Стенд для испытаний зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках

 

СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ЗУБЬЕВЗУБЧАТЫХ КОЛЕС.ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ , содержатий корпус, привод, связанный с ним кривошипно-ползунный. механизм с упругим шатуном, закрепленный в корпусе кронштейн, установленный в псЗследнем с возможностью по ворота торсионный вал, один конец которого предназначен для установки испытуемого колеса, прикрепленный к другому концу торсионного вала рычаг , взаимодействующей с ползуном и нагружающий элемент, предназначенный для взаимодействия с зУбом испытуемого колесаГ отличающийс я тем, что, с целью расширения диапазона создаваемых нагрузок, нагружающий элемент выполнен с цилиндрическим хвостовиком, размещенным в кронщтейне с возмо ностью перемещения вдоль оси, стенд снабжен дополнительным приводом, ударником, взаимодействукяцим с хвостовиком, кулачковым ме- § ханизмом, кулачок которого связан с (Л дополнительным приводом, а трлкательс ударником, и установленным на корс пусе регулируемым упором, взаимодействующим с Еилчагом.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (1% (И) 3(59 1 М 1 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2916594/25-28 (22) 24.04.80 (46) 07.04.83. Бюл. Р 13 (72) М.Ф. Уркумбаев, С.A ° Aëèåâ .и Ю.Н.Курляндский (71) Джамбульский гидромелиоративностроительный институт (53) 621.833(088.8) (56) 1. Машины и стенды для испытания деталей. Под ред. Д.Н.Решетова.

M., "Машиностроение". 1970, с. 94-95, рис. 271, 2. Авторское свидетельство СССР

Р 868465, кл. G 01 М 13/02, 1979 (прототип). (54)(57) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИИ ЗУБЬЕВ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ, содержаший корпус, привод, связанный с ним кривошипно-ползунный. механизм с упругим шатуном, закрепленный в корпусе кронштейн, установленный в последнем с воэможностью поворота торсионный вал, один конец которого предназначен для установки испытуемого колеса, прикрепленный к другому концу торсионного вала рычаг, взаимодействующий с полэуном и нагружаюший элемент, предназначенный для взаимодействия с зубом испытуемого колеса> о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью расширения диапазона создаваемых нагрузок, нагружающий элемент выполнен с цилиндрическим хвостовиком, размешенным в кронштейне с возможностью перемешения вдоль оси, стенд снабжен дополнительным приводом, ударником, взаимодействуюшим с хвостовиком, кулачковым ме- щ

С2 ханизмом, кулачок которого связан с дополнительным приводом, а толкатель с ударником, и,установленным на корпусе регулируемым упором, взаимодей- С ствуюшим с рычагом.

1010486

Изобретение относится к Машино- строению,,а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытаниях зубьев зубчатых колес силовых передач на сопротивление усталости при изгибе путем создания комбинированных динамических нагрузок; как циклических, так и ударных.

Йэвестен стенд для испытаний зубчатых колес на сопротивление усталости зубьев при изгибе под действием пульсационной (циклической плавной отнулевой) нагрузки, содержащий корпус, привод, связанный с ним кривошипно-ползунный механизм с упругим шатуном, размещенный в корпусе с возможностью поворота вала, один конец которого предназначен для

15 установки .испытуемого колеса, закрепНаиболее близким к изобретению является стенд для испытаний зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках, содержащий корпус, привод, связанный с ним кривошипно-ползунный механизм с упругим шатуном, закрепленный в корпусе кронштейн, установленный в последнем с возможностью поворота торсионный вал, один конец которого предназначен для установки испытуемо-З5

ro колесг, прикрепленный к другому концу торсионного вала рычаг, взаимодействующий с ползуном, и нагружающий элемент, предназначенный для взаимодействия с зубом испытуемого коле-40 са. Нагружавший элемент выполнен в виде пластины с острой кромкой (2J .

Недостаток стенда заключается в ограниченном диапазоне создаваемых нагрузок из-за невозможности создания45 дополнительно к.циклическим ударных нагрузок.

Цель изобретения — расширение диа пазона создаваемых нагрузок.

Указанная цель достигается тем, отто в стенде для HcIIbtTBHHH зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках, содержащем корпус, привод, связанный с ним кривошипно-ползунный механизм с упругим шатуном, закрепленный в корпусе кронштейн, установленный в последнем с воэможностью поворота торсионный вал, один конец которого предназначен для установки испытуемого колеса, прикрепленный к 60 другому концу торсионного вала рычаг, взаимодействующий с полэуном, и нагружающий элемент, предназначенный для взаимодействия с зубом испытуемого колеса, нагружающий элемент выпол-65 ленный на его другом конце криволинейный рычаг, взаимодействующий с ползуном, и нагружающий элемент (1J, Недостаток известного стенда заключается в ограниченности диапазона создаваемых нагрузок из-эа невозможности создать асимметричную. цик- >5 лическую и ударные нагрузки. нен с цилиндрическим хвостовиком, размещенным в кронштейне с возможностью перемещения вдоль оси, стенд снабжен дополнительным приводом, ударником, взаимодействующим с хвостовиком, кулачковым механизмом, кулачок которого связан с дополнительным приводом, а толкатель — с ударником, и установленным на корпусе регулируемым упором, взаимодействующим с рычагом.

На фиг.1 изображен стенд, общий вид, на фиг.2 — вид А на фиг.1.

Стенд содержит корпус, который состоит из основания 1, отдельно от него закрепленной на фундаменте массивной металлической опоры 2 и установленной иа основании 1 верхней опоры 3. Испытуемое зубчатое колесо 4 закрепляется на конце торсионного вала 5,. установленного с возможностью поворота в кронштейне 6, который закреплен на опоре 2. На другом конце торсионного вала 5 закреплен рычаг 7 . Взаимодействующий с испытуемым колесом нагружающий элемент 8 выполнен в виде упора с клиновым наконечником, кругового бурта и цилиндрического хвостовика, размещенного в направляющей 9 кронштейна 6. В направляющей 9 расположен наконечник ударника 10, к которому с помощью резьбы прикреплена тяга 11 с регулируемь м реэьбовым упором 12, и пружиной

l13 посредством которых ударник 10 опирается на втулку 14, верхнюю опору 3. Оснащенный круговым буртом другой конец тяги 11 расположен с возможностью осевого перемещения в отверстии роликового толкателя 15 кулачкового механизма, включаюттего, кроме того, кулачок 16. Толкатель

15 установлен с воэможностью перемещения в отверстии неподвижной втулки

14 и на неподвижном шлицевом валике

17, закрепленных на верхней опоре 3 и служащих ему направляющими. На толкателе 15 закреплена ось 18 со свободно вращающимся роликом 19, имеющим сферическую форму-обода. Ролик

19 контактирует с профильной поверхностью кулачка 16, закрепленного на расположенном в подшипниках верхней опоры 3 валу 20.

На рычаге 7 закреплен передвижной кронштейн 21, шарнирно соединенный с ползуном., например втулкой 22, кривошипно-ползунного механизма, включающего, кроме того, шатуны 23 и кривошипный вал 24, Между торцом втулки

22 и закрепленным на шатуне 23 подвижным упором 25 установлена пружина 26. !

>1атун 23 Закреплен на обойме 27, расположенной в подшипниках на эксцентриковом участке кривошипного вала 24. Последний расположен в под1010486 шипниках верхней опоры 3 и имеет привод, состоящий из электродвигателя

28, закрепленного на валу последнего ведущего шкива 29, ремней 30 и ведомого шкива 31, установленного на кривошипном вале 24. Конец рычага 7 взаимодействует с регулируемым упором

32, установленным на основании 1

Дополнительный привод включает н себя электродвигатель 33 и связывающую его с кулачком 16 ременную передачу, состоящую из ведущего шкива

34, установленного на выходном валу электродвигателя 33, ведомого шкива

35, установленного на валу 20 и выполняющего роль инерционного махони- 35 ка, и ремней 36.

Стенд работает следующим образом.

Перед испытаниями зуб, смежный с первым испытуемым на зубчатом колесе

4 и препятствующий его контакту с нагружающим элементом 8, срезают и устанавливают зубчатое колесо 4 на торсионном валу 5. Включают электродвигатель 33, вращение от которого через ременную передачу состоящую из 25 шкивов 34 и 35 и ремней 36, а также с помощью вала 20 передается профильному кулачку 16, и электродвигатель

28, который через ременную передачу, состоящую из шкивов 29 и 31 и рем30 ней 30, передает вращение кривошипному валу 24. В результате вращения последнего происходит циклическое деформирование пружины 26, усилие сжатия которой, передаваемое через втулку 22 и передвижной кронштейн 21 рычагу 7, создает .пульсационный мо-, . мент на торсионном валу 5, действующий на испытуемое зубчатое колесо 4. пульсационная нагрузка на испытуемом зубе создается при его взаимодейст1 вии и с нагружающим элементом 8, опиpBIolt HMcH через йланец направляющей 9 на кронштейн б и препятствующим повороту зубчатого колеса 4, В результате вращения кулачка 16 45 и взаимодействия с последним ролика 19 совершается возвратно-поступательное перемещение роликового. толкателя 15 в направляющих н виде втулки 14 и ылицевого валика 17, а 50 связанного с ним с помощью тяги 11 ударника 10 — в направляющей 9. При этом контакт ролика 19 с кулачком 16 обеспечивается силой сжатия пружины 13. 55

Холостой ход совершается при обкатывании роликом 19 восходящей части профиля кулачка 16, а рабочий— под действием силы сжатия пружины 13 при обкатывании-нисходящей части 60 профиля. Высота выступов кулака и, соответственно, ход роликового толкателя 15, превышает величину хода ударника 10 на величину отрезка а (фиг.1). 65

Поэтому после останонки ударника

10 при ударе по нагружающему элементу 8, опирающемуся на испытуемый зуб, контакт между буртом на верхнем конце тяги 11 и роликовым толкателем 15 прерывается на время, зависящее от скорости вращения кулачка 16 и ограниченное, с целью предотвращения повторных ударов в результате послеударного отскока, размерами и профилем впадины кулачка 16. С целью предотвращения поворота зубчатого колеса .4 и рычага 7, размыкания контакта торцовых поверхйостей нагружающего элемента 8 и .направляющей 9 на кронштейне б и последующего искажения пульсационной и ударной нагрузок зазор между регулируежюм упором 32 и рычагом 7 полностью исключается.

Точное задание скорости удара (и ударной нагрузки), зависящей от скорости вращения кулачка 16, и угла наклона между плоскостью его вращения и касательной к проФильной поверхности в точке контакта с роликом

19 в момент удара, .достигается выбором точки контакта путем регулирования расстояния между роликом 19 и ударником 10, с целью обеспечения одновременного касания ударника 10, нагружающего элемента 8 и торцевой поверхности .: роликового толкателя

15 .(бурта тяги 11) . Это регулирование производится. с помощью резьбы на тяге 11, служащей для крепления последней к ударнику 10. Кроме того, точность задания ударной нагрузки обеспечивается уменьшением действующих на роликовый толкатель 15 крутящих моментов н плоскостях, перпендикулярных и параллельных направлению движения, которое позволяет снизить силн трения B pго направляющих н ниде втулки 14 и шлиценого валика 17 за счет выполнения роликового толкателя

15 в форме незамкнутого прямоугольника, охватывающего профильную поверхность кулачка 16 в радиальной плоскости, и размещением в ней оси 18 ролика 19 и двух поиеречных выступов, перемещающихся по втулке 14 и валику

17, а также за счет обеспечения совпадения геометрических осей симметрии втулки 14, валика 17, толкателя

15 с осями симметрии пружины 13, ударника 10 и с геометрическим центром сферической наружной поверхности ролика 19. Требуемые скорости и частоты ударов обеспечиваются подбором сменных кулачков 16 и диаметра сменных шкивов 34 и 35.

Регулирование пульсационной нагрузки обеспечивается перемещением кронштейна 21 на рычаге 7, регулирование частоты — изменением скорости вращения криношипного вала 24, подбором диаметра сменных шкивов 29 и 31.

1010486

". акая конструкция стенда поз воля.ет создавать регулируемые по величине и частоте приложения пульсационнук и ударную нагрузки с любым законом их чередования и, тем самым, обеспечить расширение диапазона создаваемых нагрузок.

1010486

Составитель B. Красненко

Редактор.А.Ми акина Техред А.Бабинец

Корректор Ю. Макаренко

Филиал ппп "патент", г.ужгород, ул.проектная, 4

Заказ 245б/13 Тирам 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, F.-35, Раушская наб., д.4/5

Стенд для испытаний зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытаний зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытаний зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытаний зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках Стенд для испытаний зубьев зубчатых колес при динамических нагрузках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх