Коробка передач

 

Хо 108743

Класс 63с, 8

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю. Г. Седых

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Заявлено 17 декабря 1956 г. аа No 5G2802 в Комитет по делам изобретений ll открытий при Совете Чииистров СССР

Коробки передач с роликовым или шариковым замыканием шестерен, свободно посаженных на главном валу, снабженные расположенным внутри главного вала и воздействующим на шарики или ролики подвижным элементом, известны.

Эти коробки, наряду с преимуществами перед коробками передач, и которых переключение передач осуществляется кулачковыми муфтами и вилками имеют ряд недостатког;; большие габариты коробки передач вместе с механизмом переключения вдоль валов, трудность размегцения селекторного механизма ножного переключения; сложность примененич коробок на мотоциклах с карданной передачей.

Коробка передач, согласно изобр»тению, обладая преимуществами известных коробок, свободна от присущих им недостатков. Сущность изобретения за ключается в том, что воздействующий на ролики или шарики подвижной элемент выполнен в виде гребешкового валика, поворотного с помощью селекторного механизма относительно главного вала коробки.

Селекторный механизм коробки выполнея в виде концентрично размещенных. внутри главного вала коробки втулок с зубьями на торцах, находящимися в зацеплении с зубьями на гребешковом валу.

Для поворота втулок относительно главного вала предназначена переставляемая по главному валу муфта с диаметрально расположенным штифтом, взаимодействующим со стенками прорезей в главном вале и во втулках.

На фиг. 1 изображен в разрезе главньш вал пятискоростной коробки передач с роликовым замыканием шестерен; на фиг. 2 — разрез по шестерне второй передачи; на фиг.

3 — гребешковый валик; на фиг. 4— схема расположения пазов и окон во втулках селекторного механизма.

Главный вал 1 выполнен пустотелым с прямоугольными окнами 2 для роликов 8. Окна. 3 соответственно и ролики, расположены диаметрально по два в плоскости каждой из шестерен 4, 5, б, 7, 8, свободно сидящих на валу 1 и имеющих на своей посадочной поверхности цилиндрические углубления 9, равномерно расположенные lIQ окружности.

М 08743

Внутри главного вала находится гребешковый валик 10, который прп вращении относительно вала 1 выталкивает ролики в углубление соответствуюшей шестерни и удерживает их в таком положении, замыкая тем самым ту или иную шестершо на главном валу 1. В требуемом положении гребешковый валик удерживается фиксатором 11 (на фиг. показана коробка с вклк>ченной второй передачей).

Первичный вал коробки (не,показан на чертеже) представляет сооой шлицевой вал с неподвижно сидягцими на нем шестернями, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями главного вала.

Ограничение поворота гребешкового валика производится ограничителем 12. Для сообщения относительного вращательного движения гребешковому валику служит селекторный механизм, размещенный внутри главного вала. В состав этого механизма входит зубчатая внутренняя втулка 18 с торцовыми зубьями для передачи вращающего момента в одну сторону, продольными пазами 14 и фигурными окнами 15. На внутренней втулке свободно сидит назначенная для передачи вращающего момента в другую сторону наружная втулка 16 также с торцовыми зубьями, продольными пазами и фигурными окнами. Своими зубьями обе втулки входят в зацепление с соответствующими зубьями гребешкового валика.

К гребешковому валику втулки 13 и

16 прижимаются пружинами 17 и 18.

Посаженная с возможностью ос;.вого перемещения по главному валу муфта 19 снабжена кольцом 20, входящим в винтовую прорезь 21 в стенке главного вала и в пазы 14 во втулках.

Переключение передач с помощью селекторного механизма происходит следующим образом.

При движении муфты 19 по главному валу от нейтрального Н положения до упора втулки 18 и 16, благодаря винтовой прорези 21 в стенке главного вала, пальцем 20 муфты 19 провернутся относительно гЛавного вала на определенный угол в одном направлении.

В то время как одна из втулок, упираясь выступом фигурного окна в штифт 22, установленный в главном валу, выйдет из зацепления с гребешковым валиком, вторая втулка своими торцовыми зубьями повернет валик и включит передачу.

При возвращении муфты в нейтральное положение Н обе втулки займут прежнее положение, но ьойдут в зацепление с другими зубьямч валика.

При повторном перемещении муфты B том же направлении включается следующяя передача и т. д.

При движении муфт в противоположном направлении от нейтрального положения сработает другая, например, наружная втулка, а внутренняя втулка провернется вхолостую. Гребешковый валик будет повернут на тот же угол в обратную сторону.

Муфта передвигается обычной вилкой. Возврат муфты в нейтральное положение производится пружиной через вилку.

Выполнение механизма замыкания в виде поворотного гребешкового валика, а также расположение селекторного механизма внутри главного вала передачи обеспечивают уменьшение веса и габаритов коробки упрошают применение ее на мотоциклах с карданной передачей.

Предмет изобретения !. Коробка передач с роликовым или шариковым замыканием свободно посаженных на главном валу коробки шестерен, снабженная расположенным внутри главного вала и воздействующим на ролики или шарики подвижным элементом, о тл ича юща яся тем, что, с целью уменьшения габарита и веса коробки, воздействующий на ролики или шарики подвижный элемент выполнен в виде гребешкового валика, ";оворотного с помощью селекторного механизма относительно главного вала коробки.

2. Коробка передач по п. 1, о т, I и I à 10 II(tl я с я тем, что сслскто; ый механизм выполнен в виде концситрично размещенных внутри главного вала коробки втулок с зубьями на гребешковом валу, причем для поворота втулок относительно главного вала предназначена переставляемая по главному валу муфта с диаметрально расположенным штифтом, взаимодействующим со стенками прорезей в главном вале

It ВО BTV,чках. № 108743

Фиг. 2

Фиг. 3

Фиг. 4

Отв. редактор Л. Г. Голандский

Стандарте .з. Под-.. к пен. 16, IV 1958 г. Объем 0,51 п. л. Тираж 600. Цена 75 кои.

Типография Комитета ио делам изобретений и открытий при Совете Министров С(.СР

Л!осина, Неглинная, 23. Зак. 3055

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для автоматического изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности и может быть использовано на велосипедах

Велосипед // 2281876
Изобретение относится к велосипедам с упругой задней подвеской и с двухступенчатой цепной передачей в приводе заднего колеса

Изобретение относится к органам управления транспортного средства, в частности к механизмам переключения коробки передач двигателя мотоцикла

 // 201141

Сцепление // 405218

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к коробкам переключения передач, может использоваться в любых технических узлах, где требуется вариация скорости вращения и момента вращения какого либо вала, и в частности, в автотранспорте

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач
Наверх