Гидрообъемная бесступенчатая передача транспортного средства

 

1. ГИДРООБЪЕМНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая центральный вал и планетарный механизм закрытого типа , солнечные шестерни которого и сател-, литы с общей осью .помещены в пазы-корпуса-водила , в котором выполнены дроссельные каналы, снабженные обратными клапанами и соединенные с отводным каналом, при этом одна из солнечных щестерен жестко соединена с кожухом приводного элемента , а другая - установлена на обгонной муфте с сервоприводом, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности путем расширения диапазона автоматического бесступенчатого регулирования скорости вращения и величины крутящего момента, центральный вал выполнен неподвижным , а установленный на нем планетарный механизм - -трехрядным, солнечная шестерня одного из рядов жестко соединена с валом, в котором выполнены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости к зацеплению и от зацепления этой щестерни с сателлитами своего ряда, установленной подвижно относительно общей оси сателлитов , жестко соединенной с сателлитами .других рядов и установленной подвижно в корпусе-водиле, при этом дроссельные каналы в зацепйениях подвижных солнечных i шестерен с саттелитами своих рядов посредством обратных клапанов соединены с ка (Л налами подвода рабочей жидкости к зацеплению неподвижной солнечной щестерни с сателлитами своего ряда. 2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что дроссельные каналы выполнены с двух сторон зацепления, обгонная муфта выполнена двусторонней, а сервопривод муфты выполнен управляемым от давления питасо 4;; ния передачи. О5 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1094763 з(д) В 60 К 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3565293/27-11 (22) 09.03.83. (46) 30.05.84. Бюл. № 20 (72) Г. М. Георгиевский, А. К. Степаньков, В. А. Косань, В. Г. Дочкин, С. П. Козырев, С. P. Зоробян и А. А. Багдасаров (71) Подмосковный филиал Государственного союзного ордена Трудового Красного

Знамени научно-исследовательского тракторного института (53) 629.113.012.351(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 125936, кл. В 60 К 7/00, 23.07.82 (прототип). (54) (57) 1. ГИДРООБЪЕМНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая центральный вал и планетарный механизм закрытого типа, солнечные шестерни которого и сател-, литы с общей осью помещены в пазы корпуса-водила, в котором выполнены дроссельные каналы, снабженные обратными клапанами и соединенные с отводным каналом, при этом одна из солнечных шестерен жестко соединена с кожухом приводного элемента, а другая — установлена на обгонной муфте с сервоприводом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем расширения диапазона автоматического бесступенчатого регулирования скорости вращения и величины крутящего момента, центральный вал выполнен неподвижным, а установленный на нем планетарный механизм — трехрядным, солнечная шестерня одного из рядов жестко соединена с валом, в котором выполнены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости к зацеплению и от зацепления этой шестерни с сателлитами своего ряда, установленной подвижно относительно обшей оси сателлитов, жестко соединенной с сателлитами .других рядов и установленной подвижно в корпусе-водиле, при этом дроссельные каналы в зацеплениях подвижных солнечных шестерен с саттелитами своих рядов посредством обратных клапанов соединены с каналами подвода рабочей жидкости к зацеплению неподвижной солнечной шестерни с сателлитами своего ряда.

2. Передача по и. 1, отличающаяся тем, что дроссельные каналы выполнены с двух сторон зацепления, обгонная муфта выполнена двусторонней, а сервопривод муфты выполнен управляемым от давления питания передачи.

1094763

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода рабочих органов различных машин, в т. ч. и самоходных.

Известна гидрообъемна я бесступенчатая передача транспортного средства, содержащая центральный вал и планетарный механизм закрытого типа, солнечные шестерни которого и сателлиты с общей осью помещены в пазы корпуса-водила, в котором выполнены дроссельные каналы, снабженные обратными клапанами и соединенные с отводным каналом, при этом одна из солнечных шестерен жестко соединена с кожухом приводного элемента, а другая установлена на обгонной муфте с сервоприводом (1) .

Недостаток известной передачи — неспособность автоматического регулирования оборотов выходного вала по изменяющейся нагрузке без изменения расхода, поступающего в передачу, или одного из способов дроссельного регулирования.

Целью изобретения является повышение эффективности путем расширения диапазона автоматического бесступенчатого регулирования скорости вращения и величины крутящего момента.

Поставленная цель достигается тем, что гидрообъемная бесступенчатая передача транспортного средства, содержащая центральный вал и планетарный механизм закрытого типа, солнечные шестерни которого и сателлиты с общей осью помещены в пазы корпуса-водила, в котором выполнены дроссельные каналы, снабженные обратными клапанами и соединенные с отводным каналом, при этом одна из солнечных шестерен жестко соединена с кожухом приводного элемента, а другая — установлена на обгонной муфте с сервоприводом, центральный вал выполнен неподвижным, а установленный на нем планетарный механизм — трехрядным, солнечная шестерня одного из рядов которого жестко соединена с валом, в котором выполнены каналы для подвода и отвода рабочей жидкости к зацеплению и от зацепления этой шестерни с сателлитами своего ряда, установленной подвижно относительно общей оси сателлитов., жестко соединенной с сателлитами других рядов и установленной подвижно в корпусе-водиле, при этом дроссельные каналы в зацеплениях подвижных солнечных шестерен с сателлитами своих рядов посредством обратных клапанов соединены с каналами подвода рабочей жидкости к зацеплению неподвижной солнечной шестерни с сателлитами своего ряда.

При этом дроссельные каналы выполнены с двух сторон зацепления, обгонная муфта выполнена двусторонней, а сервопривод муфты выполнен управляемым от давления питания передачи.

S t0 !

На фиг. 1 изображена передача, общий вид; »а фиг. 2 — ра. рез А-А на фиг. 1.

На неподвижном валу l установлен трехрядный планетарный механизм закрытого типа, у которого солнечная шестерня 2 первого ряда установлена на обгонной муфте

3 двусгороннего действия, управляемой сервоприводом 4. Солнечная шестерня 5 второго ряда жестко соединена с неподвижным валом 1, а солнечная шестерня 6 третьего ряда жестко соединена с кожухом 7, который может быть или ступицей пневматического колеса, или звездочкой зубчатого колеса, или оборудован фланцем 8. Сателлиты 9-11 установлены на общей оси 12, причем сателлиты 9 первого ряда и сателлиты

11 третьего ряда жестко соединены с осью 12 установленной в свою очередь в подшипниках корпуса-водила 13, а сателлиты 10 установлены на оси свободно, с возможностью вращения вокруг нее.

В неподвижном валу 1, жестко соединенной с ним солнечной шестерне 5 и в корпусе-водиле 13 выполнены каналы 14 и 15 для подвода и отвода рабочей жидкости с двух сторон зацепления солнечной шестерни 5 с сателлитами 10. С двух сторон зацепления солнечных шестерен 2 и 6 с сателлитами 9 и 12 выполнены дроссельные каналы 16 и 17, которые через обратные клапаны 18 и 19 соединены с каналами 14 и 15, выполненными в неподвижном валу 1, шестерне 5 и корпусе-водиле 13.

Передача работает следующим образом.

Рабочая жидкость от внешнего нерегулируемого гидронасоса по каналам 14 в неподвижном валу 1, солнечной шестерне

5 и корпусе-водиле 13 поступает к зацеплению ряда солнечной шестерни 5 с сателлитами 10. Под действием гидравлического давления на зубья сателлита 10 и шестерни

5 (остающейся неподвижной) сателлиты

10 обкатываются по шестерне 5, увлекая за собой корпус-водило 13. Отработавшая жидкость частью остается между зубьями шестерни 5 и при вращении корпуса-водила

13 переходит в канал 15 слива, а частью выносится зубьями сателлитов 10 в свободную полость между корпусом-водилом 13 и кожухом 7. Этот планетарный ряд работает постоянно в режиме гидромотора. Другие планетарные ряды работают в режиме гидронасосов. Сателлиты 9 и 11, увлекаемые водилом 13, обкатываются по заторможенной обгонной муфтой 3 солнечной шестерне 2. Реакция на этой шестерне направлена в сторону, противоположную вращению корпуса-водила 13 и солнечной шестерни 6 (при определенном количестве зубьев) . При обкатывании зубья сателлитов 9 и 11 захватывают рабочую жидкость из свободной полости и несут ее в полость зацепления шестерен 2 и 6, нагнетая при этом ее в

1094763 дроссельиые каналы 16 или 17 в зависимости от направления вращения корпуса-водила 13. Расход, создаваемый, вернее потребляемый, вторым планетарным рядом

> должен быть больше расхода, создаваемого другими планетарными рядами. Если момент сопротивления на шестерне 6 оказывается больше сил гидравлического сопротивления в зацеплениях первого и второго планетарных рядов, то угловая скорость вращения всех сателлитов вокруг оси

12 равна и мотор-колесо реализует наибольшее передаточное отношение. Рабочая жидкость при этом через обратные клапаны 18 (или 19) поступает в полость высокого давления второго планетарного ряда. Происходит подпитка гидромотора. Если нагрузка на шестерне 6 уменьшилась и стала меньше сил гидравлического сопротивления, то угловая скорость вращения сателлитов 9 и 12 тоже пропорционально уменьшилась.

Реакция на заторможенной шестерне 2 бла- 20 годаря этому тоже уменьшилась до нуля и вновь возросла до разности между силами гидравлического сопротивления и момента сопротивления, но уже с противоположным знаком. При этом происходит увеличение скорости вращения шестерни 6, т. е. уменьшается передаточное отношение мотор-колеса, и увеличивается от нуля скорость вращения шестерни 2 в сторону вращения корпуса-водила 13. При полном отсутствии нагрузки мотор-колесо работает как прямая передача. При резком увеличении нагрузки шестерня 6 затормаживается, угловая скорость вращения сателлитов 9 и 12 возрастает, реакция на шестерне 2 опять меняет свое направление и колесо затормаживается обгонной муфтой 3. Передаточное отношение мотор-колеса увеличилось.

Таким образом, определяющим для бесступенчатого регулирования является взаимосвязь давления нагнетания в дроссельных каналах 16 или 17 и нагрузка на выходном звене, т. е. шестерне 6. При реверсе происходит предварительное переключение каналов 14 нагнетания на слив, а давленйе подается по каналам 15. Одновременно происходит переключение сепаратора обгонной муфты 3, которая теперь уже будет воспринимать реакцию шестерни 2 с противоположной стороны. Изменение вращения сателлитов изменит и каналы 16 и

17 нагнетания.

Технико-экономический эффект от внедрения изобретения состоит в расширении диапазона автоматического регулирования скорости вращения и крутящего момента в объемном гидроприводе с нерегулируемым насосом, а следовательно, в создании машин и оборудования с улучшенными тяговыми характеристиками, в облегчении управления машиной и повышении ее приспосабливаемости к условиям работы.

1094763

Редактор Г. Волкова

Заказ 3509/10

Составитель С. Паикретов

Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидрообъемная бесступенчатая передача транспортного средства Гидрообъемная бесступенчатая передача транспортного средства Гидрообъемная бесступенчатая передача транспортного средства Гидрообъемная бесступенчатая передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх