Коробка передач транспортного средства

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с щестернями внещнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижения металлоемкости, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни , а также с корпусом коробки передач , а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач , при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала - с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты - вцходного вала с водилом и солнечной шестерней. сд О)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,Я0„„1150106

4(59 В 60 17 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф g y 26 25 Л

С

Ю

CO

12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3689755/27-11 (22) 06.01.84 (46) 15.04.85. Бюл. № 14 (72) В. И. Некрасов, А. С. Терехов и Г. Н. Шпитко (71) Курганский машиностроительный институт (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Высоцкий М. С. и др. Грузовые автомобили. М., «Машиностроение», 1979, с. 171, рис. 52 (прототип). (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижения металлоемкости, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала — с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты — выходного вала с водилом и солнечной шестерней.

1150106

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач трансмисии колесных машин.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус. с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма (1).

Однако известная коробка передач характеризуется высокоЙ металлоемкостью и недостаточным кинематическимдиапазоном.

Целью изобретения является повышение эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижение металлоемкости.

Указанная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства, содержащей корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала — с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты — выходного вала с водилом и солнечной шестерней.

На чертеже изображена схема 11-ступенчатой коробки передач.

В табл. 1 показана согласованность работы муфты; в табл. 2 — передачи положения звеньев планетарного механизма и муфты переключения.

Входной вал 1 с зубчатым венцом соединен муфтой переключения 2 с шестерней 3 или 4. Шестерня 3 постоянно зацеплена с шестерней 5, а шестерня 4 — с шестерней 6.

Шестерни 5 и 6 закреплены на трубчатом валу 7, на концах которого имеются зубчатые венцы. Муфта 8 соединяет вал 9 с корпусом КП 0, левый зубчатый венец вала 7 с зубчатым венцом вала 9 или с зубчатым венцом коаксиального вала 11. Муфта 12 соединяет правый зубчатый венец ватерни 24 и 25, муфту 26 (положение III) крутящий момент передается на вал 21.

Муфта 20 находится в положении Il.

VI передача (табл. 2). Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при Ч передаче.

VII передача (табл. 2). Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 12 (положе55 ла 7 с коаксиальным валом 11 или с зубчатым венцом корпуса планетарного механизма 13, в котором закреплена эпициклическая шестерня 14. Муфта 12 также соединяет корпус КП 10 с корпусом планетарного механизма 13 и эпициклической шестерни 14 или с коаксиальным валом 11. Последний соединен с водилом 15, на котором установлены сателлиты 16, находящиеся в зацеплении с эпициклической 14 и солнечной 17 шестернями планетарного механизма. На валу 9 закреплены солнечная шестерня 17 и шестерня 18, которая зацеплена с шестерней 19. Муфта 20 соединяет шестерню 19 с вторичным валом 21 коробки передач.

Водило 15 жестко соединено с шестерней 22, которая зацеплена с шестерней 23. Шестерня 24 закреплена на корпусе планетарного механизма 13 и зацеплена с шестерней 25.

Шестерни 19, 23 и 25 свободно установлены на вторичном валу 21 и соединяются с ним

20 муфтами 20 и 26. Муфта 26 соединяет вторичный вал 21 с шестерней 25 или с входным валом 1.

Работа коробки передач осуществляется следующим образом.

1 передача (табл. 2). От входного вала через зубчатый венец, муфту переключения 2 (положение III, табл. 1) и шестерни 3 и 5 крутящий момент подается на вал 7. От вала 7 через муфту 8 (положение II, табл. 1) момент подается на солнечную шестерню 17.

С помощью муфты 12 (положение Ш, табл. 1) эпициклическая шестерня 14 остановлена относительно корпуса КП 10. С водила 15 муфтой 20 (положение I, табл. 1) крутящий момент через шестерни 22 и 23 передается на вал 21. Муфта 26 находится в з положении П.

II передача обеспечивается переключением муфты 2 из положения III в положение 1.

Остальные муфты как при I передаче.

Ш передача (табл. 2) . Муфта 2 в положении III, с вала 7 муфтой 12 (положение II) момент передается на эпициклическую шестерню 14. Муфтой 8 (положение I) остановлена солнечная шестерня 17. С водила 15 через шестерни 22 и 23 и муфту 20 (положение I) крутящий момент передает4 ся на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.

IV передача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при III переда че.

V передача (табл. 2). Муфта 2 в положе50 нии III. С вала 7 муфтой 12 (положение II) по корпусу планетарного механизма 13, шес1150106

Соединяет

Муфта Положение

1, 2,4,6, 7

2 ТТ 1, 2

7, 8, 9, 17

25

17 18, 19, 20, 21

1, 26, 21

40 ние 1) момент передается на водило 15.

Муфтой 8 (положение 1) остановлена шестерня 17. С эпициклической шестерни 14 и далее через шестерни 24 и 25, муфту 26 (положение 111) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 20 находится в положении II.

VIII передача (табл. 2). Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при VII передаче.

IX передача (прямая) (табл. 2). Муфта 2 в положении 11. Крутящий момент с вала 1 через муфту 26 (положение 1) передается на вал 21. Муфта 20 в положении 11.

Х передача (табл. 2). Муфта 2 в положении Ill. С вала 7 муфтой 8 (положение 111) момент передается на водило 15. Муфтой

12 (положение III) остановлена эпициклическая шестерня 14. С солнечной шестерни 17 через шестерни 18 и 19 и муфту 20 (положение II I) момент передается на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.

XI передача (табл. 2). Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при Х пере-, даче.

XII передача, первый задний ход (табл. 2).

Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 8 (положение 11) момент передается на солнечную шестерню 17. Муфтой 12 (положение IV) остановлено водило 15. С эпициклической шестерни 14 через шестерни 24 и 25, муфтой 26 (положение 111) момент передается на вал 21. Муфта 20 в положении II.

Х111 передача, второй задний ход (табл. 2)

Муфта 2 в положении 1. Остальные муфты как при XII передаче.

Экономический эффект выражается в уменьшении металлоемкости коробки передач — вместо 13-ти шестерен внешнего зацепления потребуется 10, а также в уменьшении расхода топлива транспортным средством за счет увеличения КПД коробки передач и лучшей приспосабливаемости транспортного средства к дорожным условиям, которая обеспечивается увеличенным количеством передач и расширенным диапазоном коробки передач.

Таблица 1

III 1, 2, 3, 5, 7

10,8,9,17

III 7, 8, 11, 15

I7,,12,,11, 15

II 7, 12, 13, 14

12

III 10, 12, 13, 14

IV 10, 12, 11, 15

I 15, 22, 23, 20, 21

20 ZZ 20, 21

26 IZ 26, 21

III 14, 13, 24, 25, 26, 21

1150106

Таблица 2

Муфта переключения и их положения

Пере- Положение звеньев дача пл. мех.

12

20 26 ривод остан. вывод

15

II Ш

II III

I II

I II

II II

II II

17

14

15

17

IV

14

VI

VII 15

VIII 15

14

Ш

IX

14

Х

III III

III III

II IV

II IV

III II

III II

17

XII-13X 17

XIII-23Х 17

14

14

Составитель С. Белоусько

Редактор Т.. Митейко Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 2034/11 Тираж 650 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, .Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП <Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх