Устройство для определения суммарного зазора в шатунных подшипниках двигателя внутреннего сгорания

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММАРНОГО ЗАЗОРА В ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее основание, корпус с регистрирующим прибором, чувствительный элемент, механизм перемещения и узел фиксации и ст9порения чувствительного элемента, причем чувствительный элемент, размещенный в корпусе соосно с ним, контактирует наружным концом с регистрирующим прибором , а внутренним - с головкой поршня двигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и надежности, механизм перемещения чувствительного элемента выполнен в виде втулки, подпружиненной относительно корпуса и жестко соединенной с чувствительным элементом, и винтовой пары для перемещения втулки л- . вдоль Оси корпуса, а узел фиксации и стопорения выполнен в виде двух Q винтов, установленных в подпружинен- S ной втулке, и диаметрального паза и (Л корпусе, в котором размещены винты с возможностью перемещения совместно с подпружиненной втулкой вдоль корпуса.

(19) (И) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(51) G 01 М 15 00

/, с

) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ"

/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCK0lVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3443818/25-06 (22) 27.05.82 (46) 30.12.83. Бюл. 9 48 (72) К.(0.Скибневский, M.A.Кагарманов и В.И.Савельев (71) Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (53) 621.43.001.5(088.8) (56) 1. Бельских В.И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов. М., Россельхозиздат, 1979, с. 128. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СУММАРНОГО ЗАЗОРА В ШАТУННЫХ ПОД))ИПНИКАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее основание, корпус с ре гистрирующим прибором, чувствительный элемент, механизм перемещения и узел фиксации и стопорения чувствительного элемента, причем чувстви- тельный элемент, размещенный в корпусе соосно с ним, контактирует наружным концом с регистрирующим прибором, а внутренним — с головкой поршня двигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности, механизм перемещения чувствительного элемента выполнен в виде втулки, подпружиненной относительно корпуса и жестко соединенной с чувствительным элементом, и винтовой пары для перемещения втулки л"вдоль оси корпуса, а узел фиксации и стопорения выполнен в виде двух винтов, установленных в подпружинен- Ж ной втулке, и диаметрального паза в корпусе, в котором размещены винты с возможностью перемещения совмест- ю но с подпружиненной втулкой вдоль корпуса.

1064179

5с м и "+а

Изобретение относится к диагностике состояния зазорон в шатунных подшипниках двигателей внутреннего сгорания.

Известны устройства для определе. ния суммарного зазора в шатунных подшипниках двигателя внутреннего сгорания, содержащие основание, корпус с регистрирующим прибором, чувствительный элемент, механизм перемещения и узел фиксации и стопорения чувствительного элемента, причем чувствительный элемент размещенный в корпусе соосно с ним, контактирует наружным концом с регистрирующим прибором, а внутренчим — с головкой поршня двигателя Ц .

Недостатком таких устройств является то, что они не обеспечивают достаточной точности, так как не позволяют установить исходное состояние 20 положения измерения относительно движущегося поршня. Кроме того, наличие постоянного контакта чувствительного элемента с поршнем понижает надежность устройства. 25

Цель изобретения — повышение точности н надежности устройства.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для определения суммарного зазора в шатунных подшипни- 30 ках двигателя внутреннего сгорания, содержащем основание, корпус с регистрирующим прибором, чувствительный элемент, механизм перемещения и Узел фиксации и стопорения чувст- 35 вительного элемента, причем чувствительный элемент, размещенный в корпусе соосно с ним, контактирует наружным концом с регистрирующим прибором, а внутренним — с головкой 40 поршня двигателя, механизм перемещения чувствительного элемента выполнен в виде втулки, подпружиненной относительно корпуса и жестко соединенной с чувствительным элементом, 45 и винтовой пары для перемещения втулки вдоль оси корпуса, а узел фиксации и стопорения выполнен в виде двух винтов, установленных в подпружиненной втулке. и диаметр "ьного 50 паза в корпусе, в котором размещены винты с возможностью перемещения совместно с подпружиненной втулкой вдоль корпуса.

На чертеже показано предлагаемое устройство.

Устройство включает основание 1, корпус 2 с выполненныгл на нем элементом винта,.регистрирующий прибор 3 (например, индикатор часового типа), чувствительный элемент 4, механизм 60 перемещения, состоящий из подпружиненной втулки 5 с узлом фиксации и стопорения (винты 6, диаметральный паз 7 в корпусе 2 и чувствительный элемент ° 41 и винтовой пары гайка.8 65 винтовая часть корпуса 2, пружину

9, гаситель 10 вибраций. регистрирующего прибора 3 и зажим 11.

Подготовку устройства к работе осуществляют следующим образом.

Ослабляют стопорные винты 6 узла фиксации и стопорения, расположенные диаметрально в подпружиненной нтулке

5. Переводят гайку 8 винтовой пары механизма перемещения в крайнее верхнее положение (до упора подпружиненной втулки 5 в бурт зажима 11). При этом узел фиксации и стопорения, расположенный в подпружиненной втулке 5, перемещается вверх по диаметральным пазам 7 в корпусе 2. Переводят чувствительный элемент 4 в крайнее верхнее положение, регистрируемое индикатором 3 часового типа. В этом положении чувствительный элемент 4 стопорят винтами 6 узла фиксации и стопорения. Между чувствительным элементом

4 и втулкой 5, подпружиненной сжатой пружиной 9, достигается жесткая кинематическая связь.

Устройство работает следующим образом.

Для диагностирования шатунных под шипников двигателя внутреннего сгорания устройство устанавливают в отверстие 12 вместо форсунки или свечи зажигания проверяемого цилиндра и закрепляют на головке цилиндра, например на шпильках 13. Прокручивая коленчатый вал двигателя пусковым устройством, отвинчивают гайку 8 вин:товой пары, перемещая при этом чувствительный элемент 4 до контакта его с поршнем 14. При этом узел фиксации предотврацает поворот чувствительного элемента 4.

Контакт чувствительного элемента

4 с поршнем 14 определяют по оТсКоку стрелки индикатора 3. В этом положении нулевое деление шкалы индикатора 3 совмецают со стрелкой. Поворотом гайки 8 чувствительный элемент 4 отводят вверх на 0,9-1 мм и устанавлинают максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя. Вторично подводят чувствительный элемент 4 до контакта с поршнем 14 и определяют при этом показание индикатора 3, пропорциональное зазору в шатунных подшипниках.

Величину суммарного зазора в верхней и нижней головках шатуна рассчитывают по следующей формуле:

r å и — показание регистрирующего прибора, MMi коэффициент, учитывающий угол наклона установочного отверстия в точке контакта с чувствительныгл элементом;

1064179

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор С.Пекарь Техред Т.Маточка Корректор М. Шароши

Эаказ 10514/45 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

0 — коэффициент, учитывающий толщину масляного слоя в сопряжениях (экспериментально установлено, что для автотракторных двигателей a 0,01мм).

Выполнение механизма перемещения чувствительного элемента в виде подпружиненной относительно корпуса втулки с узлом фиксации и стопорения в предлагаемом устройстве обеспечивает воэможность его надежной работы в условиях энакопеременных нагрузок, возникающих в диагностируемом цилиндре двигателя. Исключение действия энакопеременных нагрузок на регистрирующий прибор эа счет упругой связи (подпружинивания ) и фиксации чувствительного элемента от поворота повышает точность диагностирования.

Выполнение механизма перемещения согласно изобретению одновременно снижает трудоемкость диагностирования за счет легкого обеспечения контакта чувствительного элемента с головкой поршня.

Кроме того, предлагаемое устройство обеспечивает защиту его самого и проверяемого объекта от разрушения при контактах чувствительного элемента с головкой поршня при диагностировании.

Устройство для определения суммарного зазора в шатунных подшипниках двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения суммарного зазора в шатунных подшипниках двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения суммарного зазора в шатунных подшипниках двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх