Электронная система зажигания геладзе для дизельных двигателей

 

1. Электронная система зажигания для дизельных двигателей с непосредственным BniAKKOM топлива в UKnwwptt, содержащая функционально связанные с валом двигателя распред литель высокого напряжения, транзисторный преобразователь напряжения, выходная обмотка трансформатора которого соединена с ротором распределителя высокого, напряжения через центральный электрод крышки распределителя , боковые электроды которой соединены с искровыми свечами зажигания, отличающаяся тем, что, с целью снижения расхода топлива и токсичности выхлопных газов, ротор выполнен в виде кольца или диска с одним основным и тремя дополнительшлш секторёми, центральные углы которых друг другу, а отношения радиусов первого, второго и третьего дополнительных секторов к р адиусу основного сектора соответственно ргшны 0,97-0,86 ,89 и 0,985-0,90

, SU„„1023131

СОЮЗ О:ЕЕТСНИХ

СОЦ)4АЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (я) Р Вг. Р 3 04

/ 1 .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГССУДАРСТОЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 2918750/18-21 (22) 05.05.80 (46) 15..06.83. Вюл. Р 22 (72) И.A.Ãåëàäçå, В.И. Геладэе и A.È.Ãåëàäýå (53) 621.43.044 ° 9 (088.8) (56) 1. Байков:Б.П. и др. Дизели. Под общей ред. В.A.BàíøåéäTà.ÿ др., Л., Машиностроение!, "1977, с.335-.

346.

2. Авторское свидетельство СССР

9 758811 кл. F 02 P 3/04, 1977. (54) ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

ГЕЛАДЗЕ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (57) 1. Электронная система зажигания для дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, содержащая функционально связанные с валом двигателя распределитель высокого напряжения, транзисторный преобразователь напряжения, выходная обмотка трансформатора которого соединена с ротором распредели- теля высокого. напряжения через центральный электрод крышки распределителя, боковые электроды которой соединены с искровыми свечами зажигания, отличающаясятем, что, с целью снижения расхода топлива и токсичности выхлопных газов, ротор вы- полнен в виде кольца или диска с одним основньве и тремя дополнительньвеи секторами, централвные углы которых равны друг другу, а отношения радиу" сов первого, второго и третьего дополнительных секторов к радиусу ос- Е .ионного сектора соответственно. рав- ны 0,97-0,86 0 98-0,89 и 0 985-0>90

102 З1З1

2. Система зажигания по и. 1, о тл и ч а ю щ à s с я тем, что функциональная связь распределителя с валом

Изобретение относится к двигателестроению и касается двигателей внутреннего сгорания с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, преимущественно дизельных двигателей. 5

Известна электрическая система зажигания дизельного двигателя, содержащая источник питания постоянного тока, включатель с самовозвратом, свечи накаливания и топливную аппара 1 туру, включающую топливный насос с регуляторами опережения впрыска топлива и частоты вращения коленчатого вала и форсунки.

В этой системе накаленная спираль свечи при запуске двигателя подогревает поступающий в цилиндр воздух.

Вследствие повышения давления в конце процесса сжатия и благодаря наличию в камере сжатия нити накаленной спирали достигается дальнейшее резкое повышение температуры смеси воздуха с остаточными газами, чем облегчается самовоспламенение впрыснутого в цилиндр топлива и запуск двигателя (1). 25

Однако на нагрев спиралей при запуске двигателя эта система потребля" ет большой разрядный ток, а на остальных режимах двигатель работает по классической схеме — без пастороннегоЗО источника воспламенения, т.е. самовоспламенением топлива от сжатия, имекщим длительный период развития предпламенной реакции, что кредопре" деляет увеличение длительности перио-35 да задержки воспламенения.

Кроме того, эта система не обеспечивает расширения первоначальных пределов воспламенения, уменьшения перно да задержки воспламенения и устойчи-.4О вого воспламенения и сжигания бедных смесей на всех режимах работы двигателя. Поэтому работа дизельного двигателя по-прежнему сопровождается массовой неполнотой сгорания топлива,, выбросом в атмосФеру воздуха большогоколичества токсичных веществ, резким увеличением работы сжатия и уменьшением работы расширения, а все это приводит к нерациональному расходованию топлива, к снижению моторесурса двигателя и к увеличению его металлоемкости.

Известна также электронная система зажигания, содержащая источник пита-! . ния постоянного тока, источник высо- 55 двигателя выполнена, например, посредством регулятора опережения впрыска топлива.

2 кочастотных импульсов высокого напря жения, например, в вИце транзисторно.го преобразователя напряжения, Функ- ционально связанный с валом двигателя распределитель высокого напряжения, например, в виде механического распределителя, включающего ротор, снабженный токоразносным электродом в виде сектора, центральный угол ко" торого выбирают в пределах 110-160, и крышку распределителя с централь ным электродом, к которому подсоединен один конец выходной обмотки трансформатора преобразователя, и с боко" выми электродами, которые подсоединены к свечам зажигания, в которых размеры зазоров между центральным и боковым электродами и центральным электродом и внутренней кромкой,торца юбочки свечи выполняют равными между собой и, например, для свечи с диаметром йарезнои части N18 эти зазоры выполняют равными 4,5 и 4,5 мм.

В этой системе от начала моМента о зажигания до 110-160 поворота коленчатого вала на свечи подают высокочастотные импульсы высокого напряжения, частоту следования которых выL бирают в пределах 2,5-40 кГц. Поэтому возникающими в межэлектродных промежутках свечи с размерами зазоров

4,5 и 4,5 мм электроискровыми разрядами в виде снопа и сопровождающими их явлениями, например расщеплением в каналах искровых разрядов молекул реагирующих веществ на.свободные атомы и радикалы, высокочас" тотными высоковольтными электромагнитными полями, возникающими вокруг искровых разрядов и электродов свечи (проводников с током), прохождением тока через реагирующие вещества и до-. полнительным теплом, выделяемым в каналах искровых разрядов, обеспечивается в течение примерно всего такта рабочего хода неперывное и непосредственное каталитическое воздействие на процессы воспламенения и сжигания горючей смеси, чем повышается ско-.. рость и полнота протекания химической реакции горения (2).

Недостатком этой системы является то, что воспламенение и.сжигание горючей смеси обеспечивается только, искровыми разрядами при значительно более низкой степени сжатия и,темпе. ратуре в конце процесса сжатия, чем

1023131 это имеет место в дизельных двигателях внутреннего сгорания °

Цель Изобретения - снижение расхо" да топлива и токсичности выхлопных газов за счет обеспечения расширения пределов воспламенения, уменьшения периода задержки воспламенения и устойчивого воспламенения и сжигания бедных смесей на всех режимах работы двигателя.

IIocтавленная цель достигается тем, ) что в электронной системе зажигания для дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, содержащей функционально связанный с валом двигателя распределитель высо- 35 кого напряжения, транзисторный преобразователь напряжения, выходная обмотка трансформатора которого соединена с ротором распределителя высокого на-. пряжения через центральный электрод р() крышки распределителя, боковые электроды которой соединены с искровыми свечами зажигания, ротор выполнен в виде кольца или диска с однИм основньм и тремя дополнительными сектора« д ми, центральные углы которых равны друг другу, а отношения радиусов первого, второго и третьего дополнительных секторов к радиусу основного сек. тора соответственно равны 0,97-0,86)

0 98-0,89 и 0,985-0,90.

Прн этом функциональная связь распределителя с валом двигателя выполнена, например, посредством регулятора опережения впрыска топлива.

На чертеже схематически изображена электронная система зажигания, например, для четырехтактного иетырехцилиндрового дизельного двигателя с непосредственным впрыском-топлива в цилиндры. 40

Электронная система содержит источник 1 литания постоянного тока, положительный полюс которого соединен с замком зажигания 2, а отрицательный — с массой двигателя, источ,ник высоквчастотных импульсов высокого напряжения, выполненный в виде транзисторного преобразователя напряжения, размещенного в двух блокахэлектронном 3 и трансформаторном 4, соединенных между собой разъемом 5, причем блок 3 размещен„ например, в кабине водителя, а трансформатор 4 в моторном отсеке. Начало выходной обмотки трансформатора 4 соединено с массой двигателя, а конец 6 обмоткис центральным электродом крышки.7 распределителя 8 высокого напряжения.

Боковые электроды крыаки 7 (иа чертеже крышка показана условно) распределителя соединены соответственно с ус-б() тановленными в цилиндрах 9 - 12 дви- . гателя искровыми свечами зажигания

13-16 (в соответствии с установленным порядком работы цилиндров, например, 9, 11 12 и 10), с диаметром íà- 65 резной части, в которых размери зазоров между центральным и боковым электродами и центральным электродом и внутренней кромкой торца юбочки. свечи .выполнены равными в 4,5 мм.Ротор 17,, размещенный на ве(хнем конце валика распределителя, выполнен в виде кольца или диска с тремя дополнительными секторами 18-20 н одним основным сектором 21, центральные углы которых выполнены равными 90©каждый; а отношение радиуса первого 18, второго 19 и третьегo 20 дополнительных секторов к радиусу основного сектора 21 выбрано в пределах: 0,97-0,86, 0,980,89, 0,985-0,90 соответственно. Так, например, если эти соотношения выбра ны равными 0,86, 0,89 .и 0,96, радиус основного сектора 21, как, и в известном распределителе, взят равным 30 мм, а зазор между образукщей основного сектора 21 и бокову электродом крышки распределителя 7 (допуск которого

s известном распределителе равен 0 30,8 мм) выбран равным 0,6 мм, то радиус основного сектора 21 равен 30 мм, " первого дополнительного 18-25,8 мм, второго дополнительного 19-26,7 мм и третьего дополнительного 29-28,8 мм, а зазоры между боковыми электродами крышки 7 распределителя 8 и образующими основного сектора 21, первого дополнительного сектора 18, второго дополнительного сектора 19-3,9 мм и третьего дополнительного сектора 20 равны 0,6 мм, 4,8 мм, 3,9 мм. и 18 мм соответственно. Приведенными соотно шениями для выбора радиусов дополнительных секторов 18-20 ротора 17 достигается получение соответствукщих зазоров между секторами 18-21 ротора

17- и боковыми электродами крышки 7 распределителя 8. Этим обеспечивается соответствующее распределение (регулирование) энергии, выделяемой в искровых разрядах между электродами искровых свечей зажигания 13-16, по тактам рабочего цикла двигателя в соответствии с условиями развития процесса ударной ионизации при данном состоянии среды, при данном такте .т.е. обеспечивается получение следую" щих уровней энергии, выделяемой в искровых разрядах: в течение такта рабочего хода — номинальной, а в периоды остальных тактов -,номиналвной или несколько сниженной энергии по сравнению с номинальной, но не ниже энергии коронного разряда,.а выбранные величины центральных углов секторов

18-21 обеспечивают перекрытие тактов рабочего цикла двигателя.

Функциональную связь распределителя высокого напряжения с валом двигателя возможно осуществить множеством кинематических и электрических связей. Однако обязательным условием для

1023131 осуществления поставленной цели является синхронизация подачи на искровые свечи зажигания 13-16 искровых.разрядов номинальной мощности от момента впрыска топлива до конца такта рабочего хода. Это осуществляется посред- 5 ством кинематической связи распределителя высокого напряжения с регулятором опережения впрыска топлива. Для этого шлиц на нижнем конце приводно,го валика 22 распределителя высокого 10 напряжения посредством муфты привода входит в зацепление со втулкой приводного механизма, имеющего ведомую 23 и ведущую 24 шестерни, которые выполнены, например, в корпусе 25 регулятора частоты вращения вала двигателя топливного насоса 26 с регулятором опережения впрыска топлива 27 так, что на шейке кулачкового вала 28 топливного насоса 26 выполнена ведущая шестерня 24, входящая в зацепление с ведомой шестерней 23 с передаточным соотношением 1:1, форсунки 29-32 связаны с топливным насосом 26, а отсос ная трубка 33 связывает внутренний объем крышки 7 распределителя 8 со всасывающим трактом двигателя (не показан).

Система зажигания работает следую" щим образом. 30

Переднюю кромку основного сектора

21 ротора 17 распределителя 8 устанавливают с опережением момента впрыска топлива в первом цилиндре 9 на

3-5 . При включении замка зажигания 2 35 и вращении коленчатого вала двигателя от положительного полюса источника питания 1 на вход электронного блока 3 транзисторного преобразователя напряжения с трансформатором 4 40 поступает положительное напряжение, вследствие чего транзисторный преобразователь возбуждается. От конца 6 выходной обмотки трансформатора 4 высокое напряжение, например, с час- 45 тотой следования. 5 кРц, амплитудой

20 кВ и формой импульсов близкой к прямоугольной, с длительностью фронтов 6 мкс через центральный электрод крышки 7, секторы 18-21 ротора 17 и боковые электроды крышки 7 одновре- 5О менно и непрерывно поступает на свечи 13-16, установленные в цилиндрах

9-. 12 двигателя. Очевидно; что одновременную подачу высокочастотных импульсов высокого напряжения на все

1 .свечи 13-16 в течение тактов рабочего цикла двигателя возможно обеспечить не только известными механическими или электронными распределителями высокого напряжения, но и посред- 60 ством, например, искровых разрядников, путем подсоединения их входов к одной точке конца 6 выходной обмотки .трансформатора 4 преобразователя и подсоединением выходов разрядников к свечам зажигания 13-16. При этом искровыми разрядами в виде снопа и сопровождающими их явлениями, возникающими с частотой следования 5 кГц в межэлектродных промежутках свечей

13-16 с размерами зазоров 4,5 мм, достигается непрерывное и непосредственное каталитическое воздействие на процессы рабочего цикла дизельного двигателя, что выражается в следующем.

В течение такта выхлопа от дополнительного сектора 18 через зазор

4,8 мм в зазорах свечи 13 цилиндра 9 в среде раскаленных газов с наилучшими условиями проводимости электричества возникают электроискровые разряды номинальной мощности или несколько сниженной энергии по сравнению с номинальным, но не ниже энергии коронного разряда. Этим обеспечивается непрерывное расщепление частиц продуктов сгорания и изменения структуры их молекулярного строения, дожигание несгоревших частиц топлива и всевозрастающее повышение концентрации ионизированных частиц остаточных газов °

В течение такта всасывания с сектора 19 через зазор равный 3,9 мм в зазорах свечи 14 цилиндра 10 в среде с повышенной концентрацией ионизированных. частиц смеси воздуха с остаточными газами с хорошими условиями проводимости электрического тока возникают искровые разряды номинальной мощности или несколько сниженной энергии по сравнению с номинальным, но не ниже энергии коронного разряда.

При этом обеспечивается интенсивное перемешивание ионизированных частиц остаточных газов с частицами поступающего свежего заряда воздуха и расщепление частичек смеси воздуха с оста- . точными газами на свободные атомы и радикалы. Из некоторой части кислорода воздуха синтезируется трехатомный кислород — озон. Причем концентрация активизированных частиц и озона в объеме смеси все время повышается.

В течение такта сжатия до 3-5 перед впрыском топлива от сектора 20 через зазор равный 1,8 мм в зазорах свечи 16 цилиндра 12 с повышенной концентрацией активизированных частиц смеси воздуха с остаточными газами, способствующими улучшению проводимости электрич ского тока, возникают искровые разряды номинальной мощности или несколько сниженной энергии по сравнению с номинальным, но не ниже энергии коронного разряда.

Этим обеспечивается дальнейшее повышение концентрации свободных атомов и радикалов, а также повышение концентрации активизированных частиц и озона. Движение ионов в высокочастотном высоковольтном электромагнитном поле вызывает усиленный теплооб1023131

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä,óë.Ïðoåêòíàÿ,4 мен и перемешивание частичек смеси воздуха с остаточными газами, что споосбствует равномерному распределению температуры и частичек и объеме смеси. Вместе с этим по мере увеличения давления среды все время увеличи- 5 вается количество дополнительного тепла, выделяемого в каналы искровых разрядон, повйшая этим температуру конца процесса сжатия до впрыска топлива н цилиндр. 3a 3-5 до впрыска топ>О лина в цилиндр 12 Форсункой. 32 от основного сектора 21 через зазор размером 0,6 мм в зазорах свечи 16 цилиндра 12 возникают искровые разряды номинальной мощности, и в момент впрыска 15 топлива обеспечивается его комбинированное воспламенение; как самовоспламенение от сжатия, так и искровыми разрядами. Причем в момент впрыска топлива мельчайшие его .частицы, испа-2О рившиеся в среде раскаленных газов, сталкиваясь с молекулами трехатомиого кислорода и с заряженными частицами смеси воздуха с остаточными газа- ми, увлекаются ими и ионизируются, приобретая прк этом повышенное значе. ние внутренней энергии по сравнению со значением этой величины при данной температуре„ что приводит к ускорению развития првдпламенных реакций.

Одновременно с этим молекулы топлива: активизируются путем Нх разложения и каналах искровых разрядов на свободные атомны и радикалы - атомарный кислород и водород, предстанлякщий собой особенно активный реакционный ра-З5 дикал, энергично вступакщий в реакцию горения. Повышается концентрация активизированных частиц и активных центров горения, чему способствует также высокая исходная температура конца 40 сжатия. Все это обеспечивает расширение пределов воспламенения и резкое сокращение периода задержки воспламенения, а следовательно, и уменьшение угла опережения нпрыска.топлива. 45

В течение такта рабочего хода от основного сектора 21 через зазор

0,6 мм в межэлектродных промежутках свечи цилиндра возникают искровые разряды номинальной мощности, чем обеспечивается непрерывное и непосредственное каталитическое воздействие искровыми разрядами на процессы воспламенения к сжигания горючей смеси. Причем процессы, происходящие прк этом такте, аналогичны процессам, происходящим при вышеперечисленных тактах, с той разницей, что в этом случае искровые разряды и сопровождающие их явления воздействуют уже на реагирукщие вещества и кепос- бО редственно на процесс горения, чем обеспечивается поджиг всего, что ещеВНИИПИ Заказ 4181/24 может гореть к дожигание несгоревших частиц топлива. Совокупность этих

1 акторон обеспечинает повышение скорости к полноты химической реакции горения.

Таким образом, сочетание процессов предварительного повышения химической активности реагирукщей систе-. мы в течение тактов выхлопа, всасывания и сжатия, совместного (комбинированного) воспламенения топлива re дизельному процессу и посторонним зажиганием и дальнейшего каталитического воздействия н течение такта рабочего хода на процессы воспламенения и сжигания топлива по сравнению с дизельным процессом или карбюраторных двигателей позволяет получить су- щественные преимущества.

При одном обороте ротора 17, т е. при полном рабочем цикле двигателя, вышеуказанные процессы последовательно повторяются н каждом цилиндре 8-11.

С целью осуществления изобретения в двухтактных или многоцилиндровых двигателях осуществляют соответствую-. щий выбор передаточного соотношения между валом двигателя и приводным механизяом распределителя зажигания

8 или же ротор 17 и боковые электро« ды крьюнси 7 распределителя 8 выполняют многоярусными.

Изобретение можно использовать в бензиновых двигателях с непосредственным нпрыском топлива в цилиндры.

Использование предлагаемой злект», ронной системы зажигания в двигателях с непосредственным нпрыском топлива в цилиндры и с самовоспламенением от сжатия по сравнению с известными системами обеспечкнает надежное воспламенение к сжигание на всех режимах работы двигателя бедных смесей,. многосортность топлива с неограниченной величиной октанового числа †.двигатель становится всеядным; ослабление влияния длительности периода задержки воспламенения на скорость нарастания давления к максимальное использование конструктивных особенностей данного двигателя по ходу поршняв части повышения степени сжатия снижение расхода топлива на 15-20%, уменьшение дымности и токсичности отработавших газов облегчение процесса запуска двкгагеля, расширение рабочего диапазона по числу оборотов к устранение перебоев в работе двигателяу уменьшение вибрации, снижение уровня шумов и повышение моторесурсов двигателя.

Все это дает определенный техникоэкономический эффект в народном хо- зяйстве.

Тираж 550 Подписное

Электронная система зажигания геладзе для дизельных двигателей Электронная система зажигания геладзе для дизельных двигателей Электронная система зажигания геладзе для дизельных двигателей Электронная система зажигания геладзе для дизельных двигателей Электронная система зажигания геладзе для дизельных двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию силовых установок, в частности к системам зажигания на магнето

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для повышения энергии искры в свечах зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в электронных системах зажигания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам зажигания, преимущественно, для автомобильных карбюраторных двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность зажигания и повысить срок службы элементов системы (свечи и проч.)

Изобретение относится к устройствам электрооборудования автомобилей, в частности к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания, и позволяет в необходимый момент времени получить искру с повышенной энергией и длительностью и тем самым обеспечить оптимальность режима работы двигателя автомобиля

Изобретение относится к устройствам электронного зажигания двигателей внутреннего сгорания, может быть использовано для воспламенения рабочей смеси бензиновых двигателей и позволяет повысить надежность системы зажигания, увеличить сроки службы свечей зажигания за счет изменения энергии искры в зависимости от режимов работы двигателя

Изобретение относится к системам зажигания и может быть использовано в качестве аварийного коммутатора системы зажигания на двигателях внутреннего сгорания, а также в отопительно-вентиляционных и предпусковых устройствах для воспламенения рабочей смеси и в устройстве проверки катушек зажигания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам зажигания автомобильных двигателей внутреннего сгорания, и позволяет улучшить воспламенение горючей смеси
Наверх