Бортовой редуктор транспортного средства

 

БОРТОВОЙ РЕДУКТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 759344, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности блокирования, он дополнительно снабжен нажимным диском, подвижно связанным в осевом направлении с корпусом редуктора и жестко связанным с упорным подшипником винта, нажимной шайбой с проходными отверстиями, установленной между закрепленными на корпусе упорами и нажимным поршнем с диском фрикционной муфты, установленными на полом винте с возможностью осевого перемещения, при это.м пружины оперты на упомянутый диск. i (Л С. о 00 NwA. оо о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУВЛИК

„„яО „„1031801 з(з»В 60 G 19/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОбРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

/ (61) 759344 (21) 3297710/27-11 (22) 04.06.81 (46) 30.07.83. Бюл. № 28 (72) Е. А. Романчик, П. В. Зеленый и В. В. Яцкевич (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-585.9 (088.8) (54) (57) БОРТОВОЙ РЕДУКТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 759344, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности блокирования, он дополнительно снабжен нажимным диском., подвижно связанным в осевом направлении с корпусом редуктора и жестко связанным с упорным подшипником винта, нажимной шайбой с проходными отверстиями. установленной между закрепленными на корпусе упорами и нажимным поршнем с диском фрикционной муфты, установленными на полом винте с возможностью осевого перемещения, при этом пружины оперты на упомянутый диск.

1031801

Изобретение относится к тракторостроению, преимущественно к механизации горного земледелия.

По основному авт. св. Ао 759344 известен бортовой редуктор транспортного средства, содержащий корпус, выполненный из верхней и нижней телескопически соединенных частей, связанных между собой силовым цилиндром с поршнем и полым штоком, в каждой из которых размещены конические передачи, связанные телескопическим валом, причем корпус силового цилиндра выполнен за одно целое с нижней частью корпуса редуктора и снабжен муфтой и несамотормозящейся кинематической парой, выполненной из винта и гайки, связанной с верхней частью корпуса редуктора через поршень силового цилиндра, а муфта через винт связана с нижней частью корпуса редуктора, при этом муфта выполнена фрикционной с двумя поршнями, телескопически соединенными между собой посредством стаканов, при этом один поршень подпружинен и зафиксирован от поворота относительно нижней части корпуса редуктора, а каждый из дисков фрикционной муфты соединен с каждым из поршней.

Недостатком указанного бортового редуктора является малая надежность вследствие отсутствия блокировки муфты при установке редуктора в верхнее положение при действии динамических растягивающих усилий на редуктор, превышающих усилия, на которые рассчитана муфта, а также при износе деталей муфты.

Цель изобретения — повышение надежности блокирования.

Поставленная цель достигается тем, что бортовой редуктор транспортного средства дополнительно снабжен нажимным диском, подвижно связанным в осевом направлении с корпусом редуктора и жестко связанным с упорным подшипником винта, нажимной шайбой с проходными отверстиями, установленной между закрепленными на корпусе упорами и нажимным поршнем с диском фрикционной муфты, установленными на полом винте с возможностью осевого перемещения, при этом пружины оперты на упомянутый диск.

На чертеже приведена схема бортового редуктора транспортного средства.

Бортовой редуктор содержит телескопически соединенные верхнюю 1 и нижнюю 2 части. для взаимного перемещения которых предназначен силовой цилиндр 3. Корпус 4 цилиндра 3 объединен с нижней частью 2 корпуса редуктора и разделен поршнем 5 с полым штоком 6 на поршневую 7 и штоковую 8 полости. По оси штока 6 в упорном подшипнике 9, прикрепленном к нажимному диску 10 стаканом 11, установлен полый винт 12, который соединен с диском 13 при помощи шпонки 14 и совместно с гайкой 15, закрепленной в поршне 5, образует несамотормозящую пару. Редуктор содержит также фрикционную муфту 16, связывающую винт 12 с нижней частью 2 корпуса редуктора, в состав которой входят, кроме того, диск 13, пружины 17 и два нажимных поршня 18 и 19, телескопически соединенных посредством стаканов 20 и 21 и контактирующих между собой кольцевым выступом 22. Пружины 17 установлены между поршнем 18 и нажимным диском 10.

Подпружиненный поршень 18, зафиксированный от поворота относительно редуктора шпонкой 23, и поршень 19 образуют каме15 ру 24, сообщающуюся трубопроводом 25 со штоковой полостью 8 силового цилиндра.

Рабочие полости 7 и 8 подключены к гидросистеме (не показана) посредством трубопроводов 26 и 2?.

В нижней части редуктора расположена

2О коническая передача 28, связанная с полуосью 29 и телескопическим валом 30, пропущенным сквозь полый винт 12. В верхней части 1 редуктора расположена коническая передача 31, связанная с валом 30 и

25 полуосью 32, на наружном конце которой закрелено ведущее колесо 33 транспортного средства. Для фиксации части 2 корпуса от проворачивания относительно части

1 служит шпонка 34, а для фиксации нажимного диска 10 относительно части 2 корЗО пуса — шпонка 35. Кроме того, редуктор снабжен нажимной шайбой 36, содержащей проходные отверстия 37 и установленной между упорами 38 и нажимным поршнем

19 с диском 13.

Бортовой редуктор работает следующим образом.

Для перемещения части 1 редуктора, а следовательно, и ведущего колеса 33, прикрепленного к ней, вверх в поршневую полость 7 подают рабочее давление, которое, проходя через отверстия 37 нажимной шайбы 36 и перемещая поршень 19 муфты 16 совместно с ее поршнем 18 и стаканами

20 и 21, сжимает пружины 17 и тем самым разблокирует диск 13 и винт 12. При этом винт 12, свободно поворачиваясь в подшипнике 9 и гайке 15, не препятствует перемещению штока 6, а следовательно, и верхней части 1 редуктора с колесом ЗЗ вверх. Как только колесо 33 переместится на нужное расстояние, обе полости цилиндра 3 соединяют со сливом (не показано). Пружины

17 прижимают дно стакана 21 к диску

13 и тем самым блокируют винт 12 от поворачивания. А так как гайка 15 и поршень

5 со штоком 6 не имеют возможности повернуться относительно винта 12, то верхняя часть 1 с колесом 33 не имеют возможности для перемещения относительно нижней части 2. Кроме того, несмотря на увели1031801

Составитель С. Москалев

Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор М. Рачкулинец

Заказ 5301 20 чение силы, действующей на колесо, например, при наезде на неровность или при износе диска 13, винт 12 и гайка 15 не разблокируются, так как пружины 17 при действии растягивающих усилий дополнительно прижимают дно стакана 21 к диску

13 за счет перемещения нажимного диска

10, связанного упорным подшипником 9 с полым винтом 12. Причем чем больше величина силы, действующей на колесо, тем больше сжимаются пружины 17, а следовательно, надежность блокировки винта выггге.

С целью перемещения колеса 33 в обратном направлении, т. е. вниз, рабочую жидкость нагнетают в штоковую полость 8 и камеру 24. В результате этого нажимной поршень 18 со стаканом 20 перемещается вниз, сжимая пружины 17 и разблокировав винт 12 с диском 13, а следовательно, и шток 6, который под действием давления в полости 8 перемещает колесо 33 вниз.

Броцесс блокирования частей 1 и 2 редуктора при аварийном падении давления в полости силового цилиндра протекает так же, как и в случае подключения указанной полости к сливу.

При этом независимо от положения частей 1 и 2 редуктора относительно друг друга, а также независимо от того, находятся указанные части 1 и 2 в относительном движении или в состоянии покоя, к ведущему колесу 33 постоянно подводится кру10 тящий момент. Это достигается благодаря наличию телескопического вала 30 в конструкции редуктора, связывающего кинематически посредством передачи 28 и 31 полуось 29-с ведомой полуосью 32, на наружном конце которой, как уже указывалось, поса15 жено колесо 33.

Использование изобретения позволяет повысить надежность работы бортового редуктора транспортного средства, что особенно важно при транспортировке грузов и выполнении технологических операций транспортным средством в условиях горного земледелия.

Бортовой редуктор транспортного средства Бортовой редуктор транспортного средства Бортовой редуктор транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для блокировки подвески шасси автомобильного стрелового крана

Изобретение относится к лесозаготовительному оборудованию и, в частности, к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для оснащения крупногабаритных большегрузных автопоездов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их рессорным подвескам
Наверх