Способ постройки судна (его варианты)

 

1. Способ постройки судна, заключающийся в том, что изготавливают отдельные части корпуса судна, насыщают их механизмами и оборудованием, после чего указанные части судна стыкуют между собой и производят ихсборку, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения надежности изготовления судна, корпус формируют по крайней мере из двух асимметричных частей , одну из которых изготавливают с включением днищевого перекрытия частей переборок и перекрытия борта с палубным стрингером , в другую - с включением бортового перекрытия частей переборок и палубы, после чего указанные части судна стыкуют одна с другой перемещением перпендикулярно диаметральной плоскости или опусканием сверху части с бортовым и палубным перекрытиями на часть с днищевым и бортовым перекрытиями, а их монтажные соединения выполняют в плоскости батокса по кромке палубного стрингера и в плоскости ватерлинии выще скулового скругления. (Л о о о ел СО фиг. 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК д(я) В 63 В 9 00

1 I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CO

CO

О

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3509257/27-11 (22) 26.08.82 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) В. М. Левшаков, К. Д. Могилко, В. П. Пименов и А. Я. Розинов (53) 629.12.002 (088.8) (56) 1. «Маппе Enginneering/Log», 1974, апрель, с.,105 (прототип) . (54) СПОСОБ ПОСТРОЙКИ СУДНА (ЕГО

ВАРИАНТЫ). (57) 1. Способ постройки судна, заключаюшийся в том, что изготавливают отдельные части корпуса судна, насыщают их механизмами и оборудованием, после чего указанные части судна стыкуют между собой и производят их сборку, отличающийся тем, что, с целью уменьшения

„„SU„„1070053 A трудоемкости и повышения надежности изготовления судна, корпус формируют по крайней мере из двух асимметричных частей, одну из которых изготавливают с включением днищевого перекрытия частей переборок и перекрытия борта с палубным стрингером, в другую — с включением бортового перекрытия частей переборок и палубы, после чего указанные части судна стыкуют одна с другой перемещением перпендикулярно диаметральной плоскости или опусканием сверху части с бортовым и палубным перекрытиями на часть с днищевым и бортовым перекрытиями, а их монтажные соединения выполняют в плоскости батокса по кромке палубного стрингера и в плоскости ватерлинии выше скулового скругления.

1070053

2. Способ постройки судна, заключающийся в том, что изготавливают.отдельные части корпуса судна, насыщают их механизмами и оборудованием, после чего указанные части судна стыкуют между собой и производят их сборку, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения надежности изготовления судна, его корпус формируют из части с машинным отделением и частью днищевого перекрытия и по крайней мере двух асимметричных частей, одна из которых включает бортовое перекрытие в части переборок и палубы, а другая включает часть днищевого перекрытия, переборок и перекрытия борта

Изобретение относится к судостроению, а именно к технологии постройки судов и может быть использовано на судостроительных предприятиях, осуществляющих единичную или серийную постройку судов.

Известен способ постройки судна, заключающийся в том, что изготавливают отдельные части корпуса судна, насыщают механизмами и оборудованием, после чего указанные части судна стыкуют между собой и производят их сборку 11).

Недостатком указанного способа является относительно высокая трудоемкость изготовления судна, вызванная в частности сложностью ориентации и удержания в пространстве разделенных вдоль судна частей корпуса.

Цель изобретения — уменьшение трудоемкости и повышение надежности изготовления судна.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу постройки судна, заключающемся в том, что изготавливают отдельные части корпуса судна, насыщаются их механизмами и оборудованием, после чего указанные части судна стыкуют между собой и производят их сборку, корпус судна формируют по крайней мере из двух асимметричных частей, одну из которых изготавливают с включением днищевого перекрытия частей переборок и перекрытия борта с палубным стрингером, а другую— с включением бортового перекрытия, частей переборок и палубы, указанные части судна стыкуют одна с другой перемещением перпендикулярно диаметральной плоскости или опусканием сверху части с бортовым и палубным перекрытиями на часть с днищевым и бортовым перекрытиями, а их монтажные соединения выполняют в плоскости батокса

35 с палубным стрингером, при этом стыкуют части судна между собой путем сближения части корпуса судна, включающего машинное отделение, с асимметричной частью корпуса с палубным стрингером либо опусканием на включающую машинное отделение часть корпуса судна предварительно соединенных между собой асимметричных частей, монтажные соединения которых друг с другом выполняют в плоскости батокса по кромке палубного стрингера и в плоскости ватерлинии выше скулового скругления днищевого перекрытия, а с частью корпуса, включающего машинное отделение, — в плоскости шпангоутов и указанной ватерлинии.

2 по кромке палубного стрингера и в плоскости ватерлинии выше скулового скругления.

Во втором варианте указанная цель достигается тем, что согласно способу постройки судна, заключающемся в том, что изготавливают отдельные части корпуса судна, насыщают их механизмами и оборудованием после чего указанные части судна стыкуют между собой и производят их сборку, корпус судна формируют из части с машинным отделением и с одной частью днищевого перекрытия и по крайней мере двух асимметричных частей, одна из которых включает бортовое перекрытие и части переборок и палубы, а другая включает часть днищевого перекрытия, переборок и перекрытия борта с палубным стрингером, при этом стыкуют части судна между собой путем сближения части корпуса судна, включающего машинное отделение, с асимметричной частью корпуса с палубным стрингером, либо опусканием на включающую машинное отделение часть корпуса судна предварительно соединенных между собой асимметричных частей, монтажные соединения которых друг с другом выполняют в плоскости батокса по кромке палубного стрингера и в плоскости ватерлинии выше скулового скругления днищевого перекрытия, а с частью корпуса, включающего машинное отделение, — в плоскости шпангоутов и указанной ватерлинии.

При строительстве судов любым из рассмотренных вариантов, в зависимости от конструктивных особенностей судна, возможно выделение в отдельные части объемной секции носовой и кормовой оконечностей.

На фиг. 1 показаны предварительно изготавливаемые и насыщаемые асимметричные части судна и процесс формирования из

1070053

20 них судового корпуса по первому варианту постройки судна; на фиг. 2 — соединение в единый корпус; на фиг. 3 — предварительно изготавливаемые и насыщаемые симметричная и асимметричная части судна, а также процесс формирования из них судового корпуса по второму варианту постройки судна.

Способ постройки судна в обеих вариантах включает операции, при которых изготавливают асимметричные части корпуса

В состав одной из этих частей (фиг. 1 и 3) входит палубный стрингер 1, бортовое перекрытие 2, части переборок 3 и днищевое перекрытие 4. В состав другой асимметричной части (фиг. 1 и 3) входят части переборок 5, палубное перекрытие 6 и бортовое перекрытие 7. Указанные части образуют корпус 8 с оконечностью 9, сборку и сварку асимметричных частей осуществляют из листов обшивки, деталей набора или секций корпусных конструкций в специализированных качающихся постелях, либо кантователях (не показаны), обеспечивающих поворот собираемых и свариваемых несимметричных частей корпуса в наиболее удобное для выполнения работ положение и свободный доступ к местам производства работ. При этом асимметричную часть судна, включающую части переборок 5, палубное перекрытие 6 и бортовое перекрытие 7, собирают и сваривают в перевернутом состоянии «вниз палубой». Собранные и сваренные части испытывают на непроницаемость, а затем окрашивают механизированным способом в малярной камере, обеспечивающей нанесение защитного покрытия по всей поверхности корпусных конструкций, что позволяет сделать несимметричная (открытая со всех сторон) форма частей судна. На изготовленные и окрашенные асимметричные части устанавливают механизмы, оборудование и системы, при необходимости поворачивая эти части корпуса в постелях (или кантователях) с целью создания наиболее удобных положений для выполнения монтажных операций и лучшего доступа к местам производства работ.

Последующие операции вариантов несколько отличаются друг от друга.

При постройке судна по первому варианту (фиг. 1) асимметричную часть, включающую части переборок 5, палубное перекрытие 6 и бортовое перекрытие 7 после изготовления «вниз палубой» кантуют и устанавливают в положение «вверх палубой».

При этом несимметричную часть, включающую палубный стрингер 1, бортовое перекрытие 2, части переборок 3 и днищевое перекрытие 4, располагают таким образом, чтобы нижние кромки частей переборок 5 и верхние кромки частей переборок 3, а также нижние кромки бортового перекры25

55 тия 7 находились в плоскости ватерлинии, проходящей выше скулового скругления днищевого перекрытия 4. Установленные таким образом асимметричные части с помощью напольных средств сдвигают друг с другом, либо часть, включающую бортовое перекрытие 7, палубное перекрытие 6 и части переборок 5 опускают сверху на несимметричную часть судна, включающую палубный стрингер 1, бортовое перекрытие 2, части переборок 3 и днищевое перекрытие 4.

При этом вследствие монтажного разъема по батоксу и ватерлинии соединяемые части сохраняют устойчивость и поэтому не требуют каких-либо устройств для их ориентации и удержания в требуемом для соединения положении. После выполнения монтажных соединений обеих несимметричных частей судна в плоскости батокса по кромке палубного стрингера 1 и в плоскости ватерлинии выше скулового скругления днищевого перекрытия 4, . при необходимости пристыковывают к корпусу 8 судна оконечность 9 (фиг. 3).

Во втором варианте (фиг. 3) одновременно с асимметричными частями изготавливают симметричную часть корпуса судна с машинным отделением, включающую часть днищевого перекрытия 10, равную размерам машинного отделения, а при необходимости иногда, переборку 11. Сборку и сварку симметричной части выполняют из деталей и секций корпуса в постели или на стенде. Испытанную и окрашенную в камере, подобно асимметричным частям, симметричную часть судна насыщают механизмами и оборудованием, размещаемым в машинном отделении (не показаны).

По окончании насыщения симметричной части корпуса ее либо вдвигают в несимметричную часть корпуса, включающую палубный стрингер 1, бортовое перекрытие 2, части переборок 3 и днищевое перекрытие

4, либо на изготовленную и насыщенную симметричную часть опускают сверху соединенные сваркой несимметричные части корпуса, включающие палубный стрингер

1, бортовые перекрытия 2 и 7, днищевое перекрытие 4, палубное перекрытие 6 и части переборок 3 и 5.

В первом случае выполняют монтажные соединения в плоскости шпангоутов по кромкам днищевого перекрытия 4 и в плоскости ватерлинии по кромкам бортового перекрытия 2, а затем формируют корпус в соответствии с первым вариантом (фиг. 1) постройки судна.

Во втором случае (фиг. 3) предварительно изготовленные, окрашенные и насыщенные части судна сдвигают друг с другом или опускают сверху часть с бортовым перекрытием 7 и палубным перекрытием и частями поперечных переборок 5 на часть судна с палубным стрингером 1 бортовым пе1070053 рекрытием 2, днищевым перекрытием 4 и частями переборок 3. Выполняют монтажные соединения между ними согласно первому варианту (фиг. 1) постройки судна.

После этого соединенные в единый корпус

8 асимметричные части судна опускают сверху на изготовленную и насыщенную симметричную часть судна с машинным отделением, выполняют монтажные соединения в плоскости шпангоутов по кромкам частей днищевого перекрытия 4 и 10 в плоскость ватерлинии по кромкам бортовых перекрытий 2 и 7.

Изготовление асимметричных частей корпуса в отличие от симметричных (с монтажным разъемом по диаметральной плоскости судна) позволяет сохранить в составе каждой асимметричной части, практически полные по размерам перекрытия днища, бортов и палубы строящегося судна.

В результате при изготовлении несимметричных частей корпуса судна каждое из входящих в их состав перекрытий может быть изготовлено в наиболее удобном для производства работ положении с широким применением средств механизации и обеспечением всестороннего доступа к месту выполнения работ, что существенным образом снижает трудоемкость постройки судна. В этих же условиях перекрытия практически по всей ширине и длине корпуса судна могут быть испытаны, окрашены механизированным способом и насыщены оборудованием, системами н т. и. в максимальном объеме без необходимости производства указанных работ в стесненных и неудобных местах внутри сформированного корпуса судна. Это сокращает трудоемкость и сроки постройки судна. Наряду с указанным, наличие монтажных разъемов в плоскости батокса по кромке палубного стрингера в плоскости ватерлинии выше скулового скругления, позволяет предварительно изготовить части корпуса судна, обладающие устойчивыми опорными поверхностями. Это обеспечивает устойчивую установку и упрощение ориентации одной из несимметричных частей относительно другой, что не требует применения сложной опорно-транспортной оснастки и существенным образом снижает трудоемкость установочно-сборочных работ, а вместе с этим сроки формирования судна на построечном месте.

Изготовление симметричной части корпуса судна, включающей машинное отделение и соответствующую его размерам часть днищевого перекрытия на судах с компоновкой всех механизмов, оборудования и систем в районе машинного отделения позволяет изготовить эту часть судна и выполнить в ней монтаж всего оборудования

1О машинного отделения на более ранней стадии постройки судна с исключением необходимости выполнения работ в труднодоступных и стесненных местах внутри сформированного корпуса судна. Это сокращает трудоемкость и продолжительность работ при постройке судна.

Предварительное изготовление, окраска и насыщение симметричной части судна и ее вдвигание в одну из несимметричных частей с последующим сдвиганием или установкой одной на другую обеих несимметричных частей (согласно указанному в 1 варианте) обеспечивает формирование судна в более короткие сроки и с меньшими затратами труда.

При соединении предварительно изготовленных и насыщенных несимметричных частей корпуса судна по плоскости батокса и ватерлинии, но при отдельном изготовлении и насыщении симметричной части судна с машинным отделением, в районе этого отделения на корпусе судна образуется прямостенный вырез с кромками бортовых перекрытий, лежащими в плоскости ватерлинии выше скулового скругления и кромками днищевого перекрытия, расположенными в плоскости шпангоутов. Наличие такого выреза, расположенного выше скулового скругления, жесткость и симметричность сформированного (указанным в 1 варианте способом) судового корпуса облегчает установку, сборку и сварку с ним предварительно изготовленной и насыщенной симметричной щ части судна, включающей машинное отделение.

3а счет этого, а также указанных выше преимуществ, предлагаемый способ сокращает трудоемкость и продолжительность

45 постройки судна.

1070053

Составитель В. Быстрый

Редактор А. Власенко Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ ll27l/2l Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., a. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ постройки судна (его варианты) Способ постройки судна (его варианты) Способ постройки судна (его варианты) Способ постройки судна (его варианты) Способ постройки судна (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к измерительной гидромеханике корабля и плавучих инженерных сооружений и касается конструирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых испытаний моделей в опытовом бассейне

Изобретение относится к судостроению, а именно, к способам контроля скорости при эксплуатации судов, и может быть использовано при создании экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов

Изобретение относится к морскому транспорту и касается конструирования опытовых бассейнов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей судов в ледовом опытовом бассейне

Изобретение относится к способам погрузки крупногабаритного, тяжелого оборудования в помещении объектов, которые имеют наружный корпус, может быть использовано в машиностроении, судостроении, химической, авиационной, ракетной и т.п
Наверх