Способ задания осевых линий судовых валопроводов

 

СПОСОБ ЗАДАНИЯ 15еЕВЫХ ЛИНИЙ СУДОВЫХ ВАЛОПРОВОДОВ посредством световых пучков с неравномерным распределением энергии приемников, отличающийся тем, что, с целью повышения точности центровки, пучки подают в двух перпендикулярных направлениях, один из пучков пропускают через два приемника, расположенных по оси базового валопровода, а другой разворачивают на 90° и пускают параллельно оси базового валопровода. оо со со ел

„„SU„„1039795

СОНИ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А. (5д В 63 В 9/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

К ASTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф(! 4 4, 4 Г

7! 4

- --И(Ъ4.

41а,Г 78 и ° 44 (21) 3425709/27-11 (22) 16.04.82 (46) 07.09.83. Бюл. № 33 (72) Ф. Н. Рыжков, А, С. Орлов, В. А. Камзалов, В. И. Зайков, С. П. Тараев и С. Н. Павлов (71) Комсомольский-на-Амуре политехнический институт (53) 629.12.002 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 658041, кл. В 63 Н 23/34, (прототип). (84) (Б7) СПОСОБ ЗАДАННАЯ BL48b)X

ЛИНИЙ СУДОВЫХ ВАЛОПРОВОДОВ посредством световых пучков с неравномерным распределением энергии приемников, отличающийся тем, что, с целью повышения точности центровки, пучки подают в двух перпендикулярных направлениях, один из пучков пропускают через два приемника, расположенных по оси базового валопровода, а другой разворачивают на 90 и пускают параллельно оси базового валопровода.

С0

CQ с© сО

Сл

1039795

15

25

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, более конкретно к способам монтажа и контроля пространственного положения судовых валопроводов и механизмов, имеющих силовые кинематические связи.

Наличие упомянутых связей между механизмами предполагает существенно более высокие требования как к точности всех операций монтажа, так и в особенности к точности построения и взаимоувязки пространственного положения теоретических осей валопроводов. Так, для одного из судов общий допуск на линейные монтажные отклонения механизмов паралеелельных валопроводов не превышал 1 мм на длине более 30 м, что в угловой мере составляет около 5 угл.с.

До настояшего времени подобные задачи решались путем задания осевых линий визирными осями не связанных между собой оптических приборов, ориентированными по точкам предварительной разметки на корпусных конструкциях.

Однако применяемые для таких целей методы разметки и задания теоретических осей, несмотря на большую трудоемкость и тщательность проведения операций, реально не дают требуемой точности, что вызывает необходимость корректировки по результатам монтажа, большой объем доводочных работ, осложняет ведение одновременных работ на линиях валопроводов, увеличивает стапельное время постройки и т.д.

Известен способ задания осевых линий судовых валопроводов посредством световых пучков с неравномерным распределением энергии приемников. Увеличение точности объективности, наглядности, снижение трудоемкости построения осевых линий валопроводов и операций собственно монтажа каждого из агрегатов в отдельности достигается путем задания теоретических осевых линий осями симметрии световых (например, лазерных) пучков, имеющих идентичное неравномерное осесимметричное распределение энергии во всех поперечных сечениях с характерной особенностью структуры этого распределения по оси пучка (например, энергетическая ось максимумов энергии гауссовских пучков, структура в виде концентрических светлых и темных окружностей с яркой точкой малого диаметра в центре и др.) и практически постоянные, не требующие регулировок параметры вдрль пучка (диаметр, угол расходимости и т.д.), что позволяет вести центровку по смещениям с помощью фотоэлектрических или визуальных приемников с точностью до сотых долей миллиметра, а по излому — точным совмешением осей, отраженных от зеркальных датчиков, установленных на двигателях или агрегатах, пучков с теоретическими осями валопроводов с точностью до единиц угловых секунд (1).

Однако в известном способе невысока точность построения осевых линий.

Цель изобретения — повышение точности центровки.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу задания осевых линий судовых валопроводов посредством световых пучков с неравномерным распределением энергии приемников пучки подают в двух перпендикулярных направлениях, один из пучков пропускают через два приемника, расположенных по оси базового валопровода, а другой разворачивают на 90 и пускают параллельно оси базового валопровода.

В одном из вариантов способа осевые линии всех валопроводов задают с,помощью одного фиксируемого в пространстве опорного пучка, который направляют перпендикулярно диаметральной плоскости судна и разделяют на два (и более) пучка, лежащих в плоскостях, параллельных диаметраль ной плоскости судна и разделяют на два (и более) пучка, лежащих в плоскостях, параллельных диаметральной, а предварительную разметку ведут только для осевои линии одного из валопроводов, задавая ее положение двумя точками на корпусе судна, и принимают эту линию за базовую для остальных валопроводов. Указанную разметку ведут с относительно невысокой точностью, так как для рассматриваемых технических процессов требования к точности взаимного положения осеи валопроводов относительно корпуса судна значительно ниже требований к точности взаимного положения осей между собой.

Для обеспечения требуемой точности и упрощения настройки пучков, задающих осевые линии по углам, лежащим в вертикальных плоскостях, используют эффективный прием, который заключается в измерении и

«запоминании» соответствующего угла базовой осевой линии с помощью угломерного устройства и последующем воспроизведении этого угла. Эти операции обеспечивают наибольшую точность построений, если узлы преломляющих оптических элементов (например, пентапризм) предварител ьно и поочередно в процессе настройки устанавливать в положение, имитирующее базовую осевую линию.

Упомянутые операции настройки и техническая реализация угломерных устройств предельно упрощаются, если на корпусе каждой поворотной пентапризмы установить площадку для точного уровня, имеющую регулировочную подвижку для обнуления последнего при имитации базовой линии.

На чертеже представлен один из возможных вариантов реализации предлагаемого способа.

Опорный пучок 1 лазерного излучателя

2, установленного на регулировочном приспособлении (столике) 3, направляют перпендикулярно диаметральной плоскости суд. на 4 (обычно в реальных условиях достаточно предварительно выставить его горизон1039795

Составитель B. Камзалов

Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Тираж 460 Подписное

ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор М. Петрова

Заказ 6569/18

ВНИ тально с относительно невысокой точностью и так, чтобы преломленный первой пентапризмой 5 пучок проходил вблизи базовой осевой линии 6 или воспользоваться предварительной разметкой на стапеле).

В посадочную втулку 7 блока излучателя 2, ось которой совпадает с осью опорного пучка, вставляют узел первой поворотной пентапризмы 5 с клином. Регулировочными подвижками приспособления 3 вдоль осей

Y Z и вокруг оси Y и угловыми разворота- 10 ми пентапризмы 5 вокруг оси опорного пучка (Z) совмещают преломленный ортогональный пучок с точками разметки одной из линий валопроводов II — 11. При соблюдении определенного алгоритма все операции настройки занимают не более 5 — 7 мин, Полученную таким образом осевую линию б принимают за базовую для всех параллельных валопроводов, а блок излучателя фиксируют в этом положении. При проведении работ удобно контролировать ста.бильность положения базовои линии б ди20 станционно в любом месте с помощью позиционно-чувствительных датчиков (ПЧД), установленных в точках 1 — II, при этом место для непрерывного контроля ПЧД в точке

1 выполняют проходным.

Для построения осевых линий других валопроводов вдоль опорного пучка 1 соосно с ним на приспособлениях устанавливаются узлы пентапризмы, полностью идентичные узлу пентапризмы 5. Аналогично описанному ориентируют преломленные пучки, задающие осевые линии 8 всех остальных валопроводов. При этом для установки пучков по углу в вертикальной плоскости узлы пентапризм с помощью угломерных устройств встроенных или устанавливаемых на площадках узлов пентапризм, разворачиваются вокруг оси Z на тот же угол, что и узел первой пентапризмы 5 (или на некоторый заданный угол, если оси валопроводов лежат в плоскостях параллельных, например диаметральной плоскости судна).

В реальных условиях наибольшая точность, простота и удобства обеспечиваются, в том случае, если предварительно вместо пентапризмы 5 устанавливать поочередно каждый из узлов пентапризм, имеющий ре-, гулируемую площадку 9 под точный уровень (или квадрант), и пользоваться приемом описанным выше.

Одновременность работы на всех линиях валопроводов обеспечивается применением пентапризм с клиньями, при этом коэффициент пропускания каждой из них является функцией числа валопроводов. Для увеличения точности и удобств центровки по излому все пентапризмы имеют клинья

10 и на другой отражающей грани, а фиксация точного совпадения отраженных от зеркальных датчиков и прямых пучков ведется с помощью датчиков или марок 11, установленных за клиньями по ходу отраженных пучков.

Приемники 12 и зеркальные датчики 13 устанавливают на монтируемых объектах в количестве и сочетаниях, определяемых конструктивными схемами и технологией монтажа и контроля агрегатов валопроводов и силовых установок.

Предлагаемый способ позволяет значительно повысить точность центровки судовых механизмов и валопроводов.

Способ задания осевых линий судовых валопроводов Способ задания осевых линий судовых валопроводов Способ задания осевых линий судовых валопроводов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам изготовления и спуска на воду железобетонных наплавных блоков

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при стыковке частей корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при постройке на плаву корпусов плавсооружений

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву

Изобретение относится к судостроению, в частности к технологии сборки корпусов судов из легких сплавов

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву

Изобретение относится к судостроению и касается создания оборудования, предназначенного для изготовления корпусных конструкций и, в частности, для сборки и электроприхватки балок продольного и поперечного направлений с полотнищами
Наверх