Способ диагностики шарикоподшипников по моментным характеристикам

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИ ЕСНИХ

РЕСГ1УБЛИН зим а 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ.(21) 3405292/25-2? (22) 1 1.03.82 {46) 23.04.83. Бюл. И 15

:(72) E.Ì. Родионов и Л.А. Трофимюк (71). Московский авиационный технологический институт им. К.Э . Циолковского (53) 658.562 012.7(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N 842449, icn. 0 01 M 13/04, 1981 (прототип). ,(54)(57) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ШАРИКО,,ПОДШИПНИКОВ ПО МОМЕНТНЫМ ХАРАКТЕРИС ТИКАМ, заключающийся в том, что ре,гистрируют момент сопротивления вра щению шарикоподшипника при прямом и обратном вращении, о т. л и ч а ю,шийся тем, что, с целью повыше< ния качества диагностики за счет определения характера, величины и места расположения дефектов поверхностей качения,- при регистрации момента измеряют мгновенные значения центрированного момента в фуйкции угла поворота подшипника, превышающие пороговые значения, выделяют участки кривой, совпадающие по форме при прямом и обратном вращении, измеряют угловой шаг повторения одноименных составляющих, их амплитуду, угловую протяженность, определяют их форму и йо угловому шагу повторения опреде.ляют место расположения дефекта, по . форме - характер, а по амплитуде и угловой протяженности - параметры дефекта. а

f 10

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики шарикоподшипников по моментным характеристикам.

Известен способ диагностики шарикоподшипников по MAMeHTHblM характеристикам, заключающийся в том, что регистрируют момент сопротивления вращению шарикоподшипника t 1j

Однако известный способ не позволяет определить характер и величину дефектов подшипника.

Целью изобретения является повышение качества диагностики эа счет определения характера, величины и места расположения деФектов поверхностей качения.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно способу диагностики шарикоподшипников по моментным характеристикам, заключающийся в том, что регистрируют момент сопротивления вращению шарикоподшипника при прямом и обратном вращении, при регистрации момента измеряют мгновенные значения центрированного момента в функции угла поворота, превышающие пороговые значения, выделяют участки кривой, совпадающие по форме при прямом и обратном вращении, измеряют угловой шаг повторения одноименных составляющих, их амплитуду, угловую протяженность, определяют их форму и по угловому шагу повторения определяют место расположения дефекта, по форме — характер, а по амплитуде и угловой протяженности — параметры дефекта.

На фиг. 1 дана структурная схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 - изменение момента сопротивления вращению шарикоподшипника при дефекте - выступ на желобе кольца испытуемого шарикоподшипника; на фиг. 3 — - при дефекте — впадина .

Устройство для осуществления спо соба содержит смонтированный на основании 1 механизм привода, состоящий иэ двигателя 2 с ведущей шестерней 3 и устройства крепления 4 и вращения

5 испытуемого подшипника 6, а также механизм нагружения, выполненный в виде пружины 7, соединенной торсио ном 8 через втулку 9 с внутренним кольцом подшипника 6. Моментомер 10 компенсационного типа, состоящий из последовательно соединенных датчика

13806 2

5 !

О

11, усилителя 12, масштабного резистора 13 и датчика 14 момента связан поводком 15 и вилкой 16 с внутренним кольцом испытуемого подшипника 6.

Устройство содержит также датчик

17 угла поворота подшипника б,связанный с устройством 5 вращения шестерней 18, регистратор 19, первый вход которого соединен с выходом датчика

17 угла поворота, а второй вход через последовательно соединенные фильтр 20 верхних частот и шумоподавитель 21 с масштабным резистором

13, и блок 2? управления, выход которого подключен к двигателю 2 механизма привода, а вход к выходу датчика

17 угла поворота.

Способ осуществляется следующим образом.

Испытуемый подшипник 6 устанавливают в гнездо устройства 4 крепления и нагружают осевой нагрузкой, передаваемой через втулку 9 и тор. сион 8 от пружины 7 механизма нагружения. Наружное кольцо подшипника приводят во вращение с малой частотой двигателем 2 через ведущую шестерню 3 и устройство 5 вращения. С помощью блока 22 управления совместно с датчиком 17 угла поворота обеспечивают автоматический цикл, состоящий во вращении подшипника 6 в одну сторону на заданный угол поворота, реверсирование, вращение .в обратную сторону, на тот же угол и останов.

Момент увлечения, передаваемый с помощью вилки 16 и поводка 15 моментомеру 10, компенсируется электрической пружиной. Ток, протекающий по масштабному резистору 13, пропорционален измеряемому моменту сопротивления вращению подшипника б. С помощью фильтра верхних частот существенно смещенные мгновенные значения момента центрируются и, проходя шумоподавитель 21, поступают на регистратор лишь те значения, которые пре. вышают определенные пороговые значения, на которые настроен подавитель

21 шумов.

На регистраторе 19 записывают центрированный момент сопротивления вращению шарикоподшипника 6 в функции угла поворота при прямом и обратном вращении. При регистрации момента на одном и том же отрезке при прямом и обратном вращении колебания момента, обусловленные затиранием или

3 101 фрикционной природой трения, не будут совпадать, а обусловленные консервативной природой полностью совпаAye . Выделяют участки кривой, совпадающие по форме при прямом и обратном вращении. Измеряют угловой шаг с о повторения одноименных составляющих, их амплитуду А и угловую протяженность o(к, определяют,их форму, которая зависит от характера дефекта.

По угловому шагу повторения,„ определяют место расположения дефекта

3806 4 по форме — характер, а по амплитуде

А и угловой протяженности с определяют параметры .дефекта - высоту {глубину) и ширину.

Предлагаемый способ позволяет повысить качество диагностики шарикоподшипников, исключить субъектив" ность оценки качества подшипников и, >0 в конечном итоге, повысить качество и надежность комплектуемых подшипниками изделий.

Составитель И. Баранов

pegaKTop Ar.Øàíäo Техоед Т.Фанта Корректор В. Гирняк

Заказ 3003/50 Тираж 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130)5 Москва 3-Я Раушская наб. д. 4/$ филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ диагностики шарикоподшипников по моментным характеристикам Способ диагностики шарикоподшипников по моментным характеристикам Способ диагностики шарикоподшипников по моментным характеристикам 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх