Устройство для охлаждения электродвигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ по авт.св. 801192, отлич.ающееся тем, что, .с целью повышения надежности и долговечности , в приводе вращения вентиляторного колеса между группой зубчатых колес, связывающих входные концы осей с валом электродвигателя, и обгонными муфтами установлены дополнительная группа зубчатых колес и муфта длч их переключения, управляемая автома тически.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3f5D Н 02 К 9 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 801192 (21) 3430173/24-07 (22) 27.04.82 (46) 30.07.83. Бюл. Р 28 (72) В.Г.Любарцев, И.И.Гаевская и В.Д.Куценко (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В.И.Ленина (53) 621.313.713(088.8) ÄÄSUÄÄ 1032547 А (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ по авт.св. 9 801192, о т л и ч .а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, в приводе вращения вентиляторного колеса между группой зубчатых колес, связывающих входные концы осей с валом электродвигателя, и обгонными муфтами установлены дополнительная группа зубчатых колес и муфта для их переключения, управляемая автоматически.

10 ))a4

Изобретение относится к желе:- но-дорожному транспорту, в частнвсти к конструкции устройства для охлаждения тягового электродвигателя рудничного электровоза.

По основному авт.св. Р 801192 известно устройство для Охлаждения электродвигателя, используемое преимущественно на рудничных электрсвозах и содержащее охлаждаемый воздухсм тяговый электродвигатель, жесткс coe-;O диненный с тяговым зубчатым редуктором, и центробежный вентилятор для охлаждения тягового электродвигателя, Привод вращения вентиляторного колеса содержит две параллельные состав15 ные оси, части которых сопряжены между собой посредством обгонных муфт различного направления вращения, P причем входные концы осей кинематически соединены с валом охлаждаемого электродвигателя, а выходные — друг с другом и с валом вентиляторного колеса, благодаря чему при реверс."-(ровании электродвигателя направление вращения вентиляторного колеса сохраняется неизменным, соответствующим 2 эффективной работе вентилятора.

Недостатком известного устройства является жесткая прямопропорциональная зависимость частот вращения вентиляторного колеса и вала охлаж- 3(3 даемого электродвигателя, в результате чего в нижней части диапазона регулирования частоты вращения охлаждаемого электродвигателя частота вращения вентиляторного колеса может оказаться недостаточной для эффектив-,ного охлаждения электродвигателя.

ЩЕ((ИЯ 1;Е(iB,! O 1() Äkiia. О "((Г1i j: i- Ii; Г-,iI;

ВЕ1(ТИ,((ЯТОУЗс(У ЕЛИЧ1(;.- ЛОСЬ .:-:. Н Я: ив

HBЙ ЧаСТИ Э 1 ОI О ДиаI(аэolic1 (сэ(Е1„а fo I-. ное Отноше(;ие приво.п1 ве,:-.. ля сра

УМЕНЬШаЛОСЬ.

HB IеPTе) (B У "-3 QбPi,.1":- сз (. F! " " . Tк"

НЕС Кд Я СХСМс1 У С 1 РОЙ(":В J

УСТРОЙСТВО СОДЕРжн Г ТЯГО1ясй = я=К.ГродВИГс1 ГОЛ(-, (. СКрЕ((ЛС:II!. и : i;OÑ с" сом редуктора 2. На в=-..:.:. 3 тя1 Свого

ЭЛЕКТPQс1В((1 атЕЛЯ а:;(ЗОН Я =:-,; — — Ел (1(BB коническое зуб:атос !;. ..i .".B - ., :.:.Одящее в зацепленIIB с ;Io::ичсс:,им =:. ó -.:атым колесом 5, закрепленньз.". на нро межуточной оси 6 редуктора 2,. - а той же Оси "-акРеплено зУбчатосэ колесо 7, входящее в зацепление с уб--атым колесо.; 8, -акрепленнь.м на Оси 9 колесной пары 10. Н,. Оси б также закреплены зубчатые кО1(еса 11 и 12 жЕС т К О С ОЕДИ (1Е Н НЬ(Е С - ДО1с(Ь(..:: Д .С— ками двухс ворон най фрикци они Ой муф-ты 13„ подвижный ведущий д-:ск которой переключается 1(pvi 1;О:::О(jH;òентроD >(.;:-(Ог, привода, 3y.FQ.Н--О ° -., †.(с.,с-;-з 1 входит в зацепление с зуб" тими ;.îëåсами 14 и 15, закре:лсн((ь(1(1(н:i составных осях 16 и 17„ а зуб(а-ciB коliBcQ 1с входиT. в заьBi!1(" "FIB с зчб. а— тыми колесами 1.8 и 19 за .på(ленньр(и ((а те..(жo О,-1 х 1 6 и 1 / „(-О ""с а 11(. =- части которых coepи е1:ь(Об:Он ы:. .и муфтами 20 11 21. р Отт и аю (им(((си 1:::бО чим на:.(pавлBн и ем врa!цr-. «iия ., ((б гoн и;-FB

„:,IóLiT 20 и i -.Сед(..;тют с. у,- 1;,т.-.ь колеса 18 и 1 9 с =О -омь,(;(.(-.-ас 1.;- (,н состав ных осе::." .б (-. .i 7,,,а кс то —:. ы-:-.

3 акре(.. (=-1(ы эходяв. и = в = B,.1 . .С :.,((.-::. е

Г(УГ С Д(Р 71 Оi З У(сна ) (-1("КО (1 (а 2 т(ВО ЗДУ(.1.НЬ и ф („-П,т С -:, а

Наиора 1i!O,Г! ОГ т Ь Т».. 1 ." ; ( с-: 1 B J (II .

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности за счет стабилизации частоты вращения вентиля" îðí. î- †:с:(() го колеса при регулировании в широком диапазоне частоты вращения тя "o вОго электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в приводе вращения вентиля-" торного колеса между группой зубчатых колес, связывающих входные концы осей с валом электродвигателя, и Обгонными муфтами установлены дополнительная группа зубчатых колес и муфта для их переключения, управляемая автоматически.

Включение в привод вращения вентиляторного колеса группы зубчатых колес с передаточным отношением, отличным от с передаточного отношения группы зубч,= тых колес, связывающих входные концы осей с валом электродвигателя, и муфты для их переключения обеспечивает одинаковую частоту вращения вентиляторного колеса на всем диапазоне регулиро- Щ вания частоты вращения охлаждаемого электродвигателя. Подбор передаточных отношений зубчатых колес осуществлен таким образом, чтобы в нижней части диапазоне регулирования частоты враУстООйсT:o рабо .та: с

Образом.

При вращении вала 3 .:.яго1;":! ." .=-: оодвигателя 1 ведущее зуб.,етое кол=:;:

4 через aõoäp(öBB с ним в зацеп:::; " ..= зубчатое колесо 8 передает i4": 11Bi-::--.= промежуточной оси 6 и да: —. .= зубчаты(е колеса 7 и 8 ск.:: пары 10, сообщая,l. Bè.ê:=".:,:. : .. электровозу.

При скорости дви;-::- ::: ия ->., .;,...:".О -: а .

Состая,(1с(Юп!ЕЕ (i(BHC. 1; О..1ОВИ(."с OT ":., !:(Лна (ьнсго звене((ив, .:.: — ."=РО;уз —;У— вс и фРЯI< Iтя;,, п-,„ПBP(= (1ЛЮчс.Ю- (. ты 1 зоеди,-(яет ведущий .-:;иск =, ТО..=.

МУфт-..; —.. HBÄOÌÛÌ ДИСКОМ,. За;::.-..:=. : - Н см на зУб : с.тОм кОлесе 1 =. - б.";;=-1 ОДс РЯчем . убчатое колесс 12;:-е:. :=. - -:"=..:..и соединяется с осью б, передающей ему вращающий момент сс «T:-:.:ia=-Iåi;F=.. ; .. а

1032547

Составитель Л. Карцева

Техред В.Далекорей

Корректор,А. Зимокосов

Редак тор В . Пилипенко

Заказ 5416/57

Тираж 687

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, МосКВа, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 тягового электродвигателя 1. Зубчатое колесо 12 сообщает вращение зубчатым, колесам 18 и 19, причем передаточное отношение зубчатых колес 12, 18 и 19 таково, что при работе тягового электродвигателя в нижней части диапазона регулирования частоты вращения вентиляторному колесу вентилятора 28 сообщается достаточная для эффективного охлаждения тягового электродвигателя

1 частота вращения. 1О

При движении электровоза со скоростью, большей половины номинального значения, центробежный привод отсоединяет ведущий диск фрикционной муфты 13 от ведомого диска этой муфTbI закрепленного на зубчатом колесе 12, и соединяет его с другим ведомым диском этой муфты, закрепленным на зубчатом колесе 11. При этом зубчатое колесо 11 механически соединяется с осью 6 и передает вращающий момент электродвигателя 1 зубчатым колесом 14 и 15, причем передаточное отношение зубчатых колес 11, 14 и 15 примерно вдвое меньше передаточного отношения зубчатых колес 12, 18 и 19, 25 благодаря чему частота вращения вен" тиляторного колеса вентилятора 28 в верхнем диапазоне регулирования частоты вращения тягового электродвигателя 1 сохраняется примерно 30 такой же, как при работе этого электродвигателя в нижней части диапазона регулирования частоты вращения.

При движении электровоза вперед обгонная муфта 20 сцепляется и пере- З5 дает вращающий момент зубчатого колеса 18 оси 16 с закрепленными на ней зубчатым колесом 22 и шкивом 24.

При этом обгонная муфта 21 расцеплена и вращается вхолостую, не передавая вращающий момент колеса 19 оси 17.

При движении электровоза назад обгонная муфта 20 расцепляется, а обгонная муфта 21 сцепляется и через зубчатые колеса 22 и 23 передает вращающий момент зубчатого колеса 19 оси 16 со шкивом 24 в том же направлении, что и при движении электровоза вперед. Ременная передача, образованная шкивами 24 и 26 и ремнем 21, 25 через вал 27 сообщает центробежному вентилятору 28 .вращение в том же направлении, что и при движении электровоза вперед. Необходимая частота вращения центробежного вентилятора 28 больше частоты вращения вала 3 тягового электродвигателя 1 и достигается выбором соответствующих передаточных отношеннй зубчатых колес 11, 14, 15 и 12, 18 19, а также шкивов 24 и 26.

Стабилизация частоты вращения вентилятора при помощи предлагаемОго устройства позволяет снизить нагрЕв тягового электродвигателя при .движении электровоза с низкой скоростью, в частности во время маневровых операций, составляющих 20% времени работ рудничных электровозов, и тем самым повысить надежность и долговечность тяговых электродвигателей.

Экономический эффект изобретения достигается за счет повышения нагрузок электродвигателя при его работе в диапазоне частот вращения до 50% от номинальной и составляет 945 руб. в расчете на один рудничный электровоз.

Устройство для охлаждения электродвигателя Устройство для охлаждения электродвигателя Устройство для охлаждения электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх