Устройство для контроля знаний обучаемых

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнк

Социалистических

Республик (u)982061 (61) Дополнительное к авт. свид-ву

1Щ М. Ка.з (22) Заявлено 140780 (21) 2924825/18-24 с присоединением заявки (о (23) Приоритет

G 09 В 7/07

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53}УДК 681. Э, ° 071(088.8) Опубликовано 1512 82 Бюллетень М 4б

Дата опубликования описания 1 1232,f д

Д.И. Атаев, В.Д. Зиятлы, М.Б. Симкин, И.П. Сколецкий и P.A. Талькаский

f !

Азербайджанский институт нефти н химии им.М. Азизбекова и Центр методологии изобретательства (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и контроля и . может быть использовано для индивидуального и группового контроля знаний обучаемых по различным предметам и курсам с .помощью автоматического устройства для группового контроля знаний обучаемых, позволяющего следить в реальном масштабе времени эа ходом их ответов, сконструированных иэ всевозможных сигналов (цифр, букв, знаков и т.д.) произвольного начертания при обеспечении их визуального распознавания.

Известно устройство, предназначенное для индивидуального и группового контроля знаний методом выборочного ответа, содержащее блоки ввода ответов обучаемых, распределители и схемы индикации. Обучаемый, получив вопрос, вводит в устройство либо один из нескольких предложенных ему ответов, либо ответ Не знаю . Далее в устройстве происходит сравнение кодов вопроса и ответа, в результате чего формируется оценка знаний flj.

Недостатком этого устройства является невозможность решения поставленной задачи ввиду того, что !Io&l подав атель не имеет возможности проследить эа ходом решения, а правильный ответ может быть с определенной степенью вероятности уга-, дан обучаемьт!.

Известно устройство, работающее по принципу конструируемого ответа и содержащее блоки ввода ответов обучаемых, схемы индикации, блоки кодирования, блоки сравнения и др.

Ответ набирается и вводится обучае.мым при помощи стандартной клавиатуры, например типа пишущей машинки.

Далее ответ обучаемого поэлементно или совокупно сравнивается с эталонньт! ответом, набранными на клавиатуре преподавателя (2 ).

Недостатками данного устройства являются плохое решение поставленной задачи, т.е. невозможность контролировать ход ответа во времени, а также сравнительно малое число символов, которьа!и снабжена стандартная клавиатура.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блоки ввода ответов обучаемых в виде матричного набора кнопок, схемы индикации, схемы сброса, блоки кодирова30 ния ответов обучаемых, блок ввода

982061 вопроса преподавателя, блок кодирования вопроса преподавателя, синхронизатор,распределитель, блок срав- . нения, решающие блоки, и блок документальной регистрации. Устройство осуществляет групповой контроль знаний методом конструирования ответа из символов, а также документальную. регистрацию правильности или неправильности ответов обучаемых (3 ).

Недостатками такого устройства )0 являются плохое решение задачи ввиду невозможности контролировать (регистрировать) ответы обучаемых, а можно только сравнивать их с эталонными, ограниченное число символов, при помощи которых обучаемый может конструировать свой ответ, так как число кнопок, каждая из которых соответствует одному или нескольким символам, ограничено, отсутствие вре-20 менного контроля ответов обучаемых, что также снижает достоверность оценки знаний.

Цель изобретения. - расширение дидактических возможностей устройства с повышением достоверности контроля знаний.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее матричные коммутаторы, узлы индикации и последовательно включенные блок регистрации, блок синхронизации и распределитель импульсов, введены блок элементов ИЛИ, выход которого соединен с входом блока регистрации, а входы - с выходами соответствующих метричных коммутаторов, и цепочки последовательно включенных формирователей импульсов и распределителей импульсов, выходы которых соединены с входами соответствующих мат- 40 ричных коммутаторов, входы формирователей импульсов цепочек подключены к первому выходу распределителя импульсов, а выходы — к входам соответствующих узлов индикации, вторые 45 входы распределителей импульсов цепочек соединены с вторым выходом распределителя импульсов.

Ответы обучаемых, сконструированные иэ всевозможных символов, регистрируются в реальном масштабе времени на носителе. информации. При этом начертание символа может быть произвольным.

Выполнение устройства описанным образом. необходимо для устранения взаимного влияния блоков ввода ответов обучаемых при поочередном их подключении к пишущим узлам блока документальной регистрации. Выполнение блока документальной регистрации 6О в виде группы пишущих узлов, расположенных в виде двухмерной матрицы, и соединение каждого пишущего узла с соответствующими дискретными коммутирующими элементами блоков ввода 65 ответа обучаемых необходимо для регистрации символов(как стандартных, так и нестандартных) на носителе информации в том порядке и в том темпе, в котором они вводятся обучаемыми, Начертание символов на матрице дискретных коммутирующих элементов блока ввода ответа обучаемых и соответствующее им отображение на носителе информации при помощи матрицы пишущих узлов должно быть лишь визуально распознаваемым, а не обязательно стандартным.

Формирование устройством импульсов построчного ввода и выполнение распределителя импульсов двухступенчатьм с двумя выходами, когда одна из ступеней имеет число выходов, равное числу строк двухмерной матрицы блока ввода ответов обучаемых, а пишущие узлы блока документальной регистрации образуют одну строку с числом элементов, равным числу дискретных коммутирующих элементов в строке двухмерной матрицы блока ввода ответов обучаемых, необходимо для

Упрощения конструкции блока документальной регистрации за счет введения дополнительных радиоэлектронных элементов. Это, в свою очередь приводит к сокращению стоимости устройства при сохранении его функциональных воэможностей, Формирование устройством импульсов начала ввода необходимо для того, чтобы регистрация на носителе информации каждого вводимогo символа начиналась с era первой строки, независимо от момента начала его ввода обучаемым, Совокупность укаэанных отличительных признаков достаточна для решения поставленной задачи, а именно: регистрации в реальном масштабе времени ответов обучаемых, сконструированных иэ символов, поочередно набираемых на матрице дискретных коммутирующих элементов блока ввода ответов обучаемых.

На чертеже изображена функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит привод 1, редуктор 2, блок 3 синхронизации, распределитель 4 импульсов, первую ступень 5 распределителя 4, вторую ступень б распределителя 4, блоки

7 ввода ответов обучаемых, матричный коммутатор 8, состоящий иэ дискретных коммутирующих элементов, распределители 9 импульсов для построчного ввода, формирователи 10 импульсов (начала ввода), кнопки 11 ввода, узлы индикации (ввода), состоящие из узла 12 управления и индикатора

13, блок 14 элементов ИЛИ, узел 15 регистрации, каретку 16, механизм

17 возвратно-поступательного движе982061 ния, валик 18, механизм 19 шагового вращения, носитель 20 информации, полосу 21 регистрации, зону 22 регистрации, строки 23 регистрации, выходную шину 24 схемы начала ввода, шину 25 подключения данного блока

Ввода, шины 26 подключения строк матрицы, выключенный коммутирующий элемент 27, включенный коммутирующий элемент 28. Редуктор 2, привод 1, узел 15, каретка 16, механизмы 17 и

19 объединены в блок регистрации.

Привод 1 через редуктор 2 связан с блоком 3, механизмом 17 возвратно-поступательного движения каретки 16 и механизмом 19 шагового вращения валика. Блок 3, выполненный, например в виде синхродиска с фотоэлектрическим формирователем, генерирует импульсы, поступающие на распределитель 4, выполненный, например в виде счетчика с дешифратором. Выходы первой ступени 5 (младшие разряды) распределителя 4 соединены с информационными входами схемы построчного ввода, распределителей 9, представляющих собой группу управляемых вентилей. Выходы второй ступени 6 (старшие разряды) распределителя 4 подключены через схемы начала ввода формирователей

10, снабженные кнопками ll начала ввода, к управляющим входам схем построчного. ввода соответствующих распределителей 9. Выходы последних соединены с входами матрицы дискретных коммутирующих элементов коммутаторов 8, выполненных в виде кнопок с независимой фиксацией. Один из выходов схемы построчного ввода распределителя 9 через узел 12 подключен к индикатору 13. Выходы коммутаторов 8 через блок 14, выполненный, например, в виде диодной схемы ИЛИ, подключены к узлу 15 регистрации,выполненному,например в виде группы управляемых пишущих узлов. В качестве пишущих узлов могут быть применены, например шариковые стержни с электромагнитным устройством прижима к носителю 20 информации. Число пишущих узлов узла .15 равно числу кнопок в строке матрицы коммутатора ,8 (т.е. 4 в соответствии с чертежом).

Узел 15 закреплен на каретке 16, которая совершает возвратно-поступательное движение. Пишущие узлы перемещаются над носителем 20, например бумажной лентой, которая, в свою

° очередь, протягивается шагами по направлению стрелки при обратном ходе каретки 16. Лента перемещается поперек направления движения каретки 16 при помощи валика 18, связан ного с механизмом 19. Носитель 20 информации разделен на полосы 21 регистрации, на каждой нз которых фиксируется информация, поступающая от соответствующего ей блока 7 ввода ответов. Каждая полоса 21 регистрации разделена на зоны 22 регистрации, s каждой иэ которых регистрируется один символ. Зона 22 регистрации содержит 23 регистрации, в каждой из которых при помощи пишущих узлов 15 блока фиксируется часть (одна строка) вводимого символа.

Матрица кнопок с независимой фик10 сацией коммутатора 8 размещена на пульте блока 7 ввода ответов,где расположена такая же кнопка 11 ввода и индикатор 13, выполненный,например иа светодиоде. Символ, пред15 назначенный для ввода, набирается на матрице кнопок коммутатора 8 путем поочередного нажатия последних, Визуально нажатая кнопка 28 отличает)ся от ненажатой 27, например под2О светкой.

Устройство работает следующим образом.

После сообщения обучаемым очередного вопроса преподаватель включает ъ5 устройство, и узел 15 регистрации начинает сканировать носитель 20 ии» формации поперек полос 21 регистрации. Так как механизм 17 жестко связан через редуктор 2 с блоком 3, то каждому положению пишущих узлов узла

l5 в строках 23 соответствует строго определенное число импульсов, поступивших к этому моменту иа расиределитель 4. Число выходных шин 26 первой ступени 5 распределителя 4

З5 равно числу строк матрицы коммутирующих элементов коммутатора 8 плюс число строк пробела между полосами

21 регистрации, а число выходов второй ступени 6 равно числу блоков

40 7 ввода ответов. При подключении с помощью шины 25 распределителя 4 очередного блока 7 ввода ответов вентили его схемы построчного опроса распределителей 9 открыты, и при

45 помощи шин 26 происходит поочередноЕ подключение строк кнопочных контактов. Выходные сигналы с коммутатора

8 через блок 14 поступают на узел 15 регистрации. Так как замкнутые кои5О такты коммутаторов 8 соответствуют прижатому к носителю 20 информации пишущему узлу, а разомкнутые — непрйжатому, то при прохождении узла

15 через соответствующие эоны 22 регистрации в каждой ее строке 23 зафиксированы точки в соответствии с расположением нажатых 28 и ненажа» тых 27 кнопок коммутатора 8.

Аналогично осуществляется регистрация символов, вводимых с других блоков 7 ввода ответов, по мере ttpoхождения пишущих узлов над соответствующими нм зонами регистрации.

Для того, чтобы регистрация символов в соответствующей зоне начиналась после нажатия обучаемым кнопки

982061

11 и при этом не терялись начальные строки вводимого символа, сигнал на выходной шине 24 схемы начала ввода формирователей 10 формируется только в том случае, если кнопка 11 нажата до прихода сигнала выбора по шине 5

25, который поступает со второй ступени распределителя 4. Если кнопка

11 нажата во время очередного сигнала выбора данного блока 7 ввода, то разрешающий сигнал по шине 24 на 10 управляющий вход распределителя 9 поступает только при очередном сигнале подключения данного блока 7 ввода, т.е, при следующем прямом .моде каретки 16. 15

Одновременно с началом ввода символа при помощи распределителя 9 сигнал с выхода схемы начала ввода формирователя 10 поступает на узел 12, выполненный, напРимеР в виде Расширителя импульса. Узел 12 обеспечивает кратковременное (до 1 с) вклю чение индикатора 13, который сигнализирует обучаемому о конце регистрации вводимого им символа.

Таким образом, предлагаемое устройство расширяет функциональные воэможности и повышает достоверность контроля знаний ввиду того, что оно обеспечивает автоматический групповой контроль знаний обучаемых и позволяет следить в реальном масштабе времени за ходом ответов, сконструи рованных из всевозможных символов произвольного начертания, Ввиду документальной регистрации ответов обучаемых имеется возможность последующего анализа полученной ин, формации, с целью внесения дополнений и изменений в учебный процесс.

Предлагаемое устройство, снабжен- 40 ное группой датчиков, размещенных на специальных тренажерах, позволяет; проводить эффективный контроль обу- чения различным рабочим операциям, устройство проще в обращении, что снижает дополнительную психологическую нагрузку на экэаменуемого.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее матричные коммутаторы, узлы индикации и последовательно включенные блок регистрации, блок синхронизации и распределитель импульсов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок элементов ИЛИ, выход которого соединен с входом блока регистрации, а входы - с выходами соответствующих матричных коммутаторов, и цепочки последовательно включенных формирователей импульсов и распределителей импульсов, выходы которых соединены с входами соответствующих матричных коммутаторов, входы формирователей импульсов цепочек подключены к первому выходу распределителя импульсов, а выходы - к входам соответствующих узлов индикации, вторые входы распределителей импульсов цепочек соединены с вторым выходом распределителя импульсов, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Акцептованная заявка Японии

Р 54-9927, кл. G 09 В 7/07, опублик.

1979.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 183499, кл. G 09 В 7/07, 1966.

3. Система контроля знаний учащихся. - Радио, 1978, Р 1, с.4549 (прототип).

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх