Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЕДУЩЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус, вал, установленный в корпусе на подшипниках, муфту свободного хода с наружной и внутренней обоймами , первая из которых связана зацеплением с приводом, а вторая установлена на валу с возможностью вращения, а также механизм управления, включающий в себя втулку , установленную на валу с возможностью осевого перемещеН|Ия, и вилку управления, при этом на втулке выполнена по крайней мере одна зубчатая полумуфта для связи с зубчатой полумуфтой на внутренней и наружной обоймах муфты свободного хода, отличающееся тем, что, с целью повыщения долговечности элементов привода и экономии топлива при принудительном включении дополнительного ведущего моста, наружная обойма муфты свободного хода связана с зубчатой полумуфтой втулки механизма управления посредством планетарного редуктора , сателлиты Которого установлены на осях, закрепленных на наружной обойме муфты свободного хода, солнечная щестер (Л ня связана с валом через втулку механизма управления, а эпициклическая щестерня соединена с корпусом.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1126465 з(Ю В 60 К 17/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3636696/27-11 (22) 23.08.83 (46) 30.11.84, Бюл. № 44 (72) В. С. Войтешонок, В. В. Ванцевич, А. Х. Лефаров, А. Ф. Андреев, П. Н. Степанюк, Л. А. Пугач и А. М. Старынин (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-587 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 470415, кл. В 60 К 17/34, 1975 (прототип) . (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЕДУЩЕГО

МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус, вал, установленный в корпусе на подшипниках, муфту свободного хода с наружной и внутренней обоймами, первая из которых связана зацеплением с приводом, а вторая установлена на валу с возможностью вращения, а также механизм управления, включающий в себя втулку, установленную на валу с возможностью осевого перемещения, и вилку управления, при этом на втулке выполнена по крайней мере одна зубчатая полумуфта для связи с зубчатой полумуфтой на внутренней и наружной обоймах муфты свободного хода, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности элементов привода и экономии топлива при принудительном включении дополнительного ведущего моста, наружная обойма муфты свободного хода связана с зубчатой полумуфтой втулки механизма управления посредством планетарного редуктора, сателлиты которого установлены на осях, закрепленных на наружной обойме Я муфты свободного хода, солнечная шестерня связана с валом через втулку механизма управления, а эпициклическая шестерня соединена с корпусом. С::

1126465

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что солнечная шестерня выполнена на втулке механизма управления.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что зубчатая полумуфта внутренней обоймы муфты свободного хода связана с внутренней обоймой через хвостовик, на котором посредством ступицы установлены

Изобретение относится к машинострое-. нию и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств.

Известно устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства, содержащее корпус, вал, установленный в корпусе на подшипниках, муфту свободного хода с наружной и внутренней обоймами, первая из которых связана за цеплением с приводом, а вторая установлена на валу с возможностью вращения, а также механизм управления, включающий в себя втулку, установленную на валу с возможностью осевого перемещения, и вилку управления, при этом на втулке выполнена по крайней мере одна зубчатая полумуфта для связи с зубчатой полумуфтой на внутренней и наружной обоймах муфты свободного хода (1).

Недостатком известного устройства является то, что конструктивное кинематическое несоответствие, выполненное для надежного автоматического отключения дополнительного ведущего моста, сохраняется при принудительном его включении, чем обусловлено снижение долговечности и повышение расхода топлива.

Цель изобретения — повышение долговечности элементов привода и экономии топлива при принудительном включении дополнительного ведущего моста.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства, содержащем корпус, вал, установленный в корпусе на подшипниках, муфту свободного хода с наружной и внутренней обоймами, первая из которых связана зацеплением с приводом, а вторая установлена на валу с возможностью вращения, а также механизм управления, включающий в себя втулку, установленную на валу с возможностью осевого перемещения, и вилку управления, при этом на втулке выполнена по крайней мере одна зубчатая полумуфта для связи с зубчатой полумуфтой на внутренней и наружной обоймах муфты свос возможностью вращения жестко соединенные друг с другом солнечная шестерня и ее зубчатая полумуфта.

4. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что эпициклическая шестерня соединена с корпусом дополнительной зубчатой муфтой, одна из полумуфт которой закреплена на эпициклической шестерне, а другая — на вилке управления.

2 бодного хода, наружная обойма муфты свободного хода связана с зубчатой полумуфтой втулки механизма управления посредством планетарного редуктора, сателлиты

5 которого установлены на осях, закрепленных на наружной обойме муфты свободного хода, солнечная шестерня связана с валом через втулку механизма управления, а эпициклическая шестерня соединена с корпусом.

Кройе того, солнечная шестерня может быть выполнена на втулке механизма управления.

А зубчатая полумуфта внутренней обоймы муфты свободного хода связана с внут15 ренней обоймой через хвостовик, на котором посредством (ступицы установлены с

l возможностью вращения жестко соединенные друг с другоф, солнечная шестерня и ее зубчатая полуму )та.

Кроме того,, эпициклическая шестерня

20 ( может быть соединена с корпусом дополнительной зубчатой муфтой, одна из полумуфт которой закреплена на эпициклической шестерне, а другая —, на вилке управления.

На фиг: 1 изображена кинематическая

25 схема устройства, соответствующая отключенному дополнительйому мосту; на фиг. 2 то же, при включении дополнительного ведущего моста через муфту свободного хода; на фиг. 3 — то же, при принудительном включении ведущего моста; на фиг. 4 — то же, второй вариант установки солнечной шестерни; на фиг. 5 — то же, вариант соединения эпициклической шестерни " корпусом.

Устройство привода дополнительного ве35 дущего моста содержит корпус 1 (фиг. 1), в котором на подшипниках установлен вал

2,несущий роликовую муфту свободного хода, зафиксированную от осевого перемещения, и механизм управления. Роликовая муфта свободного хода имеет внутреннюю 3

40 и наружную 4 обоймы. Внутренняя обойма

3 установлена на валу 2 на подшипнике и имеет зубчатый венец для зацепления к механизму управления. Наружная обойма 4

1126465 имеет зубья 5 для зацепления с шестерней привода коробки передач (не показана).

На наружной - обойме закреплены оси, на которых установлены сателлиты 6 планетарного редуктора.

Механизм управления устройством привода включает втулку 7, установленную на валу 2 на шлицах с возможностью осевого перемещения, вилку 8 управления и ее привод (не показан). Втулка 7 имеет зубья

9 для зацепления с внутренней обоймой 3 роликовой муфты свободного хода. Солнечная шестерня 10 выполнена заодно с втулкой 7, а эпициклическая шестерня 11 установлена в корпусе неподвижно.

По одному варианту изобретения (фиг. 4) внутренняя обойма 3 роликовой муфты имеет хвостовик, на котором выполнена зубчатая полумуфта 12. Солнечная шестерня

10 имеет зубчатую полумуфту 13, выполненную на ступице, и установлена на хвостовике внутренней обоймы 3 с возможностью вращения независимо от внутренней обоймы и зафиксирована от осевого перемещения.

Втулка 7 механизма управления имеет две зубчатые полумуфты, одна из которых 14 постоянно зацеплена с зубчатой полумуфтой

15, выполненной на валу 2 устройства управления. С помощью другой полумуфты 16 и вилки 8 с валом 2 соединяется либо внутренняя обойма 3 роликовой муфты (крайнее правое положение втулки 7), либо солнечная шестерня 10 (крайнее левое положение втулки 7) . При среднем положении втулки

7 дополнительный ведущий мост отключен.

Вариант устройства управления (фиг. 5) отличается тем, что эпициклическая шестерня 11 установлена с возможностью вращения, зафиксирована от осевого перемещения на наружной обойме 4 роликовой муфты и имеет дополнительный зубчатый венец 17 для зацепления с зубьями 18, выполненными на вилке 8 механизма управления. . При принудительном включении дополнительного ведущего моста (крайнее левое положение втулки 7) солнечная шестерня

10 через втулку 7 соединяется с валом 2, а эпициклическая шестерня 11 — с вилкой 8. Таким образом, эпициклическая шестерня 11 оказывается заторможенной и крутящий момент передается через планетарный редуктор.

Устройство работает. следующий образом.

При перемещении втулки 7 вилкой 8 механизма управления из крайнего правого положения (фиг. 1) в среднее полажение (фиг. 2) она вводится в зацепление с внутренней обоймой 3 роликовой муфты свободного хода. Крутящий момент от коробки передач через зубья 5 наружной обоймы 4 и ролики муфты передается внутренней обойме 3, а от нее через зубья 9 втулке 7 и через шлицы — валу 2. В зависимости от дорожных условий роликовая муфта включает или отключает дополнительный ведущий мост, что обеспечивается наличием конструктивного кинематического несоответствия в его приводе.

Принудительно дополнительный ведущий мост включен при крайнем левом положении втулки 7 (фиг. 3). При этом втулка 7 выведена из зацепления с внутренней обоймой 3, а сателлиты 6 введены в зацепление с солнечной шестерней. Крутящий момент от наружной обоймы 4 через сателлиты 6 и солнечную шестерню 10 передается втулке 7, а от нее через шлицы — валу 2, т. е. через планетарный редуктор. При этом передаточное число i, привода к колесам до30 полнительного ведущего моста изменяется до величины i-„ таким образом, что: ма 4 «ка "аЭто обеспечивает равенство нулю конструктивного кинематического несоответствия. а- Ь вЂ” Гй< ° 1й гп.

35 rx< где г„, a r — радиусы колес дополнительного и основного ведущих мостов в ведомом режиме;

t, и,— передаточные числа к дополнительному и основному мостам.

40 Изобретение позволяет устранить конструктивное кинематическое несоответствие при принудительном включении переднего моста, когда роликовая муфта блокируется и кинем атическое несоответствие не нужно.

1126465

Ф.г. 5

Составитель А. Кретов

Редактор Н. Воловик Техред И. Верес - Корректор В. Бутяга

Заказ 8615/13 Тираж 656 Г!одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР яо делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

1 Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано для изготовления простых, скоростных, полноприводных автомобилей-вездеходов с автоматической бесступенчатой передачей, с высокими динамическими характеристиками

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх