Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

< ц982062 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 020681. (21) 3293480/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 1Ы282- Бюллетень № 46

Дата опубликования описания 1112.82

Р М К з

G Оч В 7/07

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (S3)УДК 681 3. .071(088.&) (72) Автор изобретения

Г

1 и

t г

В.Г. Вохмянин и (71) заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в различных учебных заведениях при организации учебного процесса.

Известно устройство для обучения и контроля знаний обучаемых, на лицевой панели которого размещены сигнальные лампы правильных ответов, лампы регистрации ответа учащегося, переключатель программ, переключатель режима работы (Обучение, Зачет ), кнопка пуска шагового искателя для смены кода, подсвечиваемое окно номера кода (1).

Однако большое число индикационных элементов, размещенных на лицевой панели пульта и определяемое числом рабочих мест класса, обуслав ливает громоздкость пульта и затруд-, няет активное вмешательство преподавателя в процесс обучения. Для выявления отстающих и преуспевающих учащихся преподавателю необходимо делать просмотр всех индикационных элементов, запоминать их и сравнивать их между собой, что затруднено при большом количестве индикационных элементов.

Известно устройство для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащее пульт учащихся,а также объединенные в пульт преподавателя коммутатор пультов, блок индикации номера пульта, блок сравнения, блок индикации результатов опроса, блок памяти этапов обучения и блок совпадения (2 3

Недостаток этого устройства заключается в том, что в режиме обучения преподаватель лишен информации о статическом распределении мест изучения группы, В течение урока приходится часто преподавателю пояснять отдельные места нового материала, но при отсутствии статистической информации делает он это зачастую невовремя, что снижает эффективность обучения. Например, преподаватель после просмотра одного-двух рабочих замечает, что учащиеся делают некоторые характерные ошибки, и он начинает разъяснять этот раздел всей группе, но зачастую бывает, что подавляющая часть группы изучает в настоящий момент другой раздел, и объяснения преподавателя лишь отвлекают учащихся, так как объяснения преподаватель должен давать в мо982062

40 мент, когда подавляющая часть группы изучает данный раздел, для чего ему необходимы-статистические данные о распределении разделов изучения учащимися.

Наиболее близким к изобретению является устройство для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащее пульты обучаемых, подключенные через коммутатор пультов к блоку сравнения, блок индикации, последо- 10 вательно включенные переключатель этапов обучения и дешифратор, соединенный с блоком сравнения и блок регистрации, подключенный к блоку сравнения, коммутатору пультов и 15 блоку индикации (3 1.

Это устройство имеет следующие недостатки: преподаватель не получает оперативных данных об этапе; который изучает в данный момент наибольшее число учашихся, так как для выявления этапа, который изучает в данный момент наибольшее число учашихся, преподавателю необходимо пересмотреть все этапы, запомнить их и сравнить между собой; для работы с устройством преподаватель тратит время и отвлекается от учебного процесса, что снижает его эффективность.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет автоматического выявления номера этапа (раздела), который изучает в данный момент наибольшее число учащихся.

Поставленная цель достигается 35 тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные пульты обучаемых, коммутатор пультов и первый блок сравнения, а также блоки регистрации и индикации, введены последовательно соединенные счетчик этапов, обучения, распределитель импульсов и блок памяти, выход которого соединен с входом блока индикации, и последовательно включенные эле- 45 мент ИЛИ, счетчик количества обучаемых и второй блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока регистрации, а выход — с вто" рым входом распределителя импульсов и первым входом элемента HJIH,âòoðoé вход которого подключен к второму выходу коммутатора пультов, соединенному с третьим входом распределителя импульсов и входом счетчика этапов обучения, второй выход которого подключен к второму входу первого блока сравнения, выход которого соединен с четвертым входом распределителя импульсов, первый и второй выходы которого подключены соответственно с входом блока регистрации и вторым входом счетчика количества обучаемых, На чертеже изображена схема предлагаемого устройства, 65

Устройство содержит пульты 1 обучаемых и пульт 2 преподавателя, Пульт

2 состоит из коммутатора 3 пультов, соединенного с выходами пульта 1, с входами блока 4 сравнения, элемента ИЛИ 5, шиной установки в единичное состояние триггера 6, счетчиком 7 количества этапов (разделов), Выход блока 4 через элемент

И 8 соединен с входом счетчика 9 количества обучаемых, а через элемент И 10 - c входом счетчика 11 ко1личества обучаемых. Выходы счетчиков 9 и ll соединены с входами блока 12 сравнения, выход которого соединен с входом элемента ИЛИ 5 и шиной установки в нулевое состояние триггера 6. Выход элемента ИЛИ 5 соединен с шиной установки в нулевое состояние счетчика 11. Нулевой выход триггера 6 соединен с элементом

И 8, а единичный выход — с элементом

И 10. Счетчик 7 соединен с блоком 4 и через узел 13 элементов И вЂ” с блоком 14 памяти, соединенным с блоком

15 индикации (этапа). Выхсд элемента И 8 соединен с блоком 14 и через элемент 16 задержки — c узлом 13, Выход счетчика 9 соединен с блоком

17 индикации. Шина установки в нулевое состояние счетчика 9 соединена с генератором 18. Коммутатор 3 пультов состоит из входных элементов И 19, распределителя 20 импульсов и элемента ИЛИ 21, Распределитель 20 импульсов может состоять из генератора импульсов, счетчика импульсов и дешифратора (не показаны), В связи с тем, что из пультов 1 поступает многоразрядный код, элементы 19 и 21 состоят из нескольких идентичных схем.

Блоки 4 и 12 сравнивают два поступивших кода на равенство. Триггер, элементы И 8, 10 и 16 и узел 13 представляют собой распределитель

22 импульсов, а счетчик 9, индикатор

17 и генератор 18 — блок 23 регистрации.

Предлагаемое устройство для обучения и контроля знаний обучаемых работает следующим образом, Информация о номере этапа (количестве изученных разделов) из пульта 1 поступает на входы элементов 19.

На второй вход элемента 19 первого опрашиваемого пульта 1 с распределителя 20 приходит разрешающий сигнал, по которому код этапа через элементы 19 и 21 поступает в блок

4 сравнения, С выхода счетчика 7 код этапа подается в двоичной форме в блок 4. Таким образом, в блок 4 поступают два кода - код интересуемого этапа и код этапа опрашиваемого в данный момент пульта 1. Эти коды сравниваются, и в случае совпадения блок 4 вырабатывает сигнал срав982062 ненйя, который через элемент И 8 (в исходном состоянии триггер находится в нулевом состоянии) поступает в счетчик 9 и прибавляет единицу к его предыдущему состоянию. Риспределитель

20 через период опроса подает разрешающий сигнал на следующий элемент

И 19, и блок 4 в этот момент сравнивает код этапа следующего пульта

1 и т.д. Таким образом, за цикл опроса на счетчике 9 накапливается число обучаемых, изучающих в данный момент времени установленный на счетчике 7 этап (раздел) обучающей программы.

Код количества обучаемых поступает из счетчика 9 в блок 17 и высвечивает преподавателю число обучаемых, изучающих в данный момент установленный на счетчике 7 этап (раздел) обучающей программы, С выхода элемента И 8 подается сигнал на блок 14 и обнуляет его, одновременно этот сигнал через элемент lá подается на узел 13, и код этапа обучающей программы, записанный в счетчик 7, записывается в блок

14, Код этапа поступает из блока 14 в блок 15 и высвечивает преподавателю номер этапа (раздела), После завершения цикла опроса распределитель 20 выдает сигнал на элемент ИЛИ 5, триггер б, счетчик 7.

При этом триггер б устанавливается в единичное состояние. B счетчик 7 прибавляется единица. Счетчик 11 устанавливается в нулевое состояние ° После этого цикл опроса автоматически повторяется. Но в этом случае сигнал сравнения, вырабатываемый блоком 4, поступает через элемент

И 10 на счетчик ll (так как триггер б установлен в единичное состояние) и прибавляет единицу к его предыдущему состоянию.

Если в процессе опроса на данном цикле число записанных единиц в счетчике ll не станет равным числу записанных единиц в счетчике 9, по окончании цикла опроса распределитель 20 выдает сигнал на элемент

ИЛИ 5, триггер б, счетчик 7. При этом триггер б остается в единичном состоянии. В счетчик 7 прибавляется еще одна единица. Счетчик 11 обнуляется. При этом блок 17 показывает количество обучаемых при первом onросе, а блок 15 - номер первого этапа. Цикл опроса коммутатором повторяется на новом номере этапа.

Если в процессе опроса на данном цикле число записанных единиц в счетчике 11 равно числу записанных единиц в счетчике 9, с блока 12 подается сигнал на элемент ИЛИ 5 и на триггер б. При этом счетчик 11 обнуляется, а триггер б устанавливается в единичное состояние, и при дальнейшем опросе пультов 1 сигнал сравнения, вырабатываемый блоком 4, через элемент И 8 подается на счетчик 9. Благодаря сигналу, поступающему с выхода элемента И 8 на блок

5 14 и блок 13,записывается номер данного этапа.

После завершения цикла опроса распределитель 20 вновь выдает сигнал на элемент ИЛИ 5, триггер 6, и

10 счетчик 7.

В дальнейшем работа устройства происходит аналогично описанной выше. При этом счетчик 7 обеспечивает непрерывный последовательный nepef5 бор кодов всех этапов.

Для обеспечения правильной работы устройства счетчик 9 периодически обнуляется сигналами с генератора

18 (например с периодом 30 c).

Использование предлагаемого уст» ройства позволяет автоматически предоставлять информацию преподава" телю об этапе программы, который изучает наибольшее количество учащихся, что позволяет повысить эффективность процесса обучения.

Формула изобретения

Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно включенные пульты обучаемых, коммутатор пультов и первый блок сравнения, а также блоки регистрации и индикации, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно соединенные счетчик этапов обучения, распределитель импульсов и блок памяти, выход которого соединен с входом блока индикации, и последовательно включенные элемент ИЛИ, счетчик количества обучаемых и второй блок сравнения,второй вход которого соединен с выходом блока регистрации, а выход — с вторым входом распределителя импульсов и первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к второму выходу коммутатора пультов, соединенному с третьим входом распределителя импульсов и входом счетчика этапов обучения, второй выход которого подключен к второму входу первого блока сравнения, выход которого соединен с четвертым входом распределителя импульсов, первый и второй выходы которого подключены соответственно с входом блока регистрации и вторым входом счетчика количества обучаемых.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Автоматизированный класс Аккорд . Техническое описание OHA

999.072 ТО УПМ Свердловского электромеханического техникума, 1975.

982062

Составитель А. Карлов

Редактор E. Лазуренко Техред И.Гайду Корректор И. Ватрушкина

Заказ 9719/72 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Го ударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскея наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ултород, ул. Проектная, 4

?. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2543360/18-24, кл, G 09 В 7/07, 1977.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 762029, кл. G 09 В 7/07, 1978 (прототип).

Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх