Способ сборки бандажного узла ротора электрической машины

 

СОЮЗ СОЖТСКИХ

06UWNION

1%ОъБЛин

091 О!) 3ш Н 02 К 15/06 опиолиие HsospETEHNFI

Г0С ДМ ОтвааЫй НОМИтЕт Ceef

l_#_ 4 (2t) 3558666/24-02 (22) 28.02.83 (46) 23. 12.84. Бюл. В 47 (72) Г.М.Хуторецкий, Г.А.Загородная, Ю.Н.Дубровин, В.Э.Школьник и А.А.Га-. ,лай (71} Лещи градское злектромашиностроительное объединение "Электросила" ии. С.И.Кирова (53) 621.313.04(088.8) (56) 1. Булаткин В.А. и др. Ремонт роторных .бандажей турбогенераторон.

И., "Энергия", 1973, с. 43-45.

2. Справочник по ремонту турбогенераторов. Под ред. П.И.Устинова.

И., "Энергия", 1978, с. 216. (54) (57) СПОСОБ СБОРКИ БАНДАЖНОГО УЗ. ЛА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, включающий установку иа бочку ротора накидной гайки, разрезной кольцевой шпоикй и бандажного кольца, aarpei накидной гайки н навинчивание ее на бандажнае кольцо до упора в шпонку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности электрической машины за счет уменьшения напряжений в накидной гайке в сборке, ослс навинчивания гайки на бандажное кольцо измеряют ее температуру и отвинчивают гайку на угол, соответствующий длине дуги, определяемой из соотношения

6751g(4-to) (0,63 где Ы вЂ” козффициент линейного расширения материала гайки, 1/оС.

Р— диаметр, на котором измеряется длина дуги отвинчивания гайки, мм;

1 - длина гайки от резьбы до места упора в шпонку, мм; — температура гайки в конце процесса ее навинчивания на бандажное кольцо, С;

- температура гайки, при которой обеспечивается задан- 8 ные осевой и радиальной натяги, 0С;

h - шаг резьбы, мм;

9ai4

D — средний диаметр резьбы, мм; — угол подъема резьбы.

1130963

Изобретение относится к технологии сборки бандажных узлов роторов электрических машин, в частности турбогенераторов, и мажет быть использовано в электротехнической промыш- 5 ленности, Известен способ сборки бандажного узла ротора турбогенератора, при котором до насадки бандажного кольца на бочку ротора в его внутренней 10 кольцевой канавке, выполненной на стороне бочки ротора, устанавливаются сегментные шпанки, снабженные по внутренней поверхности радиально выступающими зубцами и закрепленные 15 струбцинами относительно бандажного кольца. Нагретое бандажное кольцо насаживается на бочку ротора таким образом, чтобы радиально выступаницие зубцы сегментных шпонок при продви-, 20 женин бандажного кольца вдоль оси ротора перемещались вдоль обмоточных паров. После надевания бандажного кольца до его остывания струбцины снимаются и сегментные шпанки переме-25 щаются в тангенцнальном направлении с помощью стопорных клиньев до зацепления с зубцами бочки ротора. Затем стопорные клинья закрепляются винтами, которые удерживают шпанки от об- 30 ратного смещения при работе турбогенератора (1 .. Недостатком данного способа является трудоемкость технологических нодгоночных работ, предшествующих сборке бандажного узла, так как для свободного надевания бандажного кольца и перемещения сегментов последние должны быть точно выверены относительно зубцов бочки ротора и стопорных клиньев. 40

Известен также способ сборки бандажного узла ротора электрической машины, включающий установку на бочку ротора накидной гайки, разрезной кольцевой шпанки и бандажного кольца,45 нагрев накидной гайки и навинчивание ее на бандажное кольцо до упора в шпанку (2).

Недостатком известного способа является низкая надежность электричес- 50 кой машины из-за напряжений в накидной гайке в сборке, превышающих допустимые значения. Возникновение повышенных напряжений связано с невозможностью точно выдержать требуемую температуру нагрева накидной гайки при ее навинчивании на бандажное кольцо и обеспечить тем самым требуемую величину натяга, соответствующую допустимой величине напряжения в гайке.

Цель изобретения — повышение надежности электрической машины за счет уменьшения напряжения в накидной гайке в сборке.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу сборки бандажного узла ротора электрической машины, включающему установку на бочку ротора накидной гайки, разрезной кольцевой шпанки и бандажного кольца, нагрев накидкой гайки и навинчивание ее на бандажное кольцо до упора в шпанку, после навинчивания гайки на бандажное кольцо измеряют ее температуру и отвинчивают гайку на угол со1 ответствующий длине дуги> определяемой из соотношения:

1(0) 2 е где К - коэффициент линейного расшнрения материала гайки, 1/ С;

D — диаметр, на котором измеряется длина дуги отвинчивания гайки, мм;

1 - длина гайки от резьбы до места упора в шпанку, мм; — т.емпература гайки, в конце процесса ее навинчивания на бандажное кольцо, С;

t — температура гайки, при которой обеспечивается заданный осевой и радиальный натяги, С;

Ь вЂ” шаг резьбы, мм;

D — средний диаметр резьбы, мм у

- угол подъема резьбы.

На чертеже показан бандажный узел ротора электрической машины.

Способ сборки бандажного узла ротора электрической машины осуществляется следующим образом.

На бочку 1 ротора электрической машины устанавливают накидную гайку 2, разрезную кольцевую шпанку 3 и бандажное кольцо 4. На участке бандажного кольца на одинаковом расстоянии друг от друга по длине окружности наносят риски 5, например, мелом.в миллиметрах, как показано на чертеже. Производят нагрев накидной гайки 2 до температуры t, превышающей заданную температуру tz

1130963 где

Составитель В.Воскобойников

Редактор Аг.шандор Техред-О.Неце

Корректор М.Демчик

Заказ 9622/39 . Тираж 666

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

3 при которой обеспечивается заданный осевой и радиальный натяги гайки.

Затем производят навинчивание накидной гайки 2 на бандажное кольцо 4 до упора в разрезную кольцевую шпонку 3. После этого отвинчивают накидную гайку на угол, соответствующий длине дуги, определяемой из соотношения: о — коэффициент линейного расширения материала гайки; — диаметр, на котором измеряется длина дуги отвинчивания гайки, мм; — длина гайки от-резьбы до места упора в.шпонку, мм; — температура гайки в конце процесса ее навинчивания на бандажное кольцо, С; — теьнзература гайки, при ко, торой обеспечивается заданный осевой и радиальный натяг, С. — шаг резьбы, мм;

D> - средний диаметр резьбы,мм.

p — угол подъема резьбы.

Для сокращения времени определения длины отвинчивания эта величина для каждого типа электрической машины может быть вычислена заранее в зависимости от температуры t и представлена в виде таблицы или графика.

При отворачивании нагретой до температуры и накидной гайки 2 между ее внутренним кольцевым выступом 6 и разрезной кольцевой шпонкой 3 образуется осевой зазор. При остывании гайки от температуры t до to осевой зазор выбирается до нуля и при дальнейшем полном остывании накидной гайки она оказывается надетой на бандажное кольцо с гарантированным осевым .и радиальным натягами, соответствующими заданной температуре Ф, при Рото" рых напряжение в матерцале кольца соответствует расчетному, чем обеспечивается исключение в накидной гайке трещин, коррозионного происхождения при повышенной влажности хладагента в корпусе электрической машины.

Изобретение позволяет повысить надежность электрических машин.

Способ сборки бандажного узла ротора электрической машины Способ сборки бандажного узла ротора электрической машины Способ сборки бандажного узла ротора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается способа укладки волновой обмотки в статор многофазной электрической машины переменного тока, в частности генератора переменного тока, а также конструкции статоров с любым количеством пазов и уложенной таким способом фазной обмоткой с любым количеством секций

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и касается способов формования и укладки волновых обмоток соединенными посредством их лобовых частей перемычками в шихтованные пакеты роторов или статоров электрических машин

Изобретение относится к микромехатронике и микроробототехнике, в частности к шаговым линейным микроприводам

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин
Наверх