Кормовая оконечность корпуса судна

 

КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА с туннельными обводами для размещения движительно-рулевого комплекса, содержащая бортовые и кормовые свесы, отличающаяся тем, что, с целью снижения сопротивления воды движению судна, днище корпуса судна за плоскостями дисков гребных винтов спрофилировано по форме плавной поверхности двоякой кривизны с выпуклостью, обращенной вниз, образующие которой в плоскостях батоксов, проходящих через оси гребных валов, имеют локальный минимум, расположенный на расстоянии не менее 0,9 диаметра гребного винта за его диском, а упомянутые образующие за точкой перегиба этого минимума подходят к плоскости конструктивной грузовой ватерлинии под углом не более 15°. S to to сд 4 01

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1122545

3(51) В 63 В 1/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3578243/27-11 (22) 12.04.83 (46) 07.11.84. Бюл. № 41 (72) А. Г. Ляховицкий, А. Б. Петров, М. В. Бегак, -А. И. Короткин, Б. И. Келим и Г. С. Никитин (71) Ленинградский институт водного транспорта и Центральное технико-конструкторское бюро Министерства речного флота РСФСР (53) 629.! 2.011.763 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 704851, кл. В 63 В 1/08, 1978 (прототип) . (54) (57) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ

КОРПУСА СУДНА с туннельными обводами для размещения движительно-рулевого комплекса, содержащая бортовые и кормовые свесы, отличающаяся тем, что, с целью снижения сопротивления воды движению судна, днище корпуса судна за плоскостями дисков гребных винтов спрофилировано по форме плавной поверхности двоякой кривизны с выпуклостью, обращенной вниз, образующие которой в плоскостях батоксов, проходящих через оси гребных валов, имеют локальный минимум, расположенный на расстоянии не менее 0,9 диаметра гребного винта за его диском, а упомянутые образующие за точкой перегиба этого минимума подходят к плоскости конструктивной грузовой ватерлинии под углом не более 15 .

1122545

Изобретение относится к судостроению, в частности к кормовым оконечностям речных судов с туннельными обводами.

Известна кормовая оконечность корпуса судна с туннельными обводами для размещения движительно-рулевого комплекса, содержащая бортовые и кормовые свесы 11) .

Недостатком известного судна с такой туннельной кормовой оконечностью является резкое возрастание сопротивления воды движению судна.

Цель изобретения — снижение сопротивления воды движению судна.

Для достижения указанной цели в кормовой оконечности корпуса судна с туннельными обводами для размещения движительно-рулевого комплекса, содержащей бортовые и кормовые свесы, днище корпуса судна за плоскостями дисков гребных винтов спрофилировано по форме плавной поверхности двоякой кривизны с выпуклостью, обращенной вниз, образующие которой в плоскостях батоксов, проходящих через оси гребных валов, имеют локальный минимум, расположенный на расстоянии не менее 0,9 диаметра гребного винта за его диском, а упомянутые образующие за точкой перегиба этого минимума подходят к плоскости конструктивной грузовой ватерлинии под углом не более 15 .

На фиг. 1 изображена предлагаемая кормовая оконечность судна; на фиг. 2 — то же, план; на фиг. 3 — то же, на проекции «корпус» теоретического чертежа.

Туннельная кормовая оконечность судна включает носовую часть подзора туннеля 1, расположенную перед плоскостью диска гребного винта 2 и образованную плавной поверхностью двоякой кривизны, кормовую часть туннеля 3, при этом образующие кормовой части в плоскостях батоксов имеют локальный минимум 4, расположенный на расстоянии не менее 0,9 диаметра гребного винта за ним, после чего за точкой перегиба подходят к плоскости конструктивной (грузовой) ватерлинии 5 под углом между ватерлинией и касательной 6 к батоксу в точке пересечения с ватерлинией 5 не более 15 .

При движении судна, благодаря работе гребных винтов 2, происходит заполнение водой туннелей как в носовой 1, так и в кормовой 3 частях. На широких речных судах обтекание корпуса происходит по батоксам.

Наличие локального минимума 4, расположенного на расстоянии не менее чем 0,9 диаметра гребного винта 2 за ним, приводит к тому, что за этой точкой поток не открывается от поверхности корпуса с образованием вихрей, а обтекает ее. Форма поверхности, определяемая батоксами за локальным минимумом 4, имеющими точку перегиба и подходящими к конструктивной (грузовой) ватерлинии 5 под углом между ней и касательной 6 к батоксу в точке пересечения с ватерлинией не более 15, обеспечивает безотрывное обтекание кормовой туннельной оконечности за диском гребного винта 2 на всем ее протяжении.

Предлагаемая форма кормовой оконечности, благодаря безотрывному обтеканию, приводит к резкому снижению сопротивления воды движению судов, что обеспечивает существенное снижение потребной мощности энергетических установок при сохранении объема транспортной работы флота или к снижению расходов энергии (топлива) .

30 Выполненные в аэродинамической трубе испытания дублированной модели судна с предлагаемой кормовой оконечностью показывают, что она обтекается безотрывно.

Для известного судна снижение полного сопротивления при использовании предлагаемой кормовой оконечности составляет

25 /р. Ориентировочный выигрыш в скорости хода при сохранении расходов топлива составляет 12 /р.

Предлагаемая кормовая оконечность мо4g жет быть использована на многих речных мелкосидяших судах.

1122545 фиг.2

Составитель Ю. Серов

Редактор И. Дербак Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 7808/15 Тираж 455 Подпнсное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Кормовая оконечность корпуса судна Кормовая оконечность корпуса судна Кормовая оконечность корпуса судна 

 

Похожие патенты:

Катамаран // 1094797

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх