Реверсивная коробка передач

 

РЕВЕРСИВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая расположенные в корпусе входной вал, кинематически связанный с ведупщм дискбм, параллельно плоскости ведущего диска выходной вал с ведомым элементом, установленным на зтом валу с возможностью осевого перемещения в пределах диаметра ведущего диска и введенным в контакт с последним, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, ведущий диск представляет собой герметизированный относительно корпуса стакан, внутри которого подвижно установлен поршень, в стакане со стороны контакта с ведомым элементом выполнены по эквидистантным концентричным окружностям сквозные отверстия со сферической поверхностью , в полости между поршнем и стаканом напротив отверстий размещены шарики, а другая полость в стакане между поршнем и корпусом связана магистралью через управляемьА двухходовой кран с источником давления рабочей жидкости, ведомый элемент выходного вала представляет собой (Л зубчатое колесо со сферическим про .филем впадины зуба, а на выходном валу выполнены фиксаторы положения зубчатого колеса, размещенные в местах связи зубчатого колеса с шариками соответствующей окружности стакайа .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (l9} (I 1} (5!}1 В 60 К 17/06

/ е .- ..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3717350/27-11 (22) 13.01. 84 (46) 23.07.85. Бюл. ¹ 27 (72) А.Х. Зимагулов, P.P. Камалиев и К.Н. Штубов (71) Казанский сельскохозяйственный институт им. М. Горького (53) 629.113-585.1(088.8) (56) Фаробин Я.Е. Фрикционные передачи автомобилей и тракторов. М., Машгиз, 1962, с. 33; фиг. 1,9. (54)(57) РЕВЕРСИВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая расположенные в корпусе входной вал, кинематически связанHblH с ведущим дискбм, параллельно плоскости ведущего диска выходной вал с ведомым элементом, установленным на этом валу с возможностью осевого перемещения в пределах диаметра ведущего диска и введенным в контакт с последним, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД, ведущий диск представляет собой герметизированный относительно корпуса стакан, внутри которого подвижно установлен поршень, в стакане со стороны контакта с ведомым элементом выполнены по эквидистантным концентричным окружностям сквоз- . ные отверстия со сферической поверхностью, в полости между поршнем и стаканом напротив отверстий размещены шарики, а другая полость в стакане между поршнем и корпусом связана магистралью через управляемый двухходовой кран с источником давления рабочей жидкости, ведомый элемент выходного вала представляет собой зубчатое колесо со сферическим профилем впадины зуба, а на выходном валу выполнены фиксаторы положения зубчатого колеса, размещенные в местах связи зубчатого колеса с шариками соответствующей окружности стакана.

1168438

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам коробки перемены передач.

Цель изобретения — повышение КПД.

На фиг ° 1.показана реверсивная коробка передач, момент, .когда транспортное средство находится в нейтральном положении; на фиг. 2— ведомое тело, вид сверху; на фиг.3— коробка передач, поперечный разрез; на фиг. 4 — ведомый вал, разрез в месте установления фиксаторов.

В корпусе 1 коробки перемены передач на шариковом подшипнике 2 установлен входной вал 3, левый конец у которого соединен с коленчатым валом двигателя, а на правом конце жестко установлена ведущая шестерня 4 с коническими зубьями, входящая в зацепление с коронной шестерней 5 ведущего диска 6. Последний состоит из стакана 7, съемной головки 8, у которой равноудаленные одно от другого отверстия по окружности разных радиусов выполнены в виде сфе-25 ры, причем малый диаметр сферы позволяет выступать телам качения на поверхность головки 8, поршня 9, у которого на поверхности вырезаны круговые пазы против соответствующих 30 отверстий головки 8, и тел качения в виде рабочих шариков 10, которые размещены по окружности в сферических пазах поршня 9 со своими нижними концами, а верхними концами — в сферических отверстиях головки 87 На шлицах выходного вала 11 насажено зубчатое колесо 12, которое жалеет сферические зубья. На валу 11 установлены фиксаторы 13, состоящие из пары шари-1О ков 14, пружины 15 и хомутиков 16 с отверстиями, у которых диаметр меньше диаметра шариков 14. Для пере движения зубчатого колеса 12 по валу 11 на определенных передачах установлен рычаг 17. С целью плавного включения и выключения шариковых рядов применена гидравлическая система управления, содержащая маслопровод

18, который соединен масляным насосом основной системы t9 с двухходовым электромагнитным краном 20 и маслопроводом 21, который соединяет двухходовый электромагнитный кран 20 с нижней полостью стакана 7. С целью управления двухходовым краном 20 установлен включатель 22. Кран 20 имеет канал 23 слива.

Реверсивная коробка передач работает следующим образом.

В нейтральном положении транспортного средства ведомая шестерня по всей длине диаметра стакана 7 может располагаться как на фиксированных передачах, так и между рядами шариков стакана 7. В этом положении нижняя полость стакана 7 соединена через маслопровод 21 и через открытый канал электромагнитного крана 20 со сливом. Давление в нижней полости стакана. 7 отсутствует. Если водителю необходимо движение вперед на третьей передаче, ему надо рычагом

1 7 передвинуть зубчатое колесо 12 по валу 11 до крайнего фиксатора 13. При включении электромагнитного. крана 20 масло по маслопроводам 18 и 21 под давлением поступает в нижнюю полость стакана 7 и заставляет поршень 9 двигаться вверх. После зацепления шариков с сферическими зубьями зубчатого колеса 12 начинается передача крутящего момента от стакана 7 через шаровое соединение и зубчатое колесо 12 валу 11 коробки перемены передач. При ,остановках нажатием на включатель 22 в электромагнитном кране 20 открывается канал слива. При этом поршень

9 за счет своего веса и действия зубчатого колеса 12 уходит вниз и выводит из зацепления шарики 10.

Транспортное средство останавливается.

1168438

1168438

70

Заказ 4551/17 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель С. Белоусько

Редактор О. Головач Техред О.Ващишина Корректор В. Гирняк

Реверсивная коробка передач Реверсивная коробка передач Реверсивная коробка передач Реверсивная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх