Электрическая машина

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсння

Соцналлстнческия

Республик

0ii936243 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 280780 (21) 2964940/24-07

Р )М К з с присоединением заявки М (23) Приоритет ".Н 02 K 9/04

Государственный комитет

СССР но деяам изобретений н открытий (33} УДК 621. 313. .713(088.8) Опубликовано 150682. Бюллетень .НР22

Дата опубликованмя описания 15.06.82 (72) Авторы изобретения

С.В.Акимов,В.В.Никитин и А ° Н.Корогодский

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ MAQIHHA, Изобретение относится к электро.технике, а именно к электрогенераторам подвижных объектов, главным образом автомобилей и тракторов.

Известна электрическая машина,содержащая статор и зубчатый ротор размещенный между статором и неподвижным магнитопроводом и установленннй на оси (1).

Недостатком такой конструкции является ее сложность,» что связано с трудностью ее разборки.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является электрическая машина, содержащая. статор и зубчатый пакет ротора, установленный коаксиально в зазоре между статором и неподвижным магнитопроводом с кольцевой обмоткой возбуждения на втулке, соединенной с венти- лятором и шкивом и установленной на наружных обоймах подшипников, опирающихся на неподвижный вал,закрепленный одним концом в центральном отверстии магнитопровода (21.

Данная конструкция электрической машины характеризуется низкой долгбвечностью работы конструкции По подшипниковому узлу из-за его повышенного нагрева, так как теплоотвод от йнутренних обойм подшипников ввиду отсутствия циркуляции охлаждающего воздуха.у неподвижного вала, на котором они расположены, невозможен.

Цель изобретения — повышение долговечности. указанная цель достигается тем, что на втулке в зоне между подшипниками выполнены разнесенные аксиально два ряда радиальных каналов, причем суммарные объемы каналов в pasных рядах различны- Кроме того, на

15 одном из рядов отверстий втулки может быть установлена решетка центробежного вентилятора.

На фиг. 1 изображена конструкция предлагаемой электрической машиныт

20 на фиг. 2 - ее вариант с крыльчаткой.

Электрическая машина включает статор 1, неподвижный магнитопровод 2 с кольцевой обмоткой возбуждения 3, пакет ротора 4, закрепленный на втулке 5, выполненной совместно с венти25 лятором 6 и шкивом 7, подшипники 8 и 9, неподвижный вал 10. Во втулке 5 имеется два ряда радиальных каналов

11 и 12 разного общего объема. Для увеличения эффективности охлаждения предлагается над рядом отверстий 12

936243

Формула изобретения

В В

Фиг. расположить крыльчатку центробежного вентилятора 13.

Генератор работает следующим образом.

При приведении во вращение ременной передачей через шкив 7 его ротора приходит во вращение втулка 5 и соединеннЫй с ней зубчатый пакет ротора 4, перемещение которого создает в статоре 1 изменение магнитного потока, возникающего в магнитопрово- IO ,де 2, и появляется электродвижущая сила. При этом все части генератора, в том числе подшипники 8 и 9, нагреваются и требуют охлаждения как по внутренним, так и по наружным обой- 15 мам. Охлаждение внутренних обойм подшипников 8 и 9 осуществляется валом

10 при вращении втулки 5.

Поскольку суммарные объемы рядов отверстий 11 и 12 во втулке 5 отли- 2О чаются между собой, то при вращении этой втулки 5 разное количество воздуха выбрасывается центробежной силой через эти отверстия в единицу времени, между отверстиями возникает разность давления, которое заставляет воздух всасываться через ряд отверстий,например 12, с большим объемом.

При .этом внутри втулки 5 возникает циркуляция воздуха, которая охлаждает вал 10 и внутренние обоймы подшипников 8 и 9, снижая их нагрев и увеличивая долговечность.

Использование предлагаемого изобретения повышает срок службы подшипников в среднем на 20%, что дает экономический эффект ориентировочно 20 тыс. руб. в год на генераторах типа 21.3701.

1. Электрическая машина, содержащая статор и ротор, закрепленный на втулке, установленйой на наружных обоймах двух подшипников, расположенных на одном конце вала, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, на втулке в зоне между подшипниками расположены в аксиальном направлении два ряда радиальных каналов, причем суммарные объемы каналов разных рядов различны.

2. Машина по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что над одним из рядов отверстий втулки установлена крыльчатка центробежного вентилятора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Р 1568828, кл. Н 02 К,1967.

2. Авторское свидетельство СССР

М 677043, кл. H 02 К 19/20, 1972.

936243

Составитель Л.Карцева

Редактор М.Келемеш Техред Е. Хари гончик Корректор Н.Стец

Заказ 4242/Ь 1 1ираж 721 Подпйсное

BhHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх