Узел крепления судовой мачты

 

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ СУДОВОЙ МАЧТЫ, содержащий стяжной штырь, один конец которого шарнирно закреплен на стойке мачты, а другой посредством гайки барашка сопряжен с вилкой, закрепленной на стандерсе, отличающийся тем, что, с целью предотвраш.екия заклинивания стойки мачты в стандерсе во время ее спуска и подъема, на стойке мачты установлены пружинный зажим, взаимодействующий со стяжным штырем, и планка, ориентирующая гайку-барашек. (Л о о ел 4::

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5D В 63 В 15/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3499539/27-11 (22) 11.10.82 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) Е. Л. Гершкович, А. И. Криворог и Л. П. Матвиенко (53) 629.12.014.21 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 3342148, кл. В 63 В 15/02, 1981 (прототип) .

„„SU„„1070054 А (54) (57) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ СУДОВОЙ

МАЧТЫ, содержащий стяжной штырь, один конец которого шарнирно закреплен на стойке мачты, а другой посредством гайкибарашка сопряжен с вилкой, закрепленной на стандерсе, отличающийся тем, что, с целью предотвращения заклинивания стойки мачты в стандерсе во время ее спуска и подъема, .на стойке мачты установлены пружинный зажим, взаимодействующий со стяжным штырем, и планка, ориентирующая гайку-барашек.

CO

CO

CO

Дь

1070054

Ф

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству крепления судовой мачты.

Известен узел крепления судовой мачты, содержащий стяжной штырь, один конец которого шарнирно закреплен на стойке мачты, а другой посредством гайки-барашка, сопряжен с вилкой, закрепленной на стандерсе 11) .

Недостатком указанного узла является возможность заклинивания стойки мачты в стандерсе во время ее спуска и подъема.

Цель изобретения — предотвращение заклинивания стойки мачты в стандерсе во время ее спуска и подъема.

Поставленная цель достигается тем, что в узле крепления судовой мачты, содержащем стяжной штырь, один конец которого шарнирно закреплен на стойке мачты, а другой посредством гайки-барашка сопряжен с вилкой, закрепленной на стандерсе, на стойке мачты установлены пружинный зажим, взаимодействующий со стяжным штырем, и планка, ориентирующая гайкубарашек.

На фиг. i изображено устройство крепления судовой мачты в открытом и зафиксированном вертикальном положении (штрихпунктиром показано положение устройства при креплении стойки мачты), общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3— вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 2; на фиг. 5 — судовая мачта, общий вид; на фиг. 6 — разрез à — Г на фиг. 1.

Устройство крепления судовой мачты содержит стяжной штырь 1, шарнирно закрепленный одним концом при помощи оси

2 на стойке 3. Стойка 3 судовой мачты смонтирована в стандерсе 4 с возможностью перемещения внутри стандерса. Стяжной штырь 1 удерживается в вертикально поднятом положении пружинным захватом 5, установленным на стойке 3 на линии, лежащей в плоскости разворота стяжного штыря 1. На конце стяжного штыря навинчена гайка-барашек 6, снабженная двумя опорными поверхностями 7, которые кон5

40 тактируют с ориентирующей планкой 8, смонтированной на стойке 3 таким образом, что ось стяжного штыря 1 в поднятом вертикальном положении лежит в одной плоскости с осью симметрии ориентирующей планки 8 и осью стойки 3. Ориентирующая планка 8 выполнена с выемкой

9, расположенной по оси симметрии планки, причем размеры выемки 9 выполнены по диаметру стяжного штыря 1 и последний входит в выемку до полного контакта опорных поверхностей 7 с ориентирующей планкой 8. На стандерсе 4 установлена вилка 1; ось симметрии которой лежит в одной плоскости с осью стяжного штыря 1. На внутренней поверхности стандерса 4 смонтированы направляющие 11, в которых перемещается стойка 3.

Устройство крепления судовой мачты работает следующим образом.

Перед началом спуска стойки 3 отдается гайка-барашек 6 на такую величину, чтобы она могла свободно сойти с вилки 10, после чего разворачивают стяжной штырь

1 на оси 2 и прижимают его к стойке 3.

Губки пружинного захвата 5 раздвигаются и стяжной штырь 1 зажимается в пружинный захват. При подъеме стяжного штыря

1 опорные поверхности 7 гайки-барашка 6, независимо от положения, упираются в ориентирующую планку 8, поворачиваются на резьбе штыря и в крайнем поднятом положении прижимаются к планке 8. Ориентирующая планка 8 обеспечивает такой разворот гайки-барашка 6, когда опорные поверхности занимают оптимальное положение относительно стойки 3 и внутреннего пространства стандерса 4, т. е. опорные поверхности 7 располагаются в плоскости, касательной к телу стойки 3 в точке, лежащей на осевой линии ориентирующей планки 8.

В этом положении опорные поверхности 7 при опускании стойки 3 в стандерсе 4 имеют строго гарантированные зазоры между направляющими 11 и внутренней поверхностью стандерса 4.

Предлагаемое устройство позволяет предотвратить заклинивание стойки мачты в стандерсе во время ее спуска и подъема.

1070054

1070054

Г-Г

Яiг. b

Риг. 5

Составитель В. Огарков

Редактор А. Власенко Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ 11271/2! Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4!

I) t

)t

1

I / /

Il (/

I !

Узел крепления судовой мачты Узел крепления судовой мачты Узел крепления судовой мачты Узел крепления судовой мачты 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается усовершенствования парусных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к парусным судам

Изобретение относится к устройствам мачт парусников и ветроэнергетических установок
Наверх