Шарнирное соединение

 

1. ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее ползун со сферической поверхностью и охватывающую его направляющую со сквозным отверстием, отличающееся тем, что, с целью повыщения нагрузочной способности соединения при передаче крутящего момента, на ползуне выполнен участок с цилиндрической поверхностью, а Л .., тг.и;эв. сквозное отверстие направляющей выполнено четырехгранным с двумя противолежащими плоскими, параллельными друг другу гранями, взаимодействующими с цилиндрической поверхностью ползуна. 2.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что две другие противолежащие грани отверстия направляющей, взаимодействующие со сферической поверхностью ползуна , выполнены плоскими и параллельны друг другу с расстоянием между ними, равным диаметру сферической поверхности ползуна. 3.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что две другие противолежащие грани отверстия направляющей, взаимодействующие со сферической поверхностью I ползуна, выполнены в виде частей одной цилиндрической поверхности, ось которой (Л перпендикулярна к оси цилиндрической поверхности ползуна, а диаметр равен диаметру сферическрй поверхности ползуна. Ю оо со г/г,/

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

SU» 1021830 з(51) F 16 С 11/00 ф»»»» с и :"=, -::.:, Р ь

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3310503/25-27 (22) 01.0?.81 (46) 07.06.83. Бюл. № 21 (72) В. С. Поляк и 1О. Б. Синкевич (71) Ордена Трудового Красного Знамени центральный научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций (53) 683.35/.37 (088.8) (56) 1. Кожевников С. Н. и др. Карданные передачи. Киев, «Техника», 1978, с. 40 — 41.

2. Кожевников С. Н. и др. Механизмы.

М., Машгиз, 1976, с. 66 (прототип). (54) (57) l. ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее ползун со сферической поверхностью и охватывающую его направляющую со сквозным отверстием, отличающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности соединения при передаче крутящего момента, на ползуне выполнен участок с цилиндрической поверхностью, а сквозное отверстие направляющей выполнено четырехгранным с двумя противолежащими плоскими, параллельными друг другу гранями, взаимодействующими с цилиндрической поверхностью ползуна.

2. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что две другие противолежащие грани отверстия направляющей, взаимодействующие со сферической поверхностью ползуна, выполнены плоскими и параллельны друг другу с расстоянием между ними, равным диаметру сферической поверхности ползуна.

3. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что две другие противолежащие грани отверстия направляющей, взаимодействующие со сферической поверхностью ползуна, выполнены в виде частей одной р цилиндрической поверхности, ось которой перпендикулярна к оси цилиндрической поверхности ползуна, а диаметр равен диаметру сферической поверхности ползуна.

1021830

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в узлах, где требуется выполнение поступательного движения и двух вращательных (качательных) движений вокруг осей, перпендикулярных к направлению поступательного движения.

Известно шарнирное соединение в виде кардана, содержащее ползун с гранями, очерченными по цилиндрическим поверхностям, с осями, перпендикулярными к оси вала, на котором размещен ползун, и охватывающую его направляющую со сквозным четырехгранным отверстием.

Данное шарнирное соединение позволяет осуществить поступательное движение ползуна вдоль отверстия направляющей и два вращательных движения вокруг осей, перпендикулярных к направлению поступательного перемещения. Кроме того, соединение обеспечивает передачу четырехгранного отверстия направляющей за счет контакта граней ползуна с гранями отверстия направляющей (1) .

Однако при повороте оси вала ползуна на некоторый угол относительно оси отверстия направляющей невозможно одновременное осуществление поступательного движения с вращательным вокруг осей, перпендикулярных к направлению поступательного перемещения.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является шарнирное соединение, выполненное в виде кинематической пары, один из элементов- которой представляет собой направляющую со сквозным цилиндрическим отверстием и шпоночнь м пазом, а другой — ползун в виде шара, размещенного в цилиндрическом отверстии направляющей и установленного на цилиндрическом пальце, в свою очередь размещенном в шпоночном пазу направляющей. Пара допускает одновременное поступательное перемещение вдоль цилиндрического отверстия направляющей с двумя вращательными движениями вокруг осей, перпендикулярных к направлению поступательного движения. Кроме того, пара допускает передачу крутящего момента вокруг оси сквозного цилиндрического отверстия направляющей за счет контакта цилиндрического пальца со шпоночным пазом (2).

Недостатком известного шарнирного соединения является его невысокая нагрузочная способность при передаче крутящего момента.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности соединения при передаче крутящего момента.

Поставленная цель достигается тем, что в шарнирном соединении, содержащем ползун со сферической поверхностью и охватывающую его направляющую со сквозным отверстием, на ползуне выполнен учасl) 10

20 ток с цилиндрической поверхностью, а сквозное отверстие направляющей выполнено четырехгранным с двумя противолежащими плоскими, параллельными друг другу гранями, взаимодействующими с цилиндрической поверхностью ползуна.

Две другие противолежащие грани отверстия направляющей, взаимодействующие со сферической поверхностью ползуна, могут быть выполнены плоскими и параллельными друг другу с расстоянием между ними, равным диаметру сферической поверхности ползуна.

Кроме того, две другие противолежащие грани отверстия направляющей, взаимодействующие со сферической поверхностью ползуна, могут быть выполнены в виде частей одной цилиндрической поверхности, ось которой перпендикулярна к оси цилиндрической поверхности ползуна, а диаметр равен диаметру сферической поверхности ползуна.

На фиг. 1 показано шарнирное соединение, разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — — вид Л на фиг. 1, вариант конструк23 ций (контактирующие поверхности ползуна и направляющей условно показаны с зазором); на фиг. 5 — разрез Б — Б на фиг. 1 (шарнирное соединение при ползуне, повернутом вокруг оси Z, перпендикулярной к плоским граням отверсгия направляющей, взаимодействующим с цилиндрической поверхностью ползуна).

Шарнирное соединение состоит из направляющей 1 с четырехгранным сквозным отверстием 2 (фиг. 1 — 3), охватывающим ползун 3 с присоединенной к нему штангой 4, передающей движение ползуна относительно направляющей на элементы механизма (не показаны). На ползуне 3 выполнен участок цилиндрической поверхности 5 и участок сферической поверхности 6.

Сквозное отверстие 2,.направляющей 1 выполнено с двумя плоскими гранями 7, взаимодействующими с цилиндрической поверхностью 5 ползуна 3. Сферические участки 6 ползуна взаимодействуют с гранями 8 отверстия направляющей, выполненными либо плоскими и параллельными друг другу с расстоянием между ними, равным диаметру сферической поверхности 6 ползуна 3 (фиг. 2), либо в виде частей одной цилиндрической поверхности, ось которой перпендикулярна к оси цилиндрической

5о поверхности 5 ползуна 3, а диаметр равен диаметру сферической поверхности 6 ползуна 3 (фиг. 4).

Шарнирное соединение позволяет осуществить поступательное движение ползуна 3 на оси.Х вдоль сквозного отверстия 2 и вращательные движения (качания) вокруг ocu Y цилиндра и вокруг оси Z, перпендикулярной к осям Х и Y. Соединение

1021830 запрещает перемещение ползуна перпендикулярно к оси.Х и вращение вокруг оси

Х, т. е. может передавать крутящий момент вокруг нее-. Поскольку в передаче крутящего момента участвует вся цилиндрическая поверхность ползуна, имеющая относительно большой диаметр, возникающиеконтактные и изгибные напряжения имеют сравнительно небольшую величину, что позволяет повысить нагрузочную способность предлагаемого соединения по сравне- 10 нию с известным.

Выполнение граней 8 отверстия 2, взаимодействующих со сферическими участками поверхности 6 ползуна 3, цилиндрическими, позволит при необходимости снизить контактные напряжения, действующие перпендикулярно к граням 8 (фиг. 4).

Шарнирное устройство может испольl зоваться, например, как шарнирная муфта в тех случаях, когда помимо двух обеспечиваемых карданом вращательных степеней свободы требуется наличие третьей— поступательной.

Поскольку кинематическая схема устройства аналогична схеме кардана, использование его в качестве шарнирной муфты вызывает (";ак же, как в кардане) некоторую неравномерность вращения ведомого вала при равномерном вращении ведущего вала, причем эта неравномерность возрастает с увеличением угла с(поворота ползуна вокруг оси Z (фиг. 5). Как и в случае кардана, равномерность вращения ведомого вала может быть обеспечена последовательной установкой двух муфт.

1021830

Составитель Ц. Галкина

Редактор T. Êóãðûøåâà Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Заказ 4006/25 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно, к шарнирно-сочлененным рамам, преимущественно, дорожно-строительных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг
Наверх