Вариатор н.п.ефимова

 

Вариатор по авт. св. 990552 отличающийся тем, что, с целью повьшения нагрузочной способности , рабочие поверхности клиновых элементовJ взаимодействующие с зу .бьями, вьшолнены плоскими, поофиль зубьев зубчатого колеса - эвольвентный , а параметры вариатора определены из зависимости t а -.1 а - rj) - F, t - максимальное расстояние где между валами; а - кратчайшее расстояние прямолинейного профиля от оси вращения цилиндра; Кд - радиус окружности выступов зубчатого колеса; Г1 - радиус основной окружности зубчатого колеса. (Л ел со ел

СО1ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГIУБЛИК ((9у (! () е где

R а

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ,(61 ) 990552 (2I) 3342754/25-28 (22) 22.09.81 (46) 30.04.85. Бюл. Р 16 (72) Н. П. Ефимов (53) 621.833(088.8) (56) 1 ° Авторское свидетельство СССР

ll 990552 кл. В 60 К,17/06,,1978 (прототип). (54) ВАРИАТОР Н. П. ЕФИМОВА. (57) Вариатор по авт. св. II 990552 отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, рабочие поверхности клиновых элементов, взаимодействующие с зуа(5(1F 16 И 29/04; В 60 К 17/06.бьями, выполнены плоскими, поофиль зубьев зубчатого колеса — эвольвентный, а параметры вариатора определены из зависимости а Ъ 1 максимальное расстояние между валами; кратчайшее расстояние прямолинейного профиля от оси вращения цилиндра; радиус окружности выступов зубчатого колеса; радиус основной окружности зубчатого колеса.

1153154

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам бесступенчатого изменения и передачи крутящего момента от источника к потребителю. 5

По основному авт. св. У 990552 известен вариатор, содержащий корпус с установленными в нем параллельно входным и выходным валами, устройство изменения расстояния между валом и редуктор, ведущий элемент которого закреплен на входном валу, а ведомый - иа выходном, в котором с целью упрощения конструкции ре" дуктор дополнительно снабжен клиновыми элементами, а ведущий элемент представляет собой цилиндр с кольцевой направляющей, в которой размещены укаэанные клиновые элементы, подпружиненные относительно ведомого элемента, выполненного в:виде зубчатого колеса, количество зубьев которого равно количеству клиновых элементов, противоположные направляющие концы которых размещены в соответствующих впадинах зубчатого колеса Я .

Недостатком известного вариатора является его малая нагрузочная способность вследствие повышенного изно- ЗО са в точке контакта клиновых элементов и зубьев колеса.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности вариатора. 35

Указанная цель достигается тем, что рабочие поверхности клиновых элементов, взаимодействующие с зубьями выполнены плоскими, профиль зубьев зубчатого колеса — эвольвентньй, а 40 параметры вариатора определены из зависимости

3 a (R - rl,) - 1, где 1 — максимальное расстояние между валами; а — кратчайшее расстояние прямолинейного профиля от оси вращения цилиндра;

R — радиус окружности выступов 50 зубчатого колеса; г — радиус основной окружности ь зубчатого колеса.

На фиг. 1 схематически изображен вариатор, продольный разрез; на фиг, 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.

Вариатор содержит корпус 1, в котором установлены на подшипниках качения или скольжения с валами зубчатое колесо 2 и цилиндр 3 с кольцевой направляющей. Профиль 4 зубьев зубчатого колеса выполнен эвольвентным.

Рабочие поверхности 5 клиновых элементов 6, взаимодействующие с зубьями, выполнены плоскими.

Устройство изменения расстояния между валами может быть выполнено в виде плиты 7, подвижно соединенной с корпусом 1, например, через стержни 8 и винт 9 с рукояткой 10.

Пружины 11 могут быть закреплены на сепараторе 12, жестко соединенным с зубчатым колесом. Нерабочий профиль

l3 зубьев может быть любым, в том числе и прямолинейным.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении зубчатого. колеса 2 по часовой стрелке (фиг. 2) крутящий момент на цилиндр 3 передается через один из клиновых элементов 6, способный сообщать цилиндру 3 наибольшую скорость и заклинивающийся при этом в кольцевой направляющей цилиндра 3.

Другие клиновые элементы свободно скользят относительно направляющей.

Для изменения передаточного отнощения вращают винт 9 с помощью рукоятки 10. При этом изменяется межосевое расстояние 1 между зубчатым колесом 2 и цилиндром 3.

Благодаря описанному выполнению зацепления зубчатого колеса и клиновых элементов в этом зацеплении образуется гидродинамический слой смазки, снижающий потери мощности и износ профилей, исключается кромочный контакт, что повышает долговечность, нагрузочную способность и КПД вариатора .

1153154

Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

II3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Закаэ 2480/31

Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Сергеев

Редактор С. Тимохина Техред А.Кикемезей Корректор И. Муска

Вариатор н.п.ефимова Вариатор н.п.ефимова Вариатор н.п.ефимова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле
Наверх