Гидравлический рулевой механизм транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

4(gi) в 62 D 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЯЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3560102/27-11 (22) 18.03.83 (46) 23.06.85. Вюл. ¹ 23 (72) В. Я. Обидин, А. А. Яркин, В. Н. Калмыков и А. В. Жаворонков (71) Московское научно-производствен. ное объединение по строительному и дорожному машиностроению "ВНИИСтройдормаш" (53) 629.113.014.5(088.8) (56) !. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3405515, кл. В 62 0 5/06, 1982 (прототип). (54) (57) ГИДРАВЛИЧКСКИй РУЛЕВОЙ МКХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий вал, кинематически связанный с золотником гидрораспределителя рулевого механизма и с шестеренчатой гидромашиной обратной связи, состо„„SU„„162659 А ящей из корпуса с установленными в нем на двух осях смежными шестернями, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения возможности гидравлического соединения между собой входа и выхода гидромашины, работающей в режиме гидромотора, через зону контакта шестерен, одна из шестерен гидромашины обратной связи выполнена составной вдоль оси вращения по меньшей мере из двух частей, причем их суммарная толщина равна толщине

1 другой смежной шестерни, при этом части составной шестерни кинематически связаны между собой посредством упругой связи, обеспечивающей поворот одной части относительно другой на величину бокового зазора зацепления.

1! 626

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к гидравлическим рулевым механизмом транспортных средств.

Известен гидравлический рулевой; 5 механизм транспортного средства, содержащий рулевой вал, кинематически связанный с золотником гидрораспределителя рулевого механизма и с шестеренчатой гидромашиной обратной связи, состоящий из корпуса с установленными в нем на двух осях смежными шестернями Pl ).

Недостатками известного гидравлического механизма являются низкая 15 долговечность и надежность работы гидромашины обратной связи за счет плохого контакта шестерен гидромотора между собой, что особенно проявляется при аварийном режиме пово- 20 рота, характеризуемым значительными усилиями на шестернях гидромотора, и приводит к преждевременному выходу гидромотора иэ строя.

Для известного механизма характерны 5 также недостаточная точность и устойчивость работы гидроруля из-за постоянного колебательного движения шестерен гидромашины обратной связи, вызванного наличием бокового зазора в зацепле- З0 нии. Это приводит к появлению значительных шумов при работе гидроруля, увеличивающихся по мере увеличения потока рабочей жидкости.

Целью изобретения является повышение эффективности путем обеспечения возможности гидравлического соединения между собой входа и выхода гидромашины, работающей в режиме гидромотора, через зону контакта шестерен.40

Указанная цель достигается тем, что в гидравлическом рулевом механизме транспортного средства, содержащем рулевой вал, кинематически связанный с золотником гидрораспреде-45 лителя рулевого механизма и с шестеренчатой гидромашиной обратной связи, состоящей из корпуса с установленными в нем на двух осях смежными шес тернями, одна из шестерен гидромаши- 50 ны обратной связи выполнена составной вдоль оси вращения по меньшей мере из двух частей, причем их сум-, марная толщина равна толщине другой смежной шестерни, при этом части 55 составной шестерни кинематически связаны между собой посредством упругой связи, обеспечивающей поворот

59 г одной части относительно другой на величину бокового зазора зацепления.

На фиг. 1 представлен гидравлический рулевой механизм транспортного средства; на фиг. 2 — вариант выполнения и расположения пружины гидравлического рулевого механизма (по фиг. 1) при вынутых валах гидромашины обратной связи; на. фиг. Э— сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 — вариант выполнения и расположения пружины гидравлического рулевого механизма (по фиг.1) при вынутых валах гидромашины обратной связи; на фиг,5-сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6— вариант выполнения и расположения пружины гидравлического рулевого механизма(по фнг. 1) при вынутых валах гидромашины обратной связи; на фиг.7 — сечение В-В ка фиг.6.

Гидравлический рулевой механизм транспортного средства состоит нэ рулевого вала 1, кинематически связанного с золотником 2 гидрораспределителя рулевого механизма и с шес" теренчатой гидромашиной Э обратной связи, состоящей иэ корпуса 4 с установленными в нем на двух валах 5 смежными шестернями 6 внешнего зацепления. Одна из шестерен гидромашины обратной связи выполнена составной, суммарная толщина час.тей которой равна толщине другой смежной шестерни, при этом укаэанные части составной шестерни кинематически связаны между собой посредством пружины 7, обеспечивающей поворот одной части относительно другой на величину бокового зазора в зацеплении смежных шестерен

6-при работе гидромашины обратной связи в режиме гидромотора и препятствует указанному повороту при работе гидромашины обратной связи в режиме гидронасоса.

Составная шестерня 6 может быть выполнена иэ двух частей, пружина 7 может быть выполнена кольцевой (фиг. 2 и 3) с отогнутыми в разные стороны концами 8, расположенными в плоскости, перпендикулярной плоскости пружины, а на обращенных друг к другу торцовых поверхностях

9 составных шестерен выполнены кольцевые проточки 10 и углубления

ll в которых расположена пружина 7.

Пружина 7 может быть выполнена кольцевой (фиг. 4 и 5), на обращен11626 ных друг к другу торцевых поверхностях 12 составных шестерен 6 выполне-, ны кольцевые проточки 13 с размещенной в них пружиной 7, а в каждой составной шестерне — продольный паз до пересечения с кольцевой проточкой и размещенным в нем упором 14, При количестве составных шестерен не менее трех на внутренней поверхности каждой из них может быть 10 выполнен продольный паз 15, а пружина 7 выполнена плоской с отогнутыми концами и расположена в пазу с возможностью взаимодействия своей средней частью с внутренней состав- 1$ ной шестерней, а крайними — с наружными.

Рулевой механизм работает следующим образом.

При работе в обычном режиме дви- 20 жения, при котором давление рабочей жидкости, поступающей в исполнитель- ный гидроцилиндр, создается внешним гидронасосом (не показан) при повороте рулевого вала 1 происходит пере- 2S мещение золотника 2 гидрораспределителя рулевого механизма, и рабочая жидкость подается в гидромашину 3 обратной связи, вызывая вращение последней. 30

В этом случае момент на валу.гидромашины обратной связи незначителен . из-за малого перепада давлений иа входе и выходе . из нее, поскольку он используется только на преодоление момента сопротивления перемещения золотника 2 гидрораспределителя. В

59 ф этом случае гидромашина работает в качестве гидромотора. Усилие пружины

7 достаточно для разведения составной шестерни в пределах бокового зазора в зацепление. Падения объемного

КПД гидромотора не происходит, несмотря на наличие щели в зоне зацепления смежных шестерен 6, поскольку в этом режиме давление рабочей жидкости на входе и выходе из гидромотора практически равны между собой.

При работе в аварийном режиме, при котором гидронасос перестает по" давать рабочую жидкость к рулевому механизму и давление в системе создается за счет гидромашины 3 обратной связи, приводимой мускульной энергией оператора, момент на валу гидромашины обратной связи значительно возрастает.

В этом случае давление на входе значительно отличается от давления на выходе из гидромашины 3, обратной связи, и она работает в ре,.име гидро-, насоса. Усилие пружины 7 подбирается таким, чтобы разворот составных шестерен был бы в этом случае невозможен, и о6е составные шестерни работают.как одна целая.

Упомянутая щель в зоне зацепления смежных шестерен 6 закрывается, препятствуя уменьшению объемного КПД гидронасоса, которое имело бы место при наличии этой щели, что обеспечивает возможность функционирования гидравлического рулевого механизма в аварийном режиме.

1162б59

Фиг.2

) ) 62659

12

6 19

Фиг. 5

I162659Фиг.7

Составитель В. Ионова

Редактор П. Коссей Техред N,Kóçüìà Корректор М,Демчик

Заказ 4028/15 Тираж 601 Подписное . ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидравлический рулевой механизм транспортного средства Гидравлический рулевой механизм транспортного средства Гидравлический рулевой механизм транспортного средства Гидравлический рулевой механизм транспортного средства Гидравлический рулевой механизм транспортного средства Гидравлический рулевой механизм транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх