Библиотека

 

372IO9

О П И СА Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ

Союэ Йоеетских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 22.XII.1967 (№ 1205008/27-11) с присоединением заявии №

Приоритет

Опубликовано 01 lll.1973. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 10.V.1973

М. Кл. В 62m 11/04

Комитет по делаю иаобретений и открытий при Сосете Министров

СССР

УДК 629.11.031 (088.8) Автор изобретения

Ф. А. Прибылой

Заявитель

Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского

СТУП EH ЧАТЪ| Й РЕДУКТОР С АВТОМАТИЧ ЕСКИМ

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к ступенчатым редукторам с автоматическим переключением передач, преимущественно для мотовелосипедов.

Известны редукторы с ручным включениемвыключением передач, содержащие установленные в корпусе ведомые диски с фрккционным и вкладышами и смонтированный в подшипниках качения пустотелый вал с механизмом переключения, выполненным в виде подпружиненного стержня.

Известные редукторы выполнены одноступенчатыми и не могут обеспечить работу двигателя, имеющего сравнительно малые мощности, на наиболее выгодных режотмах.

Цель изобретения — расширение диапазона скоростей и более полное использование мощности двигателя на различных передачах, Это достигается тем, что редуктор выполнен двухступенчатым с фрикционной муфтой двойного действия, переключающейся Т-образным стержнем, взаимодействующим своими выемкам и с внутренними концами шарнирно смонтированных на ступицах ведомых дисков рычагов, наружные концы которых взаимодействуют с установленным в выточке шестерни, между ведущими дисками, подвижным диском, на поверхности которого выполнены пазы для фиксации его от проворачивания при включении передач и выступы, orраничивающие поворот диска на определенный угол при переключении передач.

На чертеже схематически изображен предложенный двухступенчатый редуктор, про5 дольный разрез.

Редуктор выполнен двухступенчатым с фрикционной муфтой двойного действия и содержит установленный в подшипниках качения пустотелый вал 1, на котором жестко за10 креплен ведомый диск 2, жестко соединенный с ведомым диском 8.

Между ведущими дисками подвижно установлен диск 4, имеющий внутренн ие пазы для фиксации его от проворачивания при вклюlь чении передач и выступы, ограничивающие поворот диска на определенный угол при переключении передач, и предназначенный для попеременного замыкания шестерен о и б, установленных соответственно на ведомых ди20 сках 2 и 8 при помощи шарикоподшипников и имеющих по перефсрии фрикционные вкладыши 7 и 8, с ведомыми дисками посредством рычагов 9. Рычаги шарнирно установлены на ступицах ведомых дисков 2 и 8 и взаимодей25 ствуют своими внутренними концами с выемками Т-образного стержня 10, установленного в пустотелом валу 1, который может перемещаться в осевом направлениями при помощи рычага 11 и троса 12, а наружные концы ры30 чагов взаимодействуют с установленным в 372109

50 выточке шестерни б между ведущими д исками диском 4. Наличие рычагов 9 и Т-образного стержня, взаимодействующих с подвижным диском, обеспечивает автоматическое включение передач. Шестерни 5 и б, находящиеся в постоянном зацеплении с блоком ведущих шестерен 18 iH 14, служат для изменения передаточного отношения путем поочередного их включения с помощью фрикционных вкладышей 7 и 8. Вкладыши зажаты подвижным диском 4 с помощью пружины 15.

Переключение передач осущесгвляется следующим образом.

При работающем вхолостую двигателе и выключенном сцеплении с помощью троса 12 и рычага ll рычаги 9 и Т-образный стержень перемещаются в противоположном направлении и освобождают диск 4 от фиксации, который, находясь в выточке вращающейся шестерни б, увлекается трением, возникшим от его веса, и поворачивается на некоторый угол, доходя своими выступами до упора в концы стержня 10. При этом выступы совпадают с пазами подвижного диска. Такое положен ие диска соответствует включенной первой передаче и выключенному сцеплению при остановке мотовелосипеда.

При включении сцепления освобождением рычага 11 пружина 15 через втулку lб, чеку

17 и тягу 18 перемещает Т-образный стержень, концы которого заходят в пазы диска 4, одновременно концы рычагов 9 встречным движением прижимают диск к фрикц ионным вкладышам 8, находящимся в шестерне 6„

Последняя включается трением фракционных вкладышей между дисками 8и4,,что соответствует движению мотовелосипеда на первой передаче.

Переключение на вторую передачу происходит после предварительного разгона машины иа первой передаче. Сначала сбрасывают газ прои одновременном выключении сцепления, при этом обороты двигателя и связанной с ним шестерни б немедленно сняжаются, а обороты дисков 2 и 8 постепенно уменьшаются. Обороты дисков 2 и 3, несущих в себе рычаги 9 и Т-образный стержень, будут выше оборотов шестерни б и находящегося в ее выточке, освобожденного or фиксации диска 4.

Таким образом концы рычагов 9 доходят до упора о выступы диска 4, поворачивая его, а пазы диска совпадают с концами рычагов, зафиксировав его от поворота, что соответствует автоматически включенной второй передаче.

В момент включения сцепления концы рычагов 9 заходят в пазы диска 4, Т-образный стержень, освободившийся ранее из своих пазов, встречным движением прижимает диск 4 к фрикционным вкладышам 7, находящимся в шестерне 5, которая включается трением фрикционных вкладышей между д исками 2 и

4. После включения сцепления и прибавления газа движение мотовелосипеда продолжается, но уже на второй передаче.

Переключение на первую передачу осуществляется аналогично включению при неподвижной машине с той только разницей, что обороты двигателя должны быть, хотя бы незначительно, больше оборотов, соответствующих скорости движения на данной передаче.

Перед переключением сначала сбр асывают газ, а затем незначительным открытием дроссельной заслонки увеличивают обороты двигателя и включают сцепление, продолжая движение на первой передаче.

Предмет изобретения

Ступенчатый редуктор с автоматическим переключением передач, преимущественно для мотовелосипедов, содержащий установленные в корпусе ведомые диски и ведущие диски с фрикционными вкладышами и смонтированный в подшипниках качения пустотелый вал с механизмом переключения, выполненным в виде подпружиненного стержня, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона скоростей и более полного использования мощности двигателя на разных передачах, редуктор выполнен двухступенчатым с фрикционной муфтой двойного действия, переключающейся Т-образным стержнем, взаимодействующим своими выемками с внутренними концами шарнирно смонтированных на ступицах ведомых дисков рычагов, на ружные концы которых взаимодействуют с установленным в выточке шестерни, между ведущим и дисками, подвижным диском, на поверхности которого выполнены пазы для фиксации его от проворачивания прои включении передач и выступы, ограничивающие поворот диска на определенный угол при переключении передач.

372109

Составитель Т. Горшкова

Техред Т. Курилко

Редактор Г. Ивченкова

Корректор Е. Сапунова 1нпография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1186/4 Изд. Ке 323 Тираж 602 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Библиотека Библиотека Библиотека 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для автоматического изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности и может быть использовано на велосипедах

Велосипед // 2281876
Изобретение относится к велосипедам с упругой задней подвеской и с двухступенчатой цепной передачей в приводе заднего колеса

Изобретение относится к органам управления транспортного средства, в частности к механизмам переключения коробки передач двигателя мотоцикла

Сцепление // 405218
Наверх