Фрикционная муфта

 

ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая маховик, установленные на соответствующих валах с возможностью фрикционного взаимодействия через промежуточный диск,ведущий и ведомые фрикционные диски, нажимной диск, установленный с возможностью взаимодействия с двуплечими рычагами через пружины сжатия отжимных пальцев и с фрикционными дисками, подпружиненными относительно друг друга нажимными пружинами, установленными между нажимным диском и жестко закрепленным на нем кожухе, причем маховик, ведущий и промежуточный диски жестко связаны между собой с возможностью осевого перемещения, а подпружиненные относительно кожуха нажимного диска отжимные пальцы установлены в отверстиях двуплечих рычагов, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем обеспечения автоматической регулировки зазоров при износе, она снабжена заклинивающими щариками, в отжимных пальцах выполнены продольные пазы, равномерно размещенные по окружности, в отверстиях двуплечих рычагов выполнена S кольцевая канавка под заклинивающие ща (Л рики, последние . установлены между отжимными пальцами и двуплечими рычагами , а пружины сжатия отжимных пальцев установлены на их концах.

COOS СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5D F 16 D 1375

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3336111I25-27 (22) 15.09.81 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) А. И. Пеленков (71) Уральская научно-исследовательская испытательная станция Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (53) 621-825.54 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 489887, кл. F 16 D 13(42, 1974.

2. Малаховский Я. Э.,Лапин А. А. Сцепления, М., Машгиз, 1960, с. 28, фиг. 14 (прототип). (54) (57) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая маховик, установленные на соответствующих валах с возможностью фрикционного взаимодействия через промежуточный диск, ведущий и ведомые фрикционные диски, нажимной диск, установленный с возможностью взаимодействия с двуплечими рычагами через пружины сжатия отжим„„SU„, 1083005 ных пальцев и с фрикционными дисками, подпружиненными относительно друг друга нажимными пружинами, установленными между нажимным диском и жестко закрепленным на нем кожухе, причем маховик, ведущий и промежуточный диски жестко связаны между собой с возможностью осевого перемещения, а подпружиненные относительно кожуха нажимного диска отжимные пальцы установлены в отверстиях двуплечих рычагов, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем обеспечения автоматической регулировки зазоров при износе, она снабжена заклинивающими шариками, в отжимных пальцах выполнены продольные пазы, равномерно размещенные по окружности, в отверстиях двуплечих рычагов выполнена кольцевая канавка под заклинивающие шарики, последние установлены между отжимными пальцами и двуплечими рычагами, а пружины сжатия отжимных пальцев установлены на их концах.

1083005

30

45

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению. где может быть использовано в качестве выключаемой муфты сцепления на тракторах, автомобилях и других транспортных средствах.

Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий диск-маховик с закреп» ленным на нем корпусом, взаимодействующим с ведомым валом через пакет фрикционных дисков, сжимаемых по оси пружинами через нажимной диск, взаимодействующий при отключении муфты с установленными на корпусе двуплечими рычагами посредством регулировочных болтов (отжимных пальцев), проходящих через отверстия двуплечих рычагов (1).

Недостатком муфты является трудоемкость обслуживания, требующая дополнительных затрат времени на регулировку муф ты, осуществляемую вручную регулировочными болтами.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой является фрикционная муфта сцепления, содержащая маховик, установленные на соответствующих валах с возможностью фрикционного взаимодействия через промежуточный диск ведущий и ведомые фрикционные диски, нажимной диск, установленный с возможностью взаимодействия с подпружиненными нажимными пружинами фрикционными дисками и с двуплечими рычагами, причем маховик, ведущий и промежуточный диски жестко связаны между собой с возможностью осевого перемещения, на нажимном диски жестко закреплен кожух, двуплечие рычаги связаны с нажимным диском через подпружиненные относительно кожуха отжимные пальцы, нажимные пружины установлены между кожухом и нажимным диском, а отжимные пальцы установлены с возможностью углового перемещения в отверстиях двуплечих рычагов (2)

Недостатком устройства является отсутствие саморегулирования зазоров между дисками при их износе. Это приводит к уменьшению долговечности дисков, так как в процессе эксплуатации устройства нельзя точно уследить за постоянно изменяющимися из-за износа зазорами между дисками. Кроме того, для устранения изменившихся зазоров требуется значительное время на регулировку зазоров.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных возможностей путем обеспечения автоматической регулировки зазоров при износе.

Поставленная цель достигается тем, что фрикционная муфта содержащая маховик, установленные на соответствующих валах с возможностью фрикционного взаимодействия через промежуточный диск ведущий и ведомый фрикционные диски, нажимной диск, установленный с возможностью взаимо действия с двуплечими рычагами через пружины сжатия отжимных пальцев и с фрикционными дисками; подпружиненными относительно друг друга нажимными пружинами, установленными между нажимным диском и жестко закрепленным на нем кожухе, причем маховик, ведущий и промежуточный диски жестко связаны между собой с возможностью осевого перемещения, а подпруженные относительно кожуха нажим ного диска отжимные пальцы установлены в отверстиях двуплечих рычагов, снабжена заклинивающими шариками, в отжимных пальцах выполнены продольные пазы, равномерно размещенные по окружности, в отверстиях двуплечих рычагов выполнена кольцевая канавка под заклинивающие шарики, последние установлены между отжимными пальцами и двуплечими рычагами, а пружины сжатия отжимных пальцев установлены на их концах.

На фиг. I изображена муфта сцепления; общий вид; на фиг. 2 — соединение отжимного пальца с двуплечим рычагом; на фиг. 3 разрез А — А на фиг. 2.

Фрикционная муфта состоит из установленного на ведущем валу ведущего диска 1, выполненного в виде жестко, но с возможностью осевого перемещения, связанных меж ду собой маховика, промежуточного и нажимного диска, причем на последнем закреплен корпус 2. Ведущий диск взаимодействует через пакет фрикционных дисков 3 сжимаемых нажимными пружинами 4 через нажимной диск 5, с ведомым валом 6. Нажимной диск 5 при отключении муфты посредством перемещения отжимного подшипника 7 взаимодействует с закрепленными на осях 8 корпуса 2 двуплечими рычагами 9, связанными через заклинивающие шарики

l0 с отжимными пальцами 11. Отжимные пальцы 11 установлены в отверстиях двуплечих рычагов с возможностью углового перемещения. Заклинивающие шарики 10 установлены в кольцевой канавке 12 отверстий двуплечих рычагов 9 и в продольных пазах 13 отжимных пальцев 11, причем пазы равномерно размещены по окружности пальцев. Отжимные пальцы 1 с помощью потайных головок 14 соединены с нажимным диском 5, а постоянный контакт между ними обеспечивается пружинами 15 сжатия, закрепленными на концах отжимных пальцев 11 шайбами 16 и шплинтами

17, и опирающихся на корпусе 2. Жесткость нажимных пружин 4 выбрана заведомо больше жесткости пружин 15 сжатия.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

При включении муфты крутящий момент от ведущего диска 1 через пакет фрикцион1083005 (Риг. 1 ных дисков 3, сжимаемых через нажимной диск 5 нажимными пружинами 4, передается на ведомый вал 6. При выключении муфты путем перемещения отжимного подшипника 7 выбирается зазор между этим подшипником и концами двуплечих рычагов 9, при этом двуплечие рычаги 9 поворачиваются вокруг осей 8 и тем самым отводят через отжимные пальцы 11 нажимной диск 5.

Жесткая связь между двуплечими рычагами 9 и отжимными пальцами 11 обеспечивается за счет заклинивания между ними заклинивающих шариков 10.

При работе муфты вследствие включения, выключения и других факторов происходит износ пакета фрикционных дисков 3, при этом нажимной диск 5 перемещается в осевом направлении вместе с отжим ными пальцами 11 на величину износа, не вызывая какого-либо дополнительного поворота двуплечих рычагов 9 и не изменяя зазора 20 между опорными концами двуплечих рычагов 9 и отжимным подшипником 7, так как заклинивающие шарики 10, расположенные в кольцевых канавках 12 двуплечих рычагов 9 и продольных пазах 13 отжимных пальцев 11, находятся в свободном, а не в заклиненном состоянии, и имеют возможность не препятствовать перемещению нажимного диска 5 с отжимными пальцами 11 на величину износа фрикционных дисков.

При этом пружины 15 сжатия обеспечивают постоянный контакт отжимных пальцев 11 с нажимным диском 5.

Использование предлагаемой муфты позволит улучшить эксплуатационные возможности, так как в конструкции будет обеспечена автоматическая регулировка зазоров, которая повысит долговечность фрикционных дисков. Эксплуатационные возможности будут улучшены, так как по сравнению с базовым объектом — трактором ТТ вЂ” 4 с ручной регулировкой зазоров, будет уменьшено до минимума, время, необходимое для подобной регулировки. Ожидаемый годовой эффект на программу выпуска 1000 тракторов составит 112300 руб.

1083005

Редактор Е. Лушникова

Заказ 1716/34

Составитель В. Розанов

Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей

Изобретение относится к механизму фрикционного сцепления, расположенного между двигателем и коробкой передач

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления муфтами, тормозами

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсатором износа фрикционных накладок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей
Наверх