Опора моста

 

Оп ИСАНИЕ 1оо451о

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.09.81 (21) 3339448/29-33 (53)NL. Кл.

Е Г 1 0 19/02 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Гесуддрстаекквй камитет СССР

Опубликовано 15.03.83. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 15.03.83 дф делам «аабретеиий и аткрытий (53} УДК 624.169..03 (088.8) — - - . - " и научно-исследовательский институт (71) Заявитель (54) ОПОРА МОСТА

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при сооружении и реконструкции опор мостов, в значительной степени подверженных местному размыву.

Известна опора моста, включающая тело и фундамент в виде плиты Ростверка со свайным основанием (1).

Недостатки этой опоры заключаются в-значительной ее материалоемкости и трудоемкости монтажа ввиду необходимости значительного эаглубления свайного основания в грунт водотока so избежание повреждения опоры вследствие образования воронки местного размыва у основания фундамента.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является опора моста, .включающая тело, фундамент и противоразмывное устройство, выполненное в виде пары колец, надетых на фунда20 мент,, причем верхнее кольцо закреплено на фундаменте неподвижно, а нижнее, окоймляющее фундамент по контуру, установлено с возможностью вертикального перемещения (2) .

Недостаток известной опоры моста закл1очается в пониженной ее устойчивости при мечтном размыве основания под фундаментом ввиду возможного, заклинивания нижнего подвижного кольца на фундаменте при попадании в эазср между кольцом и фундаментом мелких частиц грунта, а также при неравно- ° мерном пэдмыве фундамента с верховой и низовой стороны моста.

11ель изобретения — повышение устойчивости опоры за счет снижения местного размыва основания под фундаментом.

Указанная цель достигается тем, что опора моста, включающая тело, фундамент и противораэмывное устройство, снабжена закрепленным на верхней части фундамента шарниром, а противоразмывное устройство выполнено в виде наклонно расположенного с верховой стороны опоры щита, верхний конец которого закреплен посредством шарнира на фундаменте с возможностью углового перемещения в вертикальной плоскости, а нижний конец щита свободно оперт на дно водотока.

1004519

Шарнир крепления щита на фундаменте может быть выполнен.в виде жестко закрепленных на верхней части фундамента вертикальных стержней, свободно пропущенных через выполненные в верхней части щита овальные отверстия.

Шит может быть выполнен сборным по .ширине из секций, установленных встык.

Щит может быть выполнен сборшям по ширине из секций, установленных с зазором одна 1П относительно другой;

Противоразмывное устройство может быть снабжено сваями, а секции щита выполнены в нижней части с пазами для фиксации их на сваях.

И

Шарнир может быть снабжен ригелем, закрепленным на верхних концах вертикальных стержней.

На фиг. 1 изображена нижняя часть опоры с противораэмывным устройством, вид в попе- © речном сечении моста; на фиг. 2 — противоразмывное устройство в виде щита из секций, установленных встык, вид сверху; на фиг. 3— то же, из. секций, установленных друг относительно друга; на фиг. 4 — противоразмывное 25 устройство, снабженное сваями, вид сбоку; на фиг. 5 — то же, вид сверху; на фиг. 6— шарнир крепления щита на фундаменте, снабженный ригелем, укрепленным на вертикальных стержнях шарнира, вид сбоку.. Зп

Опора моста включает тело 1, фундамент

2, выполненный, например, в виде плиты ростверка со свайным основанием 3, шарнир 4 и противоразмывное устройство, выполненное в виде наклонно расположенного с верховой стороны опоры щита 5, верхний конец которого закреплен посредством шарнира 4 на фундаменте 2 с возможностью углового перемещения в вертикальной плоскости, а нижний конец щита свободно оперт на дно водотока.

Шарнир 4 крепления на фундаменте выполнен в виде жестко закрепленных на верхней части фундамента вертикальных стержней 6 и обвальных отверстий .7 в верхней части щита 5, свободно насаженных на соответствующие вертикальные стержни. Для исключения возможности отрыва щита от шарнира при опускании щита в процессе подмыва грунта перед ним шарнир может быть выпол- .: . Нен с ригелем 8, укрепленным на верхних концах вертикальных стержней 6.

С целью упрощения транспортировки и монтажа противоразмывного устройства, щит 5может быть выполнен свободным из секций, установленных встык или с зазором друг относительно друга. При этом укладку секций щита 5 с зазором целесообразно осуществлять, при фасадной ширине фундамента свьппе 4-5 м.

При сооружении опор на водотоках с не-.. устойчивым в плане движением водного потока возможно поперечное смещение щита 5, во избежание которого на свободно опертых концах секций щита 5 выполняют пазы 9, через которые заведены сваи 10, забитые в дно водотока.

Предлагаемая опора моста с противоразмывным устройством работает в водном потоке следующим образом.

Местный размыв у опор в водном потоке возникает вследствие того, что опора, стесняя поток, вызывает резкую деформацию обтекающих ее струй. В нижней части потока происходит искривление струи в сторону дна, что вызывает в придоииой зоне повышенную тур. булентность потока с образованием вихревой струи. Возникновение у верховой части опоры интенсивные нисходящие токи, доходя до дна, преобразуются в вихревую систему, которая является причиной отрыва частиц со дна у опоры. Установленный с верховой стороны опоры наклонный щит 5 позволяет рассредото. чить обтекающие его поперечные течения по длине этого щита, при этом набегающий на наклонный щит поток интенсивно гасится нисходящими по нему токами. Таким обра- . зом, выполнение противоразмывного устройства в виде наклонно установленного щита позволяет гасить энергию набегающего на опору потока и вынести воронку местного размыва от опоры выше по течению к основанию щита. При этом выносимые из воронки размыва у наклонной плоскости щита частицы грунта могут откладываться у опоры, обеспечивая у фундамента ее намыв грунта.

Кроме того, в подмостовых руслах, как правило, имеет место общий размыв за счет стеснения наводнового потока подходами, вследствие чего верхний конец щита 5 закреплен в предлагаемой опоре на верхней части фундамента с возможностью углового перемещения в вертикальной плоскости, что обеспечивает возможность опускания свободно опертого на дно водотока нижнего конца щита вместе с дном водотока в процессе его общего размыва. Противоразмывное устройство тем больше снижает местный размыв, чем меньший угол наклона он образует с дном водотока.

Использование предлагаемой опоры моста обеспечивает уменьшение глубины воронки местного размыва у опор, а в ряде случаев и исключение ее, что позволяет уменьшить глубину заложения фундамента, определяемой в большинстве случаев глубиной воройки местного размыва, а следовательно, обеспечить

5 .. 1004519 4 снижение материалоемкости и трудоемкости, рез выполиешые в верхней части щита овальмонтажа опоры и надежность.ее работы. ные отверстия;

3. Опора по и. 1 и 2, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что щит выполнен сборным по

Ф о р м у л а . и з о б р е.т е н и я . Ф ширине из секций, установленных встык.

4. Опора по п. 1 и 2, о т л и ч а ю -, 1. Опора моста, включающая тело, фунда-.... щ а я с я тем, что щвт выполнен сборным мент и протнворазмывное устройство, »».. по ширине из секций, установленных с зазоч а ю щ а я с я тем, что, с целью повыше- ром одна относительно другой. ния устойчивости эа счет снижения местного 1и 5. Опора по пп. 1 — 3, о т л и ч а ю щ аразмыва основания под фундаментом, опора я с я тем, что противоразмывное устройство снабжейа закрепленным на верхней части фун"- снабжено сваями, а секции щита выполнены дамента шарниром, а прбтиворазмывное уст- в нижней части с пазами для фиксации их на ройство. въшолнеио в виде наклонно располо- - сваях. женного с верховой стороны опоры щита. 6. Опора по пп. 1 — 5, о т л и ч а ю щ амрхный конец которого закреплен посред., - я с я тем, что шарнир снабжен ригелем, . за- . ством шарнира на фундаменте с воэможностью крепленным на верхних концах вертикальных углового перемещения в вертикальной плос стержней. кости, а нижний конец щита свободно онерт . Источники информации, на дио водотока. - 20 принятые во внимание при экспертизе

1. Наставление по изысканиям и проектйро2. Опора по и. 1, о т л и ч а ю щ а- .. ванию железнодорожных и автодорожных.моя с я тем, что шарнир apeniteuw щита на стовых переходов через .водотоки. М., "Трансфундамеите выполнен в виде жестко закреп- порт", 1972, с..183-184. ленных на верхней части. фундамента верти- И 2. Автомобильные дороги, 1977, У 10, с.16кальных стержней, свободно пропущенных че- 17 (прототип).

1004519

1004519

Тираж 538 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1814/38

Филиал ППП "Патент *, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л. Лахозвянский

Редактор А. Гулько Техред К. Мыцьо Корректор Л. Бокшан

Опора моста Опора моста Опора моста Опора моста Опора моста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению, в частности, к сборно-монолитным опорам моста

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях устоев, возводимых при высоких насыпях подходов к мосту

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов и путепроводов на автомобильных дорогах

Изобретение относится к мостостроению, а именно к строительству мостов и путепроводов на автомобильных и железных дорогах, которые расположены на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в мостостроении при строительстве путепроводов и мостов на автомобильных и железных дорогах

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов, путепроводов и эстакад на автомобильных дорогах, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сопряжения моста с насыпью при строительстве мостов и путепроводов на территориях, исключающих сооружение фундаментов глубокого заложения на сваях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сооружения опор моста, в том числе на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах
Наверх