Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ , содержащее блок ввода оценок, адресный коммутатор, выход которого соединен с первыми входами блоков регистрации и индикации, отличающееся тем, что, с целью повышения томности оценки, в него введены два формирователя кодов испытуемого , сумматор и блок сравнения, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами первого и второго формирователей кодов испытуемого, а выход - с первым входом адресного коммутатора, второй вход которого подключен к первому выходу сумматора, второй выход которого соединен с вторым входом блока регистрации, а первый и второй входы - с выходами блока ввода оценок и блока регистрации соответственно, выход адресного коммутатора соединен (Л с входом второго формирователя кодов испытуемого, выход первого формирователя кодов испытуемого подключен к второму входу блока индикации.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

WQ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1007117 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬП ИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНЙ Ь::::.,, = /

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Р (21) 3336351/ 18-24 (22) 06.10.81 (46) 23.03.83. Бюл. И 11 (72) В.И.Войтко (71) Научно-исследовательский институт . психологии Украинской ССР (53) 681.3.071(088.8) (56) 1. Методические проблемы исследования массовой коммутации. Тарту, 1967 с. 202-207.

2. Бойко В.В. Психологическое ис" следование профессии телеинтервьюера.В сб.: Журналист, пресса, аудитдрия.

Вып. 1. Л., 1975, с. 65-76;

3. Методы социальной психологии

Под ред. Кузьмина Е.С. и др. Л., ЛГУ, 1977., с. 171-172 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ, содержащее блок ввода оценок, адресный коммутатор, выход которого соединен с первыми входами блоков регистрации и индикации, о т л ичающееся тем, что, сцелью повышения точности оценки, в него введены два формирователя кодов испытуемого, сумматор и блок сравнения, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами первого и второго формирователей кодов испытуемого, а выход - с первым входом адресного коммутатора, второй вход которого подключен к первому выходу сумматора, второй выход которого соединен с вторым входом блока регистрации, а первый и второй входы — с выходами блока ввода оценок и блока регистрации соответственно, выход адресного коммутатора соединен с входом второго формирователя кодов испытуемого, выход первого формирователя кодов испытуемого подключен к второму входу блока индикации.

1 10071

Изобретение относится к- автоматике и вычислительной технике, в частности к медицинскому приборостроенид, предназначено для осуществления оце" ночных классификаций в малых группах и,может быть использовано в социомет, рии для изучения малых rpynn и .выявления лидеров, а также в научных иск следованиях (в области социальной психологии).

Известны устройства, состоящие из блоков ввода оценок, соединенных с . регистрирующей аппаратурой, которая содержит табло для автоматической

Ф индикации суммарных и усреднеиных суж-1у дений членов группы о том или ином событии t1 3 и 23.

Однако эти устройства не могут быть использованы для получения картины рангового распределения самих членов группы в условиях взаимной оценки по какому-либо из исследуемых параметров.

Между тем необходимость оперативного получения такой картины возникает при исследовании неофициального струк. турного аспекта социальных групп, при выявлении неформальных лидеров групп с целью оптимизации социально-психологического климата k повышения уровня сплоченности трудовых коллективов, что прямо способствует повышению про" изводительности их труда.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее последовательно соединенные блок управления, анкетное табло, коммутатор и блок фиксации информаций, а также номеронабиратель, подключенный к блоку управления и к входу блока фиксации информации 3 .

Недостатком этого устройства является воэможность искажения данных отдельными испытуемыми, которые мо" гут влиять на сумму баллов, набранных ими в условиях взаимооценивания.

Так, последовательно оценивая степень развитости некоторого личност-- . ного качества у каждого члена группы с помощью рассматриваемого устройства, испытуемый может выставить оценочный балл (причем максимальный) и 50 самому себе. Этот балл оказывается приплюсованным к сумме баллов, выставленных ему за это качество другими членами группы, что может отразиться на объективности исследования. и

Целью изобретения является повышеwe точности оценки с повышением объективности информации, получаемой при

17 2 исследовании малых групп методом взаимооценивания ее членов по какому"либо параметру, путем исключения воз-, можности самооценки для любого из чле" нов данной группы.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее. блок ввода оценок, адресный коммутатор, выход которого соединен с первыми входами блоков регистрации и индикации, введены два формирователя кодов испытуемого, сумматор и блок сравнения, первый и второй входы которого ооединены соответственно с выходами первого и второго формирователей кодов испытуемого, а выход - с первым входом адресйого коммутатора, второй вход которого подключен к первому выходу сумматора, второй выход ко" торого соединен с вторым входом блока регистрации, а первый и второй вхо-, ды " с выходами блока ввода оценок и блока регистрации соответственно, выход адресного коммутатора соединен с входом второго формирователя кодов испытуемого, выход первого формирователя кодов испытуемого подключен к второму входу блока индикации.

На чертеже изображена структура предлагаемого устройства.

Устройство содержит формирователь

1 кодов испытуемого, индикатор 2 номера опрашиваемого, формирователь 3 кодов испытуемого, блок 4 сравнения, табло 5 (планшет), блок 6 ввода оценок, сумматор 7, блок 8 регистрации, адресный коммутатор 9. Индикатор 2 и табло 5 объединены в блок 10 индикации.

Формирователь 1 предназначен для фиксации номера в соответствии со списком группы) того члена группы, который в данный момент осуществляет оценивание остальных членов группы по какому-либо параметру (например, общительность) и формирование кода, соответствующего этому номеру.

Номер испытуемого отображается индикатором 2.

Формирователь 3 служит для формирования кода, соответствующего номеру каждого из членов группы, от

1 до "n. блок 4 предназначен для сравнения кода номера опрашиваемого с кодом, соответствующим номеру каждого из членов группы.

Табло 5 индицирует номер и соответствующую этому номеру фамилию из списка группы, причем именно того члена группы,. которого опрашиваемому необходимо оценивать в даАный мо мент времени, Список группы наносит. ся экспериментатором на табло 5 до начала исследования.

Блок 6 служит для фиксации оценок,- выставленных опрашиваемым остальным членам rpynrw по определенной шкале (например, пятибальной).

Сумматор 7 осуществляет суммирование баллов, набранных- каждым из членов группы. при оценивании их остальными членами этой же группы.

Блок 8 предназначен для хранения следованиях работает следующим обi разом. 30

В исходном состоянии ячейки памяти блока 8 содержат нулевую информацию, табло 5 индицирует фамилию члена группы, стоящую в списке группы первой, и соответствующий ей номер

"1", на выходе формирователя 3 содер- З жится код, соответствующий первому члену группы, а информация, содержаму члену группы (в данном случае нулевая информация), перезаписывается в сумматор 7., Один из членов группы, которому первым предстоит оценить остальных по какому-либо параметру, вводит в

При нажатии опрашиваемым на одну из кнопок блока 6 соответст вующая матор 7, где суммируется с информацией, которая до поступления в него ствующей первому члену группы. Одновременно с сумматора 7 в коммутатор

9 поступает команда "Конец суммирования". В свою очередь коммутатор 9

3 1007117 4 вырабатывает сигнал, по которому полученная сумма перезаписывается Ъ блок 8 по адресу, соответствующему первому члену группы, в сумматор 7 из блока 8 поступает информация, содержащаяся в ячейке второго члена группы, на табло 5 подсвечивается фамилия второго члена группы, а на выходе формирователя 3 появляется

1в код, соответствующий этому члену группы.

Оценивая члена группы, стоящего

s списке под номером "2", опрашиваемый опять же нажимает на одну из

1у кнопок блока 6, соответствующая ин-. информации о количестве баллов, полу- формация суммируется с информацией, ченных отдельными членами группы. содержащейся в сумматоре 7, полученКоммутатор 9 служит для управле- ная сумма перезаписывается в блок 8, ния процессами записи и считывания в сумматор 7 поступает информация, информации иэ блока 8, формирования щ содержащаяся в ячейке блока 8 следусигналов для последовательного дис- ющего по списку члена группы, и т.д. кретного предъявления номеров и фа- Это происходит до тех пор, пока код милий членов данной группы при рабо- номера опрашиваемого (в рассматривате любого из опрашиваемых и, кроме емом случае У 12), присутствующий того, для формирования команд, пред- д на выходе формирователя 1, не сравназначенных для синхронной с табло няется с кодом, появившимся на выхо5 работы формирователя 3. де формирователя 3 и соответствующим

Устройство при психологических ис- члену группы в. 12. В этом случае на выходе блока 4 формируется команда, поступающая в коммутатор 9. Одновременно коммутатор 9 вырабатывает сиг-. нал, по которому содержащаяся в сумматоре 7 информация о количестве полученных баллов членом группы

Ю 12 без изменений перезаписывается по соответствующему адресу в блок 8.

В сумматор 7 поступает информация, содержащаяся в ячейке блока 8 члена щаЯсЯ в ячейке, соответ твУющей перво-. группы h 13, на табло g подсвечивается фамилия члена группы, стоящего в списке под М 13 а на выходе формирователя 3 появляется код, соответ" ствующий тринадцатому члену группы.

Благодаря этому опрашиваемый в рассматриваемом случае член группы формирователь 1- номер, под которым он 4 И 12 после оценивания одиннадцатого значится в списке этой группы (напри- члена группы вынужден сразу же перемер, М 12). Этот номер отображается ходить к оценке члена группы Р 13, индикатором 2. что исключает для него возможность влиять на сумму баллов, полученныхим в условиях взаимооценивания. информация (в баллах) поступает в сум-, Таким образом, благодаря введению в устройство формирователя 1 для ввода номера.-опрашиваемого), форсодержалась в ячейке памяти, соответ- мирователя 3 (текущего номера опраМ шиваемого), блока- 4 сравнения и сумматора 7 появилась возможность при исследовании малых групп методом взаимооценивания ее членов по какомуСоставитель Т.Ничипорович

РедактоР Т,КУгРышева ТехРед 0. Неце Корректор И,йулла

Фг

Заказ 2143/73 Тираж 486 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

S 10071 либо параметру обеспечить повышение объективности получаемой информации за счет исключения возможности самооценки для любого из членов данной группы, что дает повышение качественного уровня социально-психологических исследований, посвященных

Функционированию трудовых коллекти" вов. Кроме тогд, изобретение позволяет совершенствовать методы руко- to

17 d водства трудовыми коллективами в ре" зультате получения руководителем до полнительной информации о социометрическом статусе каждого его члена.

И, наконец, положительное качество в оптимизации социально-. психологи" ческого климата и повышении уровня сплоченности трудовых коллективов, что способствует повышению производительности их труда.

Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх