Способ ремонта асфальтобетонных покрытий

 

СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ, включающий очистку поверхности покрытия от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим растворителем битума , нанесение слоя разогретого битума , укладку слоя битумоминерального материала и его уплотнение, о т л ичающййся тем, что, с целью повышения качества ремонта путем улучшения междуслойного сцепления, после очистки поверхности определяют в поверхностном слое ремонтируемого покрытия содержание минерального порошка и битума и пенетрацию послед него, а обработку поверхности производят с расходом растворителя, определяемым из зависимости «-ч-чй - .. где Б - содержание битума в долях единицы от массы асфальтобетона; М - содержание минерального (Л порошка в долях единицы от массы асфальтобетона; П - пенетрация битума, м; V - относительная вязкость растворителя; К,Ки Kj- эмпирические коэффициенты, соответственно равные 0,2 кг/м, 1 м и 0,1 кг/м. ел 4

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

4(5П Е 01 С 19 10. (.„1,, а

Ь

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ (21) 3682741/29-33 (22) 28.12.83 . (46) 07.05.85. Бюл. Ф 17 (72) С.И.Михович, M.Ñ.Ñòîðoæåíêî и Е.Д.Прусенко (71) Харьковский автомобильно-до— рожный институт им. Комсомола Украины (53) 625.765(088.8) (56) 1. Технические правила ремонта и содержание автомобильных дорог общего пользования Украинской CCP.

Киев, "Будивельник", 1981, с. 87-93.

2. Строительные нормы и правила

СНиП ШВ. 14-72. Полы, Правила производства и приемки работ. М., Стройиздат, 1972, п. 1.8. (54) (57) СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ, включающий очистку поверхности покрытия от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим растворителем битума, нанесение слоя разогретого битума, укладку слоя битумоминерального

„„SU„„1154401 А материала и его уплотнение, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повьппения качества ремонта путем улучшения междуслойного сцепления, после очистки поверхности определяют в поверхностном слое ремонтируемого покрытия содержание минерального порошка и битума и пенетрацию послед него, а обработку поверхности производят с расходом растворителя, определяемым из зависимости

2+Ха(Б+М)

R =K -" — — — + К Х8Ч, кг/м

"4К +1дП где Б — содержание битума в долях единицы от массы асфальтобетона;

М вЂ” содержание минерального порошка в долях единицы от массы асфальтобетона;

П вЂ” пенетрация битума, м; — относительная вязкость растворителя;

К,К и К.— эмпирические коэффициенты, о

% соответственно равные

0,2 кг/м, 1 м и 0,1 кг/мп.

Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к текущему, среднему и капитальному ремонтам асфальтобетонных и им подобных покрытий. 5

Известен способ ремонта асфальтобетонных покрытий, при котором ремонтируемую поверхность очищают от пыли и грязи, обрабатывают разогретым битумом, укладывают битумомине1 ральный материал и уплотняют его t).

Однако данный способ не обеспечивает требуемую надежность и качество ремонта. В процессе эксплуатации под воздействием атмосферных . 15 факторов битум, содержащийся в поверхностном слое асфальтобетонного покрытия, стареет, при этом происходит увеличение количества асфальтенов и уменьшение количества смол И и масел, содержащихся в нем, что ухудшает сцепление разогретого битума с ремонтируемой поверхностью асфальтобетонного покрытия.

Наиболее близким к изобретению 25 по технической сущности является способ ремонта асфальтобетонных покрытий, включающий очистку поверхности от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим раст- 30 ворителем битума, нанесение слоя разогретого битума, укладку слоя битумоминерального материала и его уплотнение (2).

1154401

Недостаток известного способа заключается в том, что расход орга— нического растворителя битума принимается произвольно, без учета состояния ремонтируемой поверхности, т.е. без учета содержания минераль- 40 ного порошка, битума и его пенетрации, а также вязкости самого растворителя. При нанесении избытка растворителя он способствует скольжению битума по поверхности, действуя 45 не как клеющее, а как смазывающее вещество, а при недостаточном количестве растворителя не обеспечивает-, ся равномерное смачивание ремонтируемой поверхности, что снижает положительный эффект от его применения, ухудшает надежность и качество ремонта, сокращает срок службы покрытия. Особенно важно применять органический растворитель в оптимальном 55 количестве при ремонте покрытий, подверженных воздействию значительных динамических вертикальных и горизонтальных усилий, например асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог.

Цель изобретения — повышение качества ремонта путем улучшения междуслойного сцепления.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу ремонта асфальтобетонных покрытий, включающему очистку поверхности покрытия от пыли и посторонних предметов, обработку ее органическим растворителем битума, нанесение слоя разо1 гретого битума, укладку слоя битумоминерального материала и его уплотнение, после очистки поверхности определяют в поверхностном слое ремонтируемого покрытия содержание минерального порошка и битума и пенетрацию последнего, а обработку поверхности производят с расходом растворителя, определяемым иэ зависимости

2+1 (Б+М)

R=K„- — — — -- + К Xg9, кг/м2 (1) где  †. содержание битума в долях единицы от массы асфальтобетона;

И - содержание минерального порошка в долях единицы от массы асфальтобетона;

П вЂ” пенетрация битума, м; (— относительная вязкость раст- ворителя;

tC„V Ê - эмпирические коэффициенты, соответственно равные

0,2 кг/м, 1 м, 0,1 кг/м2 .

Ремонт асфальтобетонных покрытий по предложенному способу проводят в следующей технологической последовательности.

Очищают ремонтируемую поверхность от пыли и посторонних предметов, определяют содержание минерального порошка, битума и его пенетрацию в поверхностном слое ремонтируемой поверхности. С учетом вязкости растворителя определяют оптимальное его количество для предварительной обработки по формуле (1), обрабатывают ее органическим растворителем, наносят на нее разогретый битум, укладывают и уплотняют битумоминеральный материал.

Пример 1. Осуществляется капитальный ремонт участка асфальтобетонного покрытия. Ремонтируемую

3 1154401 поверхность асфальтобетонного покрытня очищают от пыли и посторонних. предметов универсальной уборочной машиной КДМ-130. Из ремонтируемой поверхности при помощи мотобура МБ-4

5 вырезают асфальтобетон на глубину

5 мм. По вырезанным образцам определяют содержание битума путем его экстрагирования на приборе Сокслета и содержание минерального порошка при помощи набора сит, как остаток после прохождения через сито

N- 0,071. Определяют пенетрацню экстрагированного битума при помощи пенетрометра. Для контрольного случая содержание минерального порошка

M=0,О8, битума Б=0,06, пенетрация битума П=О,З м. С учетом относительной вязкости применяемого для предварительной обработки толуола

20 (9=0,65) требуемый его расход по зависимости (1) составляет

0,14 кг/м . Толуол на ремонтируемую. поверхность наносят при помощи специально приспособленных краско5 пультов. Затем на ремонтируемую поверхность разливают разогретый битум марки СГ-130/200 в количестве

0,5 кг/м при помощи автогудронатора ДС-39А. Поверх битума укладывают асфальтобетонную смесь толщиной 5 см при помощи асфальтоукладчика ДС-1

4 и уплотняют ее .виброкатком ДУ-10 эа 16 проходов по одному следу.

Иэ двух участков асфальтобетонного покрытия вырезаны мотобуром МБ-4 асфальтобетонные образцы диаметром

70 мм и определено содержание в поверхностном слое образцов минерального порошка, битума и его пенетрация. По формуле (1) произведен расчет оптимального количества толуола.

Затем асфальтобетонные образцы обрабатываются толуолом с различным количеством при помощи протарированного распылителя, на них наносится слой разогретого битума BHQ-90/130 и напрессовывается мелкозернистая асфальтобетонная смесь под нагрузкой 400 кг/см в течение 3 мин в цилиндрической форме диаметром 70 мм.

Результаты лабораторных испытаний этих образцов на растяжение IlpH изгибе, которое характеризует междуслойное сцепление по контакту вновь уложенного асфальтобетона с. ремонтируемой поверхностью, сведены в таблицуе

Результаты испытаний подтверждают, что при обработке ремонтируемой поверхности разогретым битумом в количестве, определенном по формуле (1.), достигается максимальное значение междуслойиого сцепления.

I

1

1 л

Э х х

О3

Р

Э

Е х а х о э

С 4 л

Ю о л

Ю (4 л о о л

cd e3

Е о4

Х о

Е»

1 х

«d Е а

1» л (U cd

e K

Е о

04

Ю л о

1О 3

Ю л о

00 л

Ю л

Ю л о л

u e e

L (Г1

Ю л

Ю О

Ю л

И о

& и

cd х

1

1

1

I

I ——! Э о е

cd Х а !. э х х х х э а

Ц И х я е» х о х

VI-È

1 х х ! э о х х

cd Cc4 Д л ! Э х g9 5 хох

Z О. Х о х

Э х х о

cd 4 Х оаcd

1, 1

l

I

1

1

I

I ! !

I о ю х

o ai с л

Ю Ю а 00 л о л с

Ю а л л

o o

1154401

О

И

tr Э о

00 Х Е» х о о а о

Э Ж ц Р х о

O c0

СО С 4 л CV л л л

Ю Ю с

О Ю сЧ

00 00 О л л л

o o o

o e o

С»4 С»4 М) л л

o o o с»4

»,1 л о

II !

»

C о

Cd л м

< 4 С 4 л. л л ю o o

О Ю 00 с 4 л л л л

o — o о ь ю

» — ° л л o o o ф 1О м л л

o o

Ю О -Ф л л

Ю Ю ю Ю

04 Ъ л л

o o

00 м л

Ю

-II 1 (C о х

Способ ремонта асфальтобетонных покрытий Способ ремонта асфальтобетонных покрытий Способ ремонта асфальтобетонных покрытий Способ ремонта асфальтобетонных покрытий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд

Изобретение относится к области строительства покрытий автомобильных дорог, в частности к армированным асфальтобетонным покрытиям

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано для регенерации асфальтобетона при ремонте дорожных одежд автомобильных и городских дорог, тротуаров, площадок и др

Изобретение относится к строительству, а именно к установкам для приготовления асфальтобетонных смесей

Изобретение относится к области производства строительных материалов, в частности асфальтобетонной смеси, и может быть использовано на асфальтобетонных заводах и в других строительных производствах
Изобретение относится к строительно-дорожным технологиям, рассчитанным для получения прочного состава поверхностного дорожного покрытия, и может быть использовано при ремонтных работах дорожного покрытия в любых сезонных условиях
Изобретение относится к области строительства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и других объектов строительства с аналогичными покрытиями
Наверх