Быстроходное судно с винтовым движителем

 

БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ВИНТОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ, преимущественно гребным винтом, содержащее на транце поперечные выдвижные пластины - интерцепторы, разделенные на секции правого и левого борта, отличающееся тем, что, с целью повыщения скорости двит жеиия судна, оно снабжено уголковыми неравносторонними пластинами, установленными параллельно диаметральной плоскости , больщей стороной - на днище, а меньшей - на транце судна между секциями ин7ерцепторов в районе их внутренних кромок, причем длина меньшей стороны составляет 0,02-0,03, а длина большей стороны - 0,1-0,15 ширины судна на , и передние по потоку кромки пластин больщей стороны выполнены заостренными со скосом к транцу судна, при этом их высота .убывает по длине к носу судна до нуля, а расстояние между внутренними кромками секций интерцепторов составляет 1,03 ,0 диаметра гребного винта. 00 со О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК заю В 63 В 1 20

ИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !: ",.

ОПИСАН

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21-) 3563795/27-11 (22) 18.01.83 (46) 15.09.84. Бюл. № 34 (72) С. Б. Соловей, В. А. Баснин, В. Ф. Крестьянинов, М. М. Бунькоз и Г. Г. Охрименко (53) 629.12:532.583. (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 407783, кл. В 63 В 1/18, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 683947, кл. В 63 В 1/20, 1977 (прототип). (54) (57) БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С

ВИНТОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ, преимущественно гребным винтом, содержащее на транце поперечные выдвижные пластины — интерцепторы, разделенные на сек,Я0.„1113301 А цни правого и левого борта, отличающееся тем, что, с целью повышения скорости дви-. жения судна, оно снабжено уголковыми неравностороннимн пластинами, установленными параллельно диаметральной плоскости, большей стороной — на днище, а меньшей — на транце судна между секциями ннтерцепторов в районе их внутренннх кромок, причем длина меньшей стороны составляет 0,02-0,03, а длина большей стороны — 0,1-0,15 ширины судна на 1фанце, и передние по потоку кромки пластин большей стороны выполнены заостренными со скосом к транцу судна, прн этом их высота ,убывает по длине к носу судна до нуля, а расстояние между внутренними кромками секций ннтерцепторов составляет 1,03,0 диаметра гребного винта.

Ф е

1 )113301

Изобретение относится к судостроению, s частности к быстроходным судам, а именно глиссирующим катерам и мотолод)!ам.

Известно быстроходное судно, содержащее глиссирующее днище с установленными поперек него выдвижными пластинами — интерцепторами 11).

Однако данное судно характеризуется недостаточным снижением сопротивления движению судна. )0

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является быстроходное судно с винтовым движителем, преимущественно гребным винтом, содержащее на транце поперечные выдвижные пластины — интерцепторы, разделенные на сек- ) ции правого и левого борта 12).

Недостатком известного судна является то, что вследствие неблагоприятного взаимодействия установленного на судне движителя, в частности гребного винта, с пото- 2, ком, обтекающим кормовую оконечность ., судна с установленными на транце интерцепторами, судно не может развивать высокую скорость, Целью изобретения является повышение скорости движения судна, 25

Поставленная цель достигается тем, что быстроходное судно с винтовым движите, лем, преимущественно гребным винтом, содержащее на транце поперечные выдвижные пластины — интерцепторы, разделенные иа секции правого и левого борта, снаб-З0 жено уголковыми неравносторонними пластинами, установленными параллельчо диаметральной плоскости, большей стороной на днище, а меньшей — на транце судна между секциями интерцепторов в районе их внутренних кромок, причем длина меньшей стороны составляет 0,02-0,03, а длина большей стороны — О, -0,15 ширины судна на транце, и передние по потоку кромки пластин большей стороны выполнены заостренными со скосОм ; к транцу судна, при 40 этом их высота убывает по длине к носу судна до нуля, а расстояние между внутренними кромками секций интерцепторов составляет l,0-3,0 диаметра гребного винта.

На фиг. I изображено быстроходное судьо, (вид сбоку); на фиг. 2 — вид А на фиг. l, вид судна с кормы; на фиг, 3 .сечение Ь-б, на фиг. 2, продольное сечение судна в кормовой оконечности; на фиг. 4— то же, с шайбами переменной высоты.

Судно имеет. глиссирующее днище 2 и винтовой движитель, например гребной винт 3, расположенный за транцем -4 судна I. На транце 4 судна 1 установлены выдвижные поперечные пластины — интерцепторы, разделенные на секции правого 55

5 и левого 6 борта симметрично диаметральной плоскости. Крепление секций 5 и 6 интерцепторов к транцу 4 осуществлено посредством кронштейнов 7. Секции 5 и 6 интерцепторов установлены на транце 4 таким образом, что расстояние между их внутренними кромками 8 составляет 1.0-3,0 диаметра гребного винта 3. На днище 2 и транце 4 у внутренних кромок 8 секций 5 и 6 интерцепторов установлены уголковые неравносторонние пластины 9, параллельные диаметральной плоскости. меньшей стороной )Π— на транце, а большей стороной

Il — на днище судна. Длина меньшей стороны 10 составляет 0,02-0,03,а длина большей стороны 11 — 0,1-!5 ширины корпуса судна 1 по скуле 12 на транце 4. Передние по потоку кромки 13 большей стороны 11 выполнены заостренными со скосом к транцу 4 судна так, что их высота убывает по длине к носу судна до нуля.

При расположении гребного винта 3 за транцем 4 судна 1, как это имеет место при применении на судне ) подвесного мотора, отмечается значительное увеличение местной скорости потока. протекающего через диск гребного винта 3. Это увеличение обусловловлено тем. что непосредствен„но перед секциями 5 и б интерцептора, ° расположенными на транце 4, наблюдается интенсивное поперечное растекание жидкости, часть которой с большой скоростью выбрасывается в направлении диаметральной плоскости (ДП) и в направлении бортов. Часть, выбрасываемая в направлении бортов, образует брызговую пелену. а часть отбрасываемая с внутренних кромок интерцепторов в направлении Д)1, способствует ускорению потока. натекающего на гребной винт, расположенный в ДГ1. При увеличении скорости протекания потока через диск гребного винта увеличивается относительная поступь винта и соответственно падает развиваемый винтом упор. Тяга, создаваемая винтом, оказывается недостаточной н скорость судна снижается.

Установка на днище 2 судна I у внутренних кромок 8 интерцепторов, параллельных ДП уголковых пластин 9, препятствует выбросу жидкости с кромок 8 в направлении ДП. Тем самым предотвращается увеличение скорости протекания жидкости через диск гребного винта 3 и исключается снижение упора, развиваемого винтом 3.

Скорость судна при этом возрастает.

Размещение секций интерцепторов таким образом, что расстояние между их внутренними кромками составляет 1,0-3,0 диаметра гребного винта, обеспечивает наибольшую эффективность предлагаемого устройства, т.е. повышение скорости движения.

При расстоянии между внутренними кромками интерцепторов менее 1,0 диаметра гребного винта, интерцепторы будут лишь частично перекрыва гь поток, обтекающий винт. При этом коэффициент упора будет

)тадать, тяга, развиваемая винтом, окажет!

113301 ся недостаточной и скорость движения судна снизится.

При расстоянии между внутренними кромками интерцепторов более 3,0 диаметров гребного винта неизбежен прорыв воздуха к винту со стороны бортов при маневрирова ни и судна, что приведет к си и жению скорости движения судна.

Установка у внутренних кромок интерцепторов параллельно ДП уголковых неравносторонних пластин будет препятствовать выбросу жидкости с кромок с направлении llH. тем самым предотвращая увеличение скорости протекания жидкости через диск гребного винта и снижение упора, развиваемого гребным винтом, а следовательно, возрастает скорость движения судна.

Выбор длины меньшей стороны уголковых пластин в диапазоне 0-02-0,03 ширины корпуса судна по скуле на транце обеспечит наибольшую скорость движения судна.

При длине меньшей стороны пластин менее 0,02 ширины корпуса по скуле на транце поток, срывающийся с внутренних кромок интерцепторов. не будет полностью перекрываться, и сохранение упора винта, а следовательно, и скорости движения судна при этом не может быть гарантировано.

При длине меныпей стороны пластин более

0,03 ширины корпуса по скуле на транце произойдет падение скорости судна вследствие роста сопротивления судна за счет дополнительного сопротивления самих пластин.

Длина болыпей стороны пластин. составляющая 0,10-0,15 ширины корпуса судна по скуле на транце, является оптимальной.

При длине большей стороны пластин менее

0,10 корпуса судна по скуле на транце не обеспечивается полное перекрытие потока, отбрасываемого с внутренних кромок интерцепторов, что приведет к поперечному перетеканию жидкости в направлении ДП. В результате скорость протекания жидкости через гребной винт будет расти, а скорость з. движения судна — падать. Усчйновка на судне пластин с длиной большей стороны более 0,15 ширины корпуса судна по скуле на транце приведет к росту полного сопротивления судна эа счет роста собстиунного сопротивления пластин настолько, что, несмотря на сохранение упора гребного винта, скорость движения судна будет падать.

Выполнение передних по потоку крамок пластин заостренными и скошенными в направлении транца обеспечивает снижение собственного сопротивления и соответственно полного сопротивления судна, в результате чего скорость движения судна возрастает.

Выполнение уголковых пластин выступающими за плоскость транца гарантирует полное перекрытие потока, отбрасываемого с внутренних кромок ннтерцепторов в направлении ДП, тем самым обеспечивается . поддержание требуемого значения упора гребного винта и увеличение скорости дви.?з жения судна.

При выполнении большей стороны пластин с переменной высотой их эффективность как средств предотвращения поперечного перетекания жидкости перед интерцептоЗО рами сохраняется. Дополнительное сопротивление, вносимое ими в общий баланс сопротивления судна, снижается за счет уменьшения их площади. Скорость движения судна в результате возрастает.

При этом создается возможность экономии горюче-смазочных материалов, увеличения полезной грузоподъемности судна и дальности его плавания.

Редактор Л. Повхан

Заказ 6144/15

Составитель Ю..Серов

Техред И. Верес . Корректор М. Максимишинец

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Быстроходное судно с винтовым движителем Быстроходное судно с винтовым движителем Быстроходное судно с винтовым движителем Быстроходное судно с винтовым движителем 

 

Похожие патенты:

Катамаран // 1094797

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх