боковой стенке жесткого корпуса (3) выполнено сквозное резьбовое отверстие (4), в котором установлен штуцер (6) с обратным клапаном для отсоса воздуха. При этом жесткий корпус (3) выполнен с возможностью контакта с гладкой опорной поверхностью (2), а датчик (1) установлен снаружи донышка (7). Технический результат: уменьшение габаритных размеров устройства, повышение надежности его работы. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к выходным устройствам газотурбинных двигателей авиационного применения, предназначенным для отклонения вектора тяги турбореактивного двигателя летательного аппарата, используемого в полете совместно с управляющими поверхностями летательного аппарата. Устройство для отклонения вектора реверсированной тяги турбореактивного двигателя включает корпуса поперечных выхлопных каналов, входы которых выполнены в наружном корпусе двигателя, при этом каждый вход снабжен запирающим устройством в виде заслонки. Ниже по потоку от заслонок расположены поворотные лопатки, концы поворотных лопаток прикреплены к наружному и внутреннему корпусам двигателя. Каждая поворотная лопатка состоит из неподвижной части, установленной перпендикулярно продольной оси двигателя и поворотной части, выполненной с возможностью поворота вокруг поперечной оси двигателя. На каждом выходе поперечных выхлопных каналов установлена заслонка воздушного тормоза. Поворотные лопатки объединены в группы, которые совместно с заслонками и заслонками воздушного тормоза сгруппированы по секторам. Внутри каждого сектора заслонка, заслонка воздушного тормоза и группа поворотных лопаток снабжены индивидуальными синхронизированными приводами. В продольной плоскости каждой поворотной лопатки перед заслонкой наклонно установлен пилон, при этом концы пилонов прикреплены к наружному и внутреннему корпусам двигателя. Изобретение позволяет увеличить маневренные возможности летательного аппарата с увеличением угловой скорости разворота. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области тензометрирования трубопроводов в турбомашиностроении, преимущественно в авиационных газотурбинных двигателях, а именно измерению динамических напряжений в трубопроводах при лабораторных, стендовых испытаниях или в условиях эксплуатации. Способ включает установку на трубопроводе тензометрических датчиков, определение ожидаемого уровня деформации исходя из тарировочных данных и известных предельных значений динамических напряжений, проведение испытаний, получение данных динамических напряжений с тензометрических датчиков, обработку полученных данных с учетом выбранной погрешности. При этом устанавливают три независимых тензометрических датчика в по меньшей мере одной диаметральной плоскости на равном удалении друг от друга, ориентируют их при установке вдоль оси трубопровода, подключают к измерительной аппаратуре, проводят испытания. Затем сопоставляют полученные данные с ожидаемым уровнем деформации, получают информацию об исправности датчиков, выделяют отрезки времени испытаний, в которых есть сомнения в исправности работы датчика, при этом применяют математическую формулу, связывающую значения сигналов с трех датчиков в диаметральной плоскости, для определенного момента времени. При этом используют математическую формулу для получения расчетного значения динамических напряжений, в случае выявления одного неисправного датчика в диаметральной плоскости, а также применяют математическую формулу в случае сомнения в правильности работы одного датчика в диаметральной плоскости, и далее расчетом подтверждают или опровергают правильность полученных с него значений динамических напряжений. Технический результат заключается в обеспечении достоверности определения напряженно-деформированного состояния трубопровода, в том числе определения нагрузок, действующих в трубопроводе. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области устройств для измерения параметров газового потока, преимущественно в турбомашиностроении, а именно к гребенкам замера параметров газового потока. Устройство для измерения параметров потока газа содержит обтекаемый корпус, с продольными и поперечными каналами, сообщенными между собой, датчики, установленные в поперечных каналах, со стороны набегающего потока газа. Устройство снабжено по меньшей мере одной съемной втулкой с пояском, зафиксированной в поперечном канале корпуса, фланцем, выполненным на корпусе. Корпус выполнен разъемным, состоящим из двух частей с ответными отверстиями под соединительные элементы для фиксации частей корпуса. Продольные и поперечные каналы образованы ответными канавками, выполненными на поверхностях разъемных частей корпуса, а датчики установлены в съемных втулках. Изобретение обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструированию крепежных деталей в машиностроении, преимущественно в авиастроении и турбомашиностроении. Болт для соединения деталей состоит из цилиндрического стержня с резьбой, отрывной головки, основной головки с кольцевой проточкой, выполненной со стороны отрывной головки, промежуточного элемента в виде усеченного конуса, меньшим диаметром расположенного внутри кольцевой проточки и соединяющего отрывную головку с основной головкой. В цилиндрическом стержне выполнено глухое профилированное отверстие для извлечения болта, расположенное на торце стержня, при этом кольцевая проточка выполнена под покрытие, глубина которой не меньше толщины покрытия, а минимальный диаметр промежуточного элемента не превышает 4/5 минимального диаметра резьбы. Изобретение обеспечивает гарантированное разрушение болта при сборке по минимальному диаметру промежуточного элемента с обеспечением требуемого усилия затяжки, возможность обеспечения ровной поверхности собираемых деталей в месте установки болта, а также возможность вывернуть болт при разборке соединенных им деталей, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей и требуемые характеристики их наружных поверхностей в целом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструированию узлов крепежной арматуры трубопроводов в машиностроении, преимущественно в турбомашиностроении. Узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины содержит хомут, охватывающий участок трубопровода и закрепленный при помощи средства фиксации на корпусе турбомашины, при этом хомут снабжен по меньшей мере двумя фланцами со сквозными отверстиями под средство фиксации, прокладку, установленную между хомутом и охватываемым участком трубопровода. Кроме того, узел крепления трубопровода снабжен четным количеством плоских ребер жесткости, попарно соединяющих хомут с фланцами. При этом ось сквозных отверстий расположена между соответствующей парой ребер жесткости, а хомут, фланцы и ребра жесткости выполнены из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами. Изобретение обеспечивает снижение массы при сохранении требуемой жесткости и прочности и, как следствие, обеспечение ресурса и надежности узла крепления трубопровода на корпусе турбомашины в целом, в том числе и в условии работы при высоких температурах, то есть при температурах, близких к верхним границам температур допустимой работоспособности применяемых материалов. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ручным ударным инструментам. Ручной ударный инструмент содержит полый корпус, подпружиненный ударник, концентрично расположенный относительно корпуса, устройство фиксации и сброса ударника. Ручной ударный инструмент снабжен ограничителем, выполненным в виде пружины и установленным на торце корпуса. Ударник выполнен в виде стержня, расположенного одной частью внутри корпуса, а другой частью снаружи корпуса. Ограничитель охватывает наружную часть ударника, а торец ударника, расположенный снаружи корпуса, выходит за внешние габариты ограничителя. Устройство фиксации и сброса ударника выполнено в виде рычага с по меньшей мере одним зацепом. На корпусе вдоль его оси выполнена прорезь. Рычаг одним концом закреплен на ударнике и выполнен с возможностью их совместного перемещения. Зацеп частично повторяет наружную форму поверхности рычага, который расположен внутри прорези с возможностью контакта с ее краями. Наружная часть корпуса, с противоположной от ограничителя стороны, выполнена рифленой. В результате обеспечивается гарантированное ударное воздействие требуемой силы со стороны инструмента. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к конструированию приспособлений для закрепления рабочих лопаток турбомашины на вибростенде при усталостных испытаниях. Устройство для закрепления рабочей лопатки турбомашины с замковым элементом при усталостных испытаниях содержит корпус, жестко закрепленный на вибростоле с помощью кронштейна, зажим с элементами фиксации, расположенный на корпусе. В зажиме выполнен паз, повторяющий замковую часть лопатки. Устройство снабжено гибким шлангом, закрепленным на корпусе при помощи резьбового соединения. В корпусе выполнена полость. В корпусе рядом с зажимом выполнены отверстия, соединяющие полую часть с атмосферой. Элементы фиксации расположены между пазом и полой частью корпуса. Зажим состоит из двух частей, одна из которых выполнена подвижной, с возможностью съема и содержит зацеп, а другая является частью корпуса и содержит выемку, повторяющую своей формой зацеп. Технический результат заключается в снижении влияния температуры испытаний на жесткость устройства и расширении номенклатуры применяемых материалов для производства его элементов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к конструированию узлов соединительной арматуры трубопроводов в машиностроении, преимущественно турбомашиностроении. Узел соединения трубопроводов турбомашины содержит хомут, закрепленный на по меньшей мере двух трубопроводах и выполненный в виде пары колодок с выемками под трубопроводы, прокладки, расположенные в выемках между колодками и трубопроводом. В колодках выполнены сквозные отверстия под средство соединения их между собой. Каждая колодка снабжена по меньшей мере одним плоским ребром жесткости, выполненным на внешней поверхности и сориентированным в поперечном направлении относительно трубопроводов. Ребро жесткости не превышает по высоте габариты соответствующей колодки. Хомут и ребра жесткости выполнены из армированного волокном композитного материала. В качестве армирующего волокна выбраны полиимидные или арамидные волокна. Изобретение обеспечивает снижение массы при сохранении требуемой жесткости и прочности и, как следствие, обеспечение ресурса и надежности узла соединения трубопроводов в целом, в том числе и в условиях работы при высоких температурах. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит вал, опирающийся на радиальный подшипник, статорный элемент с выполненными в нем отверстиями для подачи масла и кольцевой проточкой. Гидродинамический демпфер соединяет статорный элемент с радиальным подшипником. Крышка установлена на статорном элементе. Гидродинамический демпфер выполнен в виде единого упругого кольца с цилиндрическими наружной и внутренней поверхностями, в окружном направлении которого выполнены сквозные прорези, образующие опорные перемычки и дугообразные пружины с отверстиями. Упругодемпферная опора снабжена по меньшей мере одним окружным рядом сквозных прорезей, выполненных концентрично относительно оси гидродинамического демпфера и образующих по меньшей мере два кольца, соединенных опорными перемычками и расположенных на равном расстоянии друг от друга с образованием симметрично расположенных дугообразных пружин. В дугообразных пружинах выполнены наклонные отверстия. В каждой второй опорной перемычке выполнены прорези, образующие выступы на дугообразных пружинах, между которыми выполнен радиальный зазор, для обеспечения возможности изгиба последних. В двух соседних рядах сквозных прорезей выступы и опорные перемычки расположены в шахматном порядке. Отверстия для подачи масла и кольцевая проточка выполнены со стороны торца гидродинамического демпфера. Технический результат: обеспечение большой эффективности демпфирования на различных режимах работы турбомашины и снижение общего уровня вибрации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к разъемным корпусам турбомашин. Разъемный корпус турбомашины содержит торцевые фланцы, продольные фланцы, выполненные в местах разъема частей корпуса, колодки с продольным пазом и отверстиями под крепежные элементы. Продольные фланцы соединены между собой колодкой, охватывающей их. Разъемный корпус турбомашины снабжен окружными проушинами, выполненными на торцах колодок, с по меньшей мере одним отверстием. На торцевых фланцах корпуса выполнены отверстия, соосные с отверстиями соответствующих окружных проушин. Колодки зафиксированы на торцевых фланцах корпуса крепежными элементами. Изобретение обеспечивает снижение количества крепежных деталей в продольных соединениях разъемного корпуса, что уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к штифтовым соединениям частей вала турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя. Штифтовое соединение для вала турбомашины, состоящее по меньшей мере из двух соосно расположенных частей вала (1, 3), с выполненными на их торцах выступом (4) и ответным пазом (2) соответственно, и соединенных между собой штифтами (5). Штифты (5) расположены в окружном направлении вала. Штифты (5) установлены наклонно к радиальному направлению относительно оси вала, причем угол наклона (6) каждого следующего штифта (5) выполнен в отличную от предыдущего сторону. Углы наклонов (6) штифтов (5) к радиальному направлению относительно оси вала равны. Углы наклонов (6) штифтов (5) к радиальному направлению относительно оси вала образуют острый угол не более 15°. Изобретение обеспечивает увеличение прочности и надежности штифтового соединения с наклонными штифтами, за счет увеличения площади поверхности среза последних и восприятия центробежных нагрузок не только натягом и вальцовкой удерживающих штифт вдоль оси, но и боковой поверхностью штифта, частично снимающей нагрузку в поперечном направлении, а также в частных случаях реализации позволяет сохранить существующие заготовки частей вала ТНД, используемые для соединения радиальными штифтами. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки, вспомогательные балки и прямоугольное основание. Вспомогательные балки выполнены с возможностью крепления на силовые стойки и между собой посредством разъемного соединения. На каждой большей стороне прямоугольного основания жестко и неразъемно закреплены как минимум по три силовые стойки, причем как минимум одна из силовых стоек расположена в области середины соответствующей большей стороны, а по одной в углах прямоугольного основания. Сверху на силовых стойках закреплены цельные балки посредством жесткого неразъемного соединения, сориентированные вдоль соответствующих больших сторон прямоугольного основания и образующие с последними и силовыми стойками четырехугольные порталы. На угловых силовых стойках посредством жесткого неразъемного соединения закреплено как минимум по одной проушине. Силовая рама снабжена как минимум одной П-образной балкой, установленной поперек силовых стоек и выполненной с возможностью перемещения вдоль последних и фиксацией на них в требуемом положении. Изобретение позволяет за счет наличия жесткой неразъемной конструкции, реализованной с учетом специфики стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, возможности различных комбинаций установки силовых модулей, профиля и соединений элементов силовой рамы увеличить жесткость, прочность и универсальность последней. 19 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с регулируемой жесткостью, применяемых в конструкции турбомашин и при стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругодемпферная опора с регулируемой жесткостью содержит установленный на валу подшипник, на наружном кольце которого закреплен корпус, соединенный со статорным элементом посредством разрезной втулки. Между разрезной втулкой и корпусом установлена подвижная втулка, выполненная с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры посредством привода и контактирующая с разрезной втулкой по ее цилиндрической поверхности в области прорезей. Подвижная втулка образует с корпусом демпфирующую полость, ограниченную уплотнениями. Изобретение позволяет плавно изменять жесткость опоры без приложения дополнительной осевой силы через упругий элемент и дополнительного динамического воздействия на элементы конструкции, а также реализовать любую жесткость опоры внутри диапазона изменения. 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам воздействия вибрацией на элементы турбомашин, в частности для определения предела усталостной выносливости лопаток моноколеса компрессора турбомашины. Способ включает подготовку детали и установку ее на вибростенд, регулирование возбуждающей частоты вибрации вибростенда до ее совпадения с собственной частотой колебания детали, воздействие на деталь вибрацией с резонансной частотой. При этом для определения предела усталостной выносливости лопаток моноколеса компрессора турбомашины, при подготовке моноколеса и установке на вибростенд, регулируют частоту собственных колебаний, по меньшей мере, одной его лопатки и возбуждающую частоту вибрации вибростенда до их совпадения. Воздействие на лопатку вибрацией с резонансной частотой производят при нагрузке, обеспечивающей в лопатке без разрушения переменные, близкие к предельным, динамические напряжения в течение N-циклов нагружения, соответствующих материалу изготовления моноколеса. Совпадение частоты собственных колебаний, по меньшей мере, одной его лопатки и возбуждающей частоты вибростенда дополнительно обеспечивают путем демпфирования лопаток и/или нагружения грузами. Технический результат заключается в сокращении подвергаемых разрушению числа лопаток и сохранении работоспособности большей части конструкции. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругодемпферная опора с регулируемой жесткостью содержит подшипник, установленный на валу, статорный элемент и закрепленную на наружном кольце подшипника обечайку, соединенную со статорным элементом посредством разрезной втулки. Упругодемпферная опора дополнительно содержит подвижную втулку, соединенную со статорным элементом и расположенную между обечайкой и статорным элементом с возможностью одновременного контактирования с обечайкой и разрезной втулкой при смещении подвижной втулки посредством привода вдоль продольной оси опоры, при этом подвижная втулка образует с обечайкой демпфирующую полость, ограниченную уплотнениями. Изобретение позволяет изменить амплитудно-частотные характеристики ротора, обеспечить его постоянную работу на некритических частотах вращения и снизить вибрации оборудования стенда и ротора. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит радиальный подшипник качения, установленный на валу, статорный элемент, жестко закрепленный на наружном кольце подшипника корпус, образующий со статорным элементом демпфирующую полость, внутри которой расположено упругое кольцо, а также графитовое уплотнение и вторичное лабиринтное уплотнение, содержащее крышку лабиринтных уплотнений. Упругодемпферная опора содержит установленную на статорном элементе фиксирующую крышку; при этом упругое кольцо закреплено с возможностью смещения в демпфирующей полости совместно с корпусом подшипника, графитовым уплотнением и крышкой лабиринтов в радиальном и осевом направлениях в пределах допустимых зазоров и ограничены фиксирующей крышкой от осевого смещения с одной стороны и статорным элементом - с другой стороны. Наружное кольцо подшипника, упругое кольцо, графитовое уплотнение и крышка лабиринтного уплотнения жестко установлены на корпусе подшипника. Изобретение позволяет снизить зазор между статорной и роторной частями, что приводит к снижению потерь в лабиринтных уплотнениях. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области метрологии и может быть использовано для измерения параметров трубопроводов, в частности определения собственных частот колебаний трубопровода при пинг-тесте. Устройство содержит закрепляемый на трубопроводе держатель, на котором установлен датчик, при этом держатель выполнен в виде зажима из цельной ленты пружинной стали, а зажим имеет форму, обеспечивающую захват трубопровода, по меньшей мере, по трем точкам, разнесенным в окружном направлении относительно друг друга. Датчик установлен с противоположенной стороны цельной ленты от любой из упомянутых точек касания с трубопроводом. При этом датчик установлен на площадке, закрепленной на поверхности цельной ленты. Датчик устанавливается на опорную площадку при помощи соединения, обеспечивающего максимальную жесткость и минимальный прирост массы. В случае винтового соединения допускается использование винтовой ножки и резьбового отверстия. Технический результат – повышение качества сигнала. 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для определения параметров поперечного сечения полых тел, в частности полых корпусов турбомашины при стендовых испытаниях. Устройство содержит средство для крепления и перемещения, по меньшей мере, одного измерительного элемента, имеющего возможность взаимодействия с полым телом (испытуемым полым корпусом турбомашины). Средство для крепления и перемещения выполнено в виде вала, установленного на подшипниковые опоры внутри полого тела (испытуемого полого корпуса турбомашины), соосно с последним, на наружном диаметре которого в как минимум одном характерном сечении полого тела (испытуемого полого корпуса турбомашины) установлен, по меньшей мере, один упомянутый измерительный элемент, выполненный в виде датчика перемещений, соединенный с системой сбора данных (ССД). Технический результат заключается в повышении точности определения параметров поперечного сечения полых тел. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано для конструирования узлов компрессора с регулируемым направляющим аппаратом, преимущественно для газотурбинного двигателя. Регулируемый направляющий аппарат осевого компрессора турбомашины содержит двухопорные поворотные лопатки 1 с внутренними цапфами 4, размещенными между наружным корпусом 2 и разъемным кольцом 3, и фторопластовые втулки 6, каждая из которых контактирует с поверхностью внутренней цапфы 4 поворотной лопатки и ответным радиальным отверстием разъемного кольца 3. Контактирующие поверхности внутренних цапф 4 и фторопластовых втулок 6 выполнены сферическими. На каждой втулке 6 выполнены прорези 7. В зависимости от материала и толщины втулки глубина прорези 7 составляет не более 2/3 длины втулки, а количество прорезей составляет по меньшей мере два. Изобретение позволяет повысить износостойкость фторопластовой втулки и уменьшить изнашивание нижней цапфы поворотной лопатки. 2 ил.

Изобретение относится к конструированию узлов компрессора с регулируемым направляющим аппаратом, преимущественно для газотурбинного двигателя. Регулируемый направляющий аппарат осевого компрессора турбомашины содержит двухопорные поворотные лопатки, размещенные между наружным корпусом и внутренним разъемным кольцом, а также фторопластовые втулки. Внутренние цилиндрические цапфы поворотных лопаток размещены в ответных радиальных отверстиях внутреннего разъемного кольца, зафиксированного относительно них. Фторопластовые втулки установлены по наружному диаметру внутренней цилиндрической цапфы каждой двухопорной поворотной лопатки. Между фторопластовой втулкой и внутренней поверхностью внутреннего разъемного кольца, образованной радиальным отверстием, установлены наружная и внутренняя втулки, вставленные одна в другую. Наружная поверхность внутренней втулки выполнена выпуклой, сферической. Часть внутренней поверхности наружной втулки со стороны продольной оси регулируемого направляющего аппарата осевого компрессора турбомашины выполнена в виде вогнутой полусферы. Участок внутренней поверхности наружной втулки со стороны двухопорных поворотных лопаток выполнен цилиндрическим. Изобретение позволяет повысить износостойкость фторопластовой втулки и, как следствие, увеличить ресурс и надежность узла соединения каждой поворотной лопатки с внутренним кольцом и регулируемого направляющего аппарата. 1 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. Передняя опора вала ротора КНД ГТД содержит роликоподшипник, разделяющий опору на статорную и роторную части. Статорная часть включает корпус опоры, который соединен с корпусом роликоподшипника и охвачен ступицей ВНА с образованием компактных кольцевых полостей. Одна полость снабжена упругим кольцом. Другая кольцевая полость содержит элемент упругого демпфирования колебаний вала с системой упругих балочек. Статорная часть опоры включает формообразующие кольцевые элементы полостей наддува воздуха, суфлирования и масляной. Роторная часть опоры включает цапфу передней опоры, состоящую из полого цилиндрического участка с установленными на нем внутренним кольцом роликоподшипника и двумя гребешковыми кольцами лабиринтов, разделяющими масляную и суфлирующую полости, а также суфлирующую полость и полость наддува воздуха, объем которой ограничен третьим гребешковым кольцом лабиринта, установленным на конической диафрагме цапфы. Упругое кольцо снабжено односторонними выступами, взаимно смещенными по окружности с внешней и внутренней стороны кольца через один с угловой частотой γв.у.к.=(2,55÷3,82) [ед/рад]. Лента кольца снабжена перфорацией в виде рассредоточенных отверстий. Цапфа снабжена торцевой втулкой. Торцевая втулка содержит герметичную диафрагму, разделяющую объем втулки на масляную и воздушную полости. В диафрагме выполнен выступающий в обе стороны от последней стакан. Изобретение позволяет расширить диапазон рабочих режимов устойчивой работы двигателя с демпфированием колебаний вала ротора без вхождения в резонансные частоты и повышением ресурса компрессора и двигателя в целом. 5 н. и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам снижения вибраций турбомашин, и может быть использовано в авиационных газотурбинных двигателях, испытательных стендах, роторы которых оборудованы упругими опорами. Способ включает установку ротора на нелинейную и жесткую стендовые опоры с установленным на последней вибродатчиком, в качестве нелинейной стендовой опоры применяют упругую опору с плавно регулируемой жесткостью, с установленным на ней вибродатчиком и при достижении 100% нормируемых значений вибраций жесткой стендовой опоры и/или нелинейной стендовой опоры, замеряемых в процессе испытаний, плавно изменяют жесткость нелинейной стендовой опоры до снижения упомянутых значений ниже предела 90% нормируемых значений. Технический результат заключается в стабилизации уровня вибраций в процессе испытаний, повышении надежности испытательного стенда и упрощении его конструкции. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной конструкции, является повышение надежности опоры в процессе испытаний. Указанный технический эффект достигается тем, что в упругой опоре с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин, содержащей подшипник, установленный на испытуемом валу (роторе), статорный элемент, жестко закрепленный на наружном кольце подшипника корпус, соединенный со статорным элементом через радиально-упругий элемент типа «беличье колесо», оправку радиально-упругого элемента, выполненную с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры по направляющим, с одного конца закрепленным на статорном элементе, на корпусе подшипника выполнены сквозные отверстия, в которые с зазором установлены направляющие. 1 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора ротора турбомашины содержит установленный на валу радиальный подшипник, наружное кольцо которого соединено с корпусом, в котором выполнены прорези с образованием между ними балочек, сориентированных в радиальном направлении относительно продольной оси опоры, условно разделяющих корпус на внутреннюю и наружную части. Опора снабжена крышкой, жестко соединенной с наружной частью корпуса в районе ее наружного диаметра, а в районе ее внутреннего диаметра выполнены шлицы, при этом на внутренней части корпуса выполнены ответные шлицы, причем упомянутые шлицы и ответные шлицы размещены с образованием радиальных и окружных зазоров между ними, с возможностью выборки упомянутых зазоров. Изобретение позволяет повысить надежность опоры в процессе эксплуатации за счет снижения вероятности поломки элементов конструкции, выполняющих функцию упругого элемента. 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора ротора турбомашины содержит корпус, подшипник, наружное кольцо которого выполнено с фланцем, и упругие элементы. Каждый упругий элемент выполнен в виде балки цилиндрического сечения с резьбой на концах и установлен одним концом в корпусе, а другим концом во фланце наружного кольца подшипника. Корпус снабжен обечайкой, имеющей фланец со сквозными отверстиями, в которые установлены с зазором упругие элементы, с возможностью выборки зазоров между упругими элементами и фланцем обечайки. Изобретение позволяет повысить надежность упругой опоры за счет снижения вероятности разрушения упругих элементов в случае частичной передачи крутящего момента с подшипника на корпус и превышении допустимой радиальной нагрузки. 1 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин. Опора ротора турбомашины содержит корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, а также установленный на валу подшипник, наружная обойма которого жестко соединена с корпусом. На участке или участках корпуса выполнены как минимум два ряда радиальных прорезей, с образованием между ними балочек, выполненных наклонными относительно продольной оси опоры. Углы наклона каждого из соседних рядов балочек выполнены противоположными по направлению относительно продольной оси опоры. Изобретение позволяет снизить массу и жесткость опоры без увеличения ее осевого габарита и количества деталей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора содержит установленный на валу подшипник, статорный элемент, обечайку, по меньшей мере, две спицы и кольцевой элемент с фланцем. Обечайка закреплена на наружном кольце подшипника и соединена со статорным элементом через упругий элемент типа «беличье колесо» фланцевым соединением. Спицы жестко закреплены на статорном элементе и расположены в отверстиях между крепежными элементами фланцевого соединения. Фланец кольцевого элемента имеет отверстия под спицы диаметром больше диаметра спиц. Кольцевой элемент установлен с зазором относительно упругого элемента типа «беличье колесо» и одним концом жестко закреплен на обечайке перед упругим элементом типа «беличье колесо». Изобретение позволяет повысить надежность турбомашины. 1 ил.

Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит подшипник, установленный на валу, статорный элемент. Статорный элемент содержит обечайку и закрепленную на наружном кольце подшипника обечайку. Последняя обечайка соединена со статорным элементом посредством разрезной втулки и образует с ним демпфирующую полость, ограниченную уплотнениями. На противолежащих участках обечаек, расположенных между разрезной втулкой и ближайшим к ней уплотнением, выполнены шлицы и ответные шлицы, с образованием зазора между ними. Предпочтительно шлицы и ответные шлицы выполнены прямобочными. Достигается повышение надежности за счет снижения вероятности разрушения разрезной втулки в случае нештатной работы опоры турбомашины, а именно, в случае частичной передачи крутящего момента с вала на статорный элемент. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругая опора с регулируемой жесткостью содержит подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный на наружном кольце подшипника корпус, соединенный со статорным элементом посредством радиально-упругого элемента типа «беличьего колеса», а также оправку радиально-упругого элемента. Оправка выполнена с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры по направляющим, закрепленным на статорном элементе. Радиально-упругий элемент выполнен в виде шпилек цилиндрического сечения, а оправка радиально-упругого элемента выполнена с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры посредством привода. Изобретение позволяет обеспечить плавное изменение жесткости опоры при проведении стендовых динамических испытаний роторов турбомашин. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к энергетике. Упругая опора ротора турбомашины, содержащая установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, причём статорный элемент снабжен прорезями с образованными между ними балочками, сориентированными в радиальном направлении относительно оси опоры. Изобретение позволяет снизить осевые габариты и массу при сохранении необходимых жесткости и надежности. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является снижение напряжений в упругом элементе опоры и, как следствие, снижение вероятности ее разрушения в случае возникновения дефекта подшипника опоры ротора при работе турбомашины в несколько раз. Указанный технический результат достигается тем, что в упругодемпферной опоре ротора турбомашины, содержащей радиальный подшипник, установленный на валу, статорный элемент и закрепленную на наружном кольце радиального подшипника обечайку, соединенную со статорным элементом посредством упругого кольцевого элемента и образующую с ним демпфирующую полость, упругий кольцевой элемент выполнен в виде гофрированной втулки, гофры которой направлены перпендикулярно продольной оси вала. 1 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной втулки при возникновении дефекта подшипника опоры ротора в виде подклинки тел качения и, как следствие, повышение надежности и долговечности опоры. Указанный технический эффект достигается тем, что в упругодемпферной опоре ротора турбомашины, содержащей подшипник, установленный на валу, статорный элемент и закрепленную на наружном кольце подшипника обечайку, соединенную со статорным элементом посредством разрезной втулки и образующую с ним демпфирующую полость, при этом разрезная втулка снабжена прорезями, с образованием между ними балочек, согласно изобретению балочки выполнены наклонными относительно продольной оси опоры и сориентированы со стороны крепления разрезной втулки к статорному элементу в направлении вращения ротора турбомашины. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторных машин с изменяемой податливостью

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам снижения уровня вибраций турбомашин, и может быть использовано в авиационных газотурбинных двигателях, роторы которых оборудованы упругими опорами

 


Наверх