Устройство для подъема и крепления запасного колеса
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА, содержащее установленные На раме транспортного средства кронштейн и держатель 3 8- 10 13 А I «wJjraJJS) запасного колеса, закрепленный на держателе запирающий механизм, привод для подъема и опускания запасного колеса и захват, связанный с ободом последнего и указанным приводом и взаимодействующий с держателем, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства и безопасности эксплуатации, держатель выполнен в виде шарнирно закрепленной одним кондом на раме транспортного средства балки, другой конец которой снабжен откидной стяжкой для фиксации его относительно рамы, при этом на упомянутом кронштейне смонтированы упоры с конусными поверхностями для взаимодействия с внутренней поверхностью обода запасного колеса. П 12 1Г
„„SU„„1054172
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51) В 62 D 43/04
1Й,. -,фз»
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я в.,:. ..., „...„ ."
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3329002/27-11 (22) 07.08.81 (46) 15.11. 83. Бюл. № 42 (72) В. В. Таевский, В. М. Париев и А. А. Кошмар (71) Головное конструкторское бюро по тракторным и автомобильным прицепам (53) 629. 11. 012.38 (088.8) (56) 1. Патент США № 3554397, кл. 214451, кл. В 62 D 43/04, опублик. 1971 (про тотип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА
И КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА, содержащее установленные на раме транспортного средства кронштейн и держатель запасного колеса, закрепленный на держателе запирающий механизм, привод для подъема и опускания запасного колеса и захват, связанный с ободом последнего и указанным приводом и взаимодействующий с держателем, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства и безопасности эксплуатации, держатель выполнен в виде шарнирно закрепленной одним концом на раме транспортного средства балки, другой конец которой снабжен откидной стяжкой для фиксации его относительно рамы, при этом на упомянутом кронштейне смонтированы упоры с конусными поверхностями для взаимодействия с внутренней поверхностью обода запасного колеса.
1054172
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для подъема и крепления запасных колес на транспортных средствах.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для подъема и крепления запасного колеса, содержащее установленные на раме транспортного средства кронштейн и держатель запасного колеса, закрепленный на держателе запирающий механизм, привод для подъема и опускания запасного колеса и захват, связанный с ободом последнего и указанным приводом и взаимодействующий с держателем (1) .
Недостатком известного устройства является, то, что крепление запасного колеса затруднено и опасно, так как крепежные операции производятся в ограниченном прост р а н ств е под поди яты м колесом.
Цель изобретения — повышение удобства и безопасности эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для подъема и крепления запасного колеса, содержащем установленные на раме транспортного средства кронштейн и держатель запасного колеса, закрепленный на держателе запирающий мехнизм, привод для подъема и опускания запасного колеса и захват, связанный с ободом последнего и указанным приводом и взаимодействцющий с держателем, последний выполнен в виде шарнирно закрепленной одним концом на раме транспортного средства балки, другой конец которой снабжен откидной стяжкой для фиксации его относительно рамы, при этом на упомянутом кронштейне смонтированы упоры с корпусными поверхностями для взаимодействия с внутренней поверхностью обода запасного колеса.
На фиг. 1 схематично изображено устройство для подъема и крепления запасного колеса, общий вид; на фиг. 2 — вид
А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2.
Устройство для подъема и крепления запасного колеса содержит кронштейн 1 и
2 держатель 2 запасного колеса 3, установленные на раме 4 транспортного средства.
Держатель 2 выполнен в виде балки, связанной одним концом с рамой 4 транспортного средства через шарнир 5, а другой ее конец снабжен откидной стяжкой 6 для фиксации ее относительно рамы 4. В центральной части держателя 2 жестко закреплен упор 7, а на кронштейне 1 смонтированы упоры 8 с конусной поверхностью для взаимодействия с внутренйей поверхйостью обода 9 запасного колеса 3. На ободе 9 запасного колеса закреплен захват 10, связанный с приводом 11 подъема и опускания тросом 12 через блок 13 запасного колеса и взаимодействующий с держателем 2.
Устройство для подъема и крепления запасного колеса работает следующим образом.
Для установки запасного колеса 3 в транспортное положение ослабляют откидную . стяжку 6, откидывают их и опускают держатель 2 в наклонное положение до упора, например, на заднюю ось транспортного средства. После этого распускают трос 12 и выводят захват 10 из-под рамы 4 транспортного средства. Устанавливают его на ободе 9 запасного колеса 2 и, вращая рукоятку привода 11, сматывают трос 12, перемещая запасное колесо 2 под раму 4 транспортного средства по наклонному держателю 2, а затем вверх - до взаимодействия с конусной поверхностью упоров 8. Держатель 2 поднимают из наклонного положения вверх и фиксируют его откидной стяжкой 6. При этом стяжку затягивают до тех пор, пока держатель 2, взаимодействуя через упор 7 с ободом 9 запасного колеса 2, 35 плотно не прижмет внутреннюю поверхность обода 9 к конусной поверхности упоров 8.
Снятие запасного колеса производится в" обратном порядке. Использование предлагаемого изобретения позволяет существенно улучшить условия обслуживания и повысить безопасность монтажа и демонтажа запасных колес на транспортных средствах.
1054172
2 2
& Б поРернущд
Редактор Л. Повхан
Заказ 9005 21
Составитель Ю. Барышников
Техред И. Верес Корректор М. Шарошн
Тираж 647 Подлисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4