Устройство для контроля знаний обучаемых

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Соевтскик

Социалистическими

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 03 ° 06 ° 81(21) 3295530/18-24 (фф) ф(.ЯД.З с присоединением заявки 14о

G 09 B 7/07

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

РЙУДК 681.3 ° 071 (0BS. 8) Опубликовано 15,1232. Бюллетемь М 46

Дата опубликования описания 1 1282

В.И.Корнейчук,В.Н.Сороко,М.В.Кунцевич и A.П 1ф рковский

l с

I (72) Авторы изобретения

Киевский ордена Ленина политехнически им. 50-летия Великой Октябрьской соци революции (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОВУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автомати ке и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения и контроля знаний, и может быть использовано для контроля знаний. обучаемого, оценки сложности и качества предполагаеыях тестов.

Известно устройство, содержащее пУльты учащихся, блок оценки, коммутатор, счетчик правильных ответов и счетчик количества учащихся, блок определения веса вопросов (1).

Недостатком данного устройства является низкая точность оценки знаний учащихся, Известно устройство, содержащее пульты обучаемых, каждый из которых содержит последовательно соединенные блок .ввода, логический блок, блок 2 индикации (2).

Недостатком этого устройства является невозможность определения сложности учебных заданий.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее пульты обучаемых, блок отсчета времени, блок подсчета общего числа ответов, блок подсчета неверных ответов и блок па-1 мяти (3) . Устройство позволяет определять параметры учебных заданий, однако обладает значительной сложностью и ограниченными дидактическими воэможностями, так как не позволяет присвоить объективный вес тесту в системе контрольных заданий.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет вычисления веса теста в системе контрольных заданий и определения сравнительного уровня обученности.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последова. тельно включенные пульт преподавателя, первый блок памяти, пульты обучаемых, коммутатор пультов, первый счвт20 чнк и блок предъявления учебной информации, второй вход которого сов" динен с выходом первого блока памяти, второй счетчик, первый вход которого соединен с вторым выходом коммутатора пультов, а второй вход - с первым выходом формирователя импульсов, подключенным к второму входу первого счетчика, третьему входу блока предъявления учебной информации и второму входу первого блока памяти, четвертый вход блока предъявления учебной информа9В2063

10 (5

20 дом первого счетчика, второй вход регистра подключен к третьему выходу пульта преподавателя.

Кроме того, коммутатор пУльтов со- 25 держит последовательно соединенные генератор, сдвигающий регистр и первый и второй блоки элементов И, выходы которых являются соответственно первым и вторым выходами коммутатора, выход генератора является третьим выходом коммутатора, выход сдвигающего регистра является четвертым выходом коммутатора, входы блоков элементов

И являются соответствующими входами коммутатора.

При этом формирователь импульсов содержит четвертый счетчик и последовательно включенные второй блок памяти, блок коммутации, третий блок элементов И, пятый счетчик и элемент И, 40 выход которого является вторым выходом формирователя, а второй вход сое динен с вторым выходом третьего блока элемвнтов И, .являющимся первым выходом формирователя, вход второго 45 блока памяти является первым входом формирователя, первый вход четверто. го счетчика является вторым входом формирователя, второй вход соединен с вторым выходом пятого счетчика, а выход - с вторым нходом третьего блока элементов И.

На чертеже изображена структура устройства.

Устройство содержит пульт 1 препо- 55 давателя, выход которого подключен запоминающего узла 28, выход которо,О го подключен к первому входу узла 29 вывода. Второй вход узла 29 соединен ции соединен с вторым выходом формирователя импульсов, первый вход ко- торого подключен к второму выходу пульта преподавателя, третий счетчик, вход которого соединен с третьим вы" ходом коммутатора пультов, четвертый выход которого подключен к вторым входам пультов обучаемых, введены последовательно соединенные триггер, регистр, элемент ИЛИ и блок умножения и деления кодов, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходам первого и третьего счетчиков, первый выход - к третьему входу первого счетчика, а второй выход - к первому входу триггера, второй нход которого соединен с выходом третьего счетчика, а второй выходс третьим входом второго счетчика, выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, второй вход формиронателя импульсов соединен с выхок входу накопителя 2 (тестов). Выход накопителя 2 соединен с входом регистра 3 (информации) и с входами пультов 4 обучаемых, которые состоят иэ узла 5 памяти эталонов, триггера 6 (ответа обучаемого), узла 7 ввода отввтон и узла 8 совпадения.

Первый вход узла 8 подключен к выходу узла 5, а второй вход - к выходу узла 7. Выход узла 8 соединен с вхо" дом триггера 6, а выходы триггеров 6 подключены к блоку 9 элементов И. Выход готовности узла 7 всех пультов

14 соединен с первым входом блока 10 элементов И. Выходы блокировки блоков 9 и 10 и узла 7 подключены к ны«

1ходу сдвигающвго регистра ll, вход которого подключен к выходу генератора 12 (пакетов). Выход генератора

12 соединен также с входом счетчика

13 (времени), выход которого подключен к входу Начало операции блока 14 умножения и деления кодов и к единичному входу триггера 15. Прямой выход триггера 15 подключен к управляющвму входу счетчика 16 (правильных ответов), а нулевой выход — к управляющему входу регистра 17 (максимального балла). Другой вход регистра 17 соединен с выходом пульта 1, а выход — с входом элемента ИЛИ 18.

Другой вход элемента ИЛИ 18 подключен к выходу счетчика 16, счетный вход которого соединен с выходом блока 9. Выход элемента ИЛИ 18 соединен с входом первого операнда Рлока 14.

Вход второго операнда блока 14 подключен к выходу счетчика 19 (числа обучаемых). Выход Конец операции блока 14 соединен с его управляющим входом Начало второй операции и с нулевым входом триггера 15. Другой выход блока 14 подключен к управляющему входу счетчика 19. Другой вход счетчика 19 соединен с блоком 10,а выход подключен также к входу регистра

20 (среднего балла группы по данному тесту) и к входу счетчика 21 (средне-. го балла). Выход счетчика 21 соединен с входом блока 22 элементов И, второй вход которого подключен к выходу блока 23 коммутации. Информационные входы блока 23 соединены с выходами щ регистров 24 (правых границ зон), входы которых подключены к третьему входу пульта 1. Управляющий вход блока 23 совдинен с выходом счетчика 25 (номера эоны) . Этот же ныход счетчика 25 подключен к элементу И

26, а вго последовательный выход соединен с счетным входом счетчика 21.

Счетный вход счетчика 2Ь подключен к выходу По несовпадению блока

22. Выход блока 22 По совпадению подключен к входу сброса счетчиков

16 и 19 регистра 3, к нходу счетчика

27 (адрвса теста), выход которого соединен с накопителем 2 и с вторым входом элемента И 26. Выход элемента

И 26 подключен к входу постоянного с выходом регистра 20, а третий - с выходом регистра 3. Этот же выход регистра 3 подключен к информационному табло 30. В качестве блока 14 может быть использован микропроцессор, со982063 операции согласно программе, реализуеО < W < Wm>„— тест следует отбросить

20 как слишком сложный

W ; W — тест повышенной сложности (k=1 );

W (W < W - тест сложный (0,5

W = W - тест оптимальный.по

m%0 ср

25 сложности (k=0, 5);

W

Wmcax= W — тест легкий (k=kmin) у

W 6W

П1<й

30 как слишком легкий.

В блоке 22 сравнивается содержимое счетчика 21 и выбранного через блок 23 одного из и регистров 24 в порядке возрастания номера регистра.

Э5 Номер i подключаемого регистра 24 определяется содержимым счетчика 25.

При несовпадении добавляется 1 в счетчик 25, и содержимое следующего регистра сравнивается с тем же содер40 жимым счетчика 21. По сигналу переполнения со счетчика 25 в счетчик 21 прибавляется приращение Л, и происходит сравнение нового числа с содержимым всех регистров 24, как описано.

45 По сигналу совпадения блока 22 со счетчика 25 через элемент И 26 на узел 28 поступает номер зоны, в которую попало W. Из узла 28 по номеру зоны выбирается соответствующий коэффициент k, который выводится на узел

50 29. Сюда же поступает содержимое регистров 20 и 3.

Таким образом, устройство для контроля знаний обучаемого позволяет вычислять вес теста в системе контрольных заданий, а также определять его качество. Устройство позволяет определять средний балл группы по данному тесту в зависимости от выбранной системы оценки. А это, в свою очередь, 60 позволяет сравнивать уровень обучендержащий арифметико-логическое устройство, регистры общего назначения, микропрограммный автомат, устройство управления, шины ввода операндов и управляющие шины. Микропроцессор вы)полняет арифметические и логические мой внешними сигналами управления.

Счетчик 27 и накопитель 2 представляют собой блок 31 памяти„ регистр 3, регистр 20, информационное табло 30, узел 28 и узел 29 - блок 32 предъявления учебной информации, генератор

12, счетчик 13, блоки 9 и 10 - комму. татор 33 пультов, счетчик 21, блок

22, блок 23, регистры 24, счетчик 25 и элемент 26 — формирователь 34 импульсов, регистры 24 объединены в блок 35 памяти.

Устройство работает следующим образом.

С пульта 1 в блок 31 заносйтся информация, включающая тесты и ответы на них, С блока 31 содержание теста, номер которого определяется с помощью счетчика 27, поступает на регистр 3, а оттуда поступает на узел 29 и табло 30, где предъявляется обучаемым.

Эталон ответа с блока 31 поступает на пульты 4 и в узел 5, Обучаемый вводит ответ с пульта 4 в узел 7. Содержимое узла 5 и узла 7 сравнивается на узле 8, и результат сравнения поступает в триггер 6.

При правильном ответе сигнал из триггера 6 поступает на блок 9, а сигналы готовности с пультов 4 поступают на блок 10. С помощью генератора 12 и регистра 11 блокируется ввод информации с пультов 4, и сигналы, поступившие на блоки 9 и 10, разделяются во времени. Через блок 9 в счетчике 16 накапливается число правиль" ных ответов (и), а через блок 10 в счетчике 19 « число обучаемых (N) по данному тесту. С генератора 12 через счетчик 13 в момент конца опроса на блок 14 поступает сигнал Начало операции определенный как операции деления. Этот же сигнал от счетчика 13 проходит через триггер 15 и разрешает прохождение содержимого счетчика 16 через элемент ИЛИ 18 на блок 14. Туда же поступает содержимое счетчика 19. Происходит операция деления (п/Н), результат которой записывается в счетчик 19. Сигнал Конец операции, пройдя через триггер

15, разрешает прохождение содержимого регистра 17, которое туда поступает с пульта 1 и представляет собой максимальный балл. Это число через элемент ИЛИ 18 поступает на вход блока 14. Сигнал Конец операции в этом случае является одновременно и сигналом начала второй операции умно. жения. В микропроцессоре происходит перемножение содержимого счетчика 19 .и регистра 17< W B(g), где W - сред" ний балл группы, полученный по данному тесту.

Результат перемножения с блока 14 переписывается в счетчик 19, а оттуда поступает в регистр 20 и счетчик 21.

С пульта 1 в регистры 24 записываются правые границы эон попадания W на интервале (Og В). Например, если

W<;p- средний балл группы Wm;„- минимальный личный балл учащегося в группе; Wm - максимальный личный балл учащегося в группе k — коэффициент сложности вопроса, то границы зон и соот- ветствующие им весовые коэффициенты тестов )< могут находиться из соответствующих соотношений< ности различных групп по данному пред мету.

Формула изобретения

l.устройство для контроля знаний

65 обучаемых, содержащее последователь,982063

8 но включенные пульт преподавателя, первый блок памяти, пульты обучаемых, коммутатор пультов, первый счетчик и блок предъявления учебной информа ции, второй вход которого соединен с выходом первого блока памяти, второй счетчик, первый вход которого соединен с вторым выходом коммутатора пультов, а второй вход - с первым выходом формирователя импульсов, подключенным к второму входу первого 10 счетчика, третьему входу блока предьявления учебной информации и второму входу первого блока памяти, четвертый вход блока предъявления учебной информации соединен с вторым выходом 5 формирователя импульсов, первый вход которого подключен к второму выходу пульта преподавателя, третий счетчик, вход которого соединен с третьим ны» ходом коммутатора пультов, четвертый выход которого подключен к вторым входам пультов обучаемых, о т л и ч а ю щ е e c я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены после- 5 довательно соединенные триггер, ре" гистр, элемент ИЛИ и блок умножения . и деления кодов, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходам первого и третьего счетчиков, первый выход - к третьему входу первого счетчика, а второй выход к первому входу триггера, второй вход которого соединен с выходом третьего счетчика, а второй выход - с третьиМ входом второго счетчика, выход кото» рого подключен к второму входу эле" мента ИЛИ, второй вход формирователя импульсов соединен с выходом первого счетчика, второй вход регистра пад40 ключен к третьему выходу пульта преподавателя.

2. Устройство о п. 1, о т л и ч а ю щ в е с я тем, что в нем коммутатор пультов содержит последовательно соединенные генератор, сдвигающийся регистр и первый и второй блоки элементов И, выходы которых являются соответственно первым и вторым выходами коммутатора, выход генератора является третьим выходом коммутатора, выход сдвигающего регистра является .четвертым выходом коммутатора, входы блоков элементов H являются соот. ветствующими входами коммутатора.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я.тем, что в нем форми. рователь импульсов содержит четвертый счетчик и последовательно включенные второй блок памяти, блок коммутации, третий блок элементов И,пятый счетчик и элемент И,выход которого является вторым выходом формирователя, а второй вход соединен с вторым выходом третьего блока элементов И,являющимся первым выходом формирователя, вход второго блока памяти является первым входом формирователя, первый вход четвертого счетчика является вто рым входом формирователя, второй вход соединен с вторым выходом пятого счетчика, а выход - с вторым входом третьего блока элементов И.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 562848, кл. G 09 В 7/07, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 579653, кл, G 09 В 7/06, 1977 °

3. Авторское свидетельство СССР

Р 758233, кл. 6 09 В 7/02, 1980 (про9S2063

Составитель A. Карлов

Редактор E. Лазуренко Техред И.Гайду Корректор Н.Король

Заказ 9719/72 Тираж 472 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований
Наверх