Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства

 

ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ОТКИДЫВАЮЩЕЙСЯ КАБИНЫ НА РАМЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой, поворотно установленную на пальце, расположенном в корпусе, втулку, имеющую многогранную поверхность, на которой смонтирован поводок захвата, и цилиндрическую поверхность, на которой смон; г тирован фиксирующий элемент захвата, имеющего также эксцентричную относительно своей оси поворота поверхность, контактирующую с упором, поворотно установленным в кронштейне рамы, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности фиксации кабины путем исключения случаев самопроизвольного открывания устройства, управляющая тяга снабжена ограничительной пластиной, имеющей основной паз и дополнительный паз, расположенный наклонно относительно продольной оси тяги, при этом фиксирующий элемент захвата имеет расположенный на цилиндрической поверхности втулки хвостовик, на котором смонтирован толкатель, размещенный между фиксирующим элементом захвата и корпусом и снабi женный запирающим элементом, подвижно установленным в основном пазу, а в до (О полнительном пазу подвижно установлен управляющий палец, жестко закрепленный на конце захвата, причем устройство снабжено предохранителем, смонтированным на корпусе, и пружиной для связи последнего с управляемой тягой. CAD ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ()4 В 62 D 33 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ л

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3711868/27-11 (22) 19.03.84 (46) 23.08.85. Бюл. № 31 (72) А. Н. Оборотов, М. П. Дидух, М. Н. Гурский, Е. М. Кожарский и В. А. Паречин (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113.011.5/7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 608690, кл. В 62 D 33/06, 1975.

Авторское свидетельство СССР № 931565, кл. В 62 D 33/06, 1980. (54) (57) ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ФИКСАЦИИ ОТКИДЫВАЮЩЕЙСЯ КАБИНЫ НА РАМЕ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА, содержа щее смонтированный на кабине корпус, размещенный в нем подпружиненный захват, связанный с управляющей тягой, поворотно установленную на пальце, расположенном в корпусе, втулку, имеющую многогранную поверхность, на которой смонтирован поводок захвата, и цилиндрическую поверхность, на которой смон„„SU„, 1174315 A тирован фиксирующий элемент захвата, имеющего также эксцентричную относительно своей оси поворота поверхность, контактирующую с упором, поворотно установленным в кронштейне рамы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации кабины путем исключения случаев самопроизвольного открывания устройства, управляющая тяга снабжена ограничительной пластиной, имеющей основной паз и дополнительный паз, расположенный наклонно относительно продольной оси тяги, при этом фиксирующий элемент захвата имеет расположенный на цилиндрической поверхности втулки хвостовик, на котором смонтирован толкатель, размещенный между фиксирующим элементом захвата и корпусом и снабженный запирающим элементом, подвижно установленным в основном пазу, а в дополнительном пазу подвижно установлен управляющий палец, жестко закрепленный на конце захвата, причем устройство снабжено предохранителем, смонтированным на корпусе, и пружиной для связи последнего с управляемой тягой.

1 174315

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам, фиксирующим опрокидываемую кабину на раме автомобиля.

Цель изобретения — повышение надежности фиксации кабины путем исключения 5 случаев самопроизвольного открывания устройства.

На фиг. 1 изображено запорное устройство в положении «Закрыто»; на фиг. 2 то же, в положении «Открыто» (положение соответствует откинутой кабине); на фиг. 3— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Ь вЂ” Б на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез  — В на фиг. 4 (контурными линиями изображены элементы устройства в положении «Закрыто», пунктирными линиями — в промежуточном положении).

Запорное устройство содержит смонтированный на кабине 1 корпус 2, выполненный с зевом 3 и опирающийся на клиновые буферы 4 и 5, закрепленные на раме 6 автомобиля. В корпусе 2 размещен захват, 20 состоящий из фиксирующего элемента 7 и поводка 8, установленных на втулке 9, свободно вращающейся на проходящем через стенки корпуса 2 пальце 10. Втулка

9 выполнена с цилиндрической 11 и многогранной 12 поверхностями, расположенными эксцентрично относительно оси пальца 10.

Величина и направление эксцентриситетов цилиндрической 11 и многогранной 12 поверхностей выполнены при этом одинаковыми. На цилиндрической поверхности 11 втулки 9 поворотно установлен фиксирующий элемент 7, выполненный с цилиндрическим хвостовиком 13, пазом 14, гладкой боковой поверхностью 15 и цилиндрической поверхностью 16 радиуса R, эксцентричной относительно оси пальца 10.

Фиксирующий элемент 7 посредством эксцентричной поверхности 16 контактирует с упором 17, поворотно установленным в проушинах кронштейна 18, который через резиновые амортизаторы 19 и 20 болтами

21 и 22 закреплен на раме 6. На многогранной поверхности 12 втулки 9 установлен поводок 8, связанный с управляющей тягой

23, а также с пружинами 24 и 25. Поводок 8 входит в паз 14 фиксирующего элемента 7 с зазором а, обеспечивающим в пределах его значения поворот поводка 8 совместно с втулкой 9 относительно фиксирующего элемента 7. Втулка 9 установлена со смещением оси цилиндрической поверхности 11 от плоскости, соединяющей ось упора 17 и ось пальца 10 в сторону поворота поводка 8 при открывании устройства.

Положение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительно фиксирующего элемента 7 выбрано с учетом обеспечения контакта эксцентричной поверхности 16 фиксирующего элемента 7 с упором 17 в пределах заданного участка от б до б+в. На цилиндрическом хвостовике 13 фиксирующего элемента 7 поворотно установлен толка30

2 тель 26, имеющий запирающий элемент 27, например штык, подвижно установленный в основном пазу 28, выполненном в управляющей тяге 23. Толкатель 26 расположен при этом в зеве 3 между корпусом 2 и фиксирующим элементом 7, а его поверхность

29 установлена с зазором относительно упора 17. На конце поводка 8 жестко закреплен управляющий палец 30, подвижно установленный в дополнительном пазу 31, расположенном в управляющей тяге 23 под углом к ее продольной оси. На корпусе 2 с помощью болтов 32 закреплен предохранитель 33, выполненный с пазом 34. На управляющей тяге 23 расположена выполненная в виде выступа на ней ограничительная пластина 35. Управляющая тяга 23 поворотно связана с рукояткой 36, установленной поворотно в кронштейне 37, жестко закрепленном на кабине 1. Рукоятка 36 связана с корпусом 2 пружиной 38, которая поджимает управляющую тягу 23 к ограничителю 39.

Под действием силы пружин 24 и 25, передаваемой через поводок 8 на фиксирующий элемент 7, упор 17 зажат между стенками зева 3 и эксцентричной поверхностью ! 6 фиксирующего элемента 7, что обеспечивает фиксацию кабины на раме 6 автомобиля. Для открывания устройства прилагают усилие к рукоятке 36, поворачивая ее против часовой стрелки в кронштейне 37. При этом тяга 23 перемещается вправо, воздействуя через запирающий элемент 2? на толкатель 26 и через управляющий палец 30 на поводок 8 и поворачивая их по часовой стрелке. Поводок 8 поворачивается совместно со втулкой 9 относительно пальца 10 и фиксирующего элемента 7. При повороте втулки 9 ее цилиндрическая поверхность 11 вследствие эксцентричного расположения относительно оси пальца 10 отдаляется от упора 17. Установленный на цилиндрической поверхности 11 фиксирующий элемент 7 также отдаляется от упора 17 (фиг. 5), что вызывает ослабление усилия взаимодействия между упором 17 и эксцентричной поверхностью 16 фиксирующего элемента 7.

Последнее позволяет уменьшить усилие, которое необходимо приложить к рукоятке 36 для открывания устройства. Поворот поводка

8 относительно фиксирующего элемента 7 происходит до выбирания зазора а между поводком 8 и стенкой паза 14. После выбирания зазора а поводок 8 взаимодействует с фиксирующим элементом 7 и поворачивает его по часовой стрелке на пальце 10 до прекращения контакта с упором

17, обеспечивая последнему продвижение по зеву 3 при подъеме кабины !.

При дальнейшем перемещении управляющей тяги 23 вправо толкатель 26 выходит из зоны зева 3, и упору 17 при подъеме кабины 1 обеспечивается свободный выход. Во время открывания запорного уст11?4315

3 ройства путем приложения усилия к рукоятке 36 управляющая тяга 23 тянет за собой поводок 8, преодолевая усилие пружин

24 и 25. Вследствие этого управляющий палец 30 поджат к левой стенке паза 31, и левый конец управляющей тяги 23 находится в своем самом верхнем положении. Поэтому при перемещении управляющей тяги 23 вправо ограничительная пластина 35 проходит над предохранителем 33 и не создает препятствий для перемещения управляющей тяги 23. После подъема кабины 1 усилие с рукояткой 36 снимается и поводок 8 под действием пружин 24 и 25 поворачивается совместно с втулкой 9 на пальце 10 против часовой стрелки. При этом управляющий палец 30, воздействуя на управляющую тягу 23, тянет ее влево и ограничитель 35 проходит над предохранителем 33. Управляющая тяга 23, воздействуя через запирающий элемент 27 на толкатель 26, начинает поворачивать его против часовой стрелки. После выбирания зазора а поводок

8 начйнает взаимодействовать с фиксирующим элементом 7 и поворачивать его против часовой стрелки на пальце 10. Поворот поводка 8, втулки 9, фиксирующего элемента 7 и толкателя 26 прекращается после, того, как управляющая тяга 23 упрется в ограничитель 39, а управляющий палец 30 — в стенку паза 31.

При опускании кабины 1 на раму 6 упор ! 7 входит в зев 3 и, взаимодействуя с толкателем 26, поворачивает его на хвостовике 13. Поворот толкателя 26 вызывает перемещение управляющей тяги 23 вправо, вследствие чего выбираются зазоры между управляющей тягой 23 и управляющим пальцем 30 и левый конец управляющей тяги

23 поднят в верхнее положение. При дальнейшем опускании кабины 1 упор 17 начинает взаимодействовать с боковой поверхностью 15 фиксирующего элемента 7. Преодолевая усилие пружин 24 и 25, упор 17 поворачивает по часовой стрелке на пальце 10 фиксирующий элемент 7, поводок 8, втулку 9 и одновременно на хвостовике 13 толкатель 26. Взаимодействие упора 17 с толкателем 26 и фиксирующим элементом 7 рассчитано таким образом, что левый конец управляющей тяги 23 при движении вправо находится все время в верхнем положении и ограничительная пластина 35 проходит над предохранителем 33, не создавая препятствий для перемещения управляющей тяги 23. После того, как ограничительная пластина 35 заходит за предохранитель 33, контакт между упором 17 и толкателем 26 прекращается. Практически в это же время должен прекратиться контакт

4 упора 17 с боковой поверхностью 15 фиксирующего элемента 7 и начаться контакт с его эксцентричной поверхностью 16. После этого под действием силы пружин 24 и

25 фиксирующий элемент 7, поводок 8 и втул5 ка 9 начинают поворачиваться на пальце

10 против часовой стрелки. Поводок 8 тянет за собой управляющую тягу 28 влево и, так как ее левый конец находится в верхнем положении, ограничительная пласти на 35 проходит над предохранителем 33.

Под действием силы пружин 24 и 25 фиксирующий элемент 7 зажимает упор 17 между стенками зева 3 и эксцентричной поверхностью 16, осуществляя его фиксацию.

Эксцентричная поверхность 16 фиксирующего элемента 7 обеспечивает самоподжатие упора 17 к стенкам зева 3 и автоматическое выбирание зазоров между взаимодействующими деталями. Контакт упора 17 с эксцентричной поверхностью 16 фиксирующего элемента ? должен быть выдержан при этом в границах заданного участка от б до б+в. Для выполнения указанного требования в случае его нарушения изменяют расстояние между упором 17 и цилиндрической поверхностью 11 втулки 9, для чего изменяют расположение многогранной поверхности 12 втулки 9 относительно поводка 8.

При выходе из строя пружин 24 и 25 или элементов их крепления фиксирующий элемент 7 от действующей со стороны упора

17 силы, возникающей во время движения автомобиля, начинает поворачиваться по часовой стрелке. Выбрав зазор а фиксирующий элемент 7 и поводок 8 поворачиваются по часовой стрелке. Управляющий палец 30 поводка 8 начинает перемещаться в пазу 31 и конец управляющей тяги

23 вследствие того, что паз 31 расположен под углом к ее продольной оси, опускается вниз под действием собственного веса.

Дойдя до конца паза 31, управляющий палец 30, преодолевая усилие пружины 38, начинает перемещать управляющую тягу 23

40 вправо. Ограничительная пластина 35 вследствие того, что она вместе с концом управляющей тяги 23 опускается вниз, упирается при перемещении вправо в предохранитель 33. Поворот поводка 8 и фиксирующего элемента 7 прекращается. Положение предохранителя 33 на корпусе 2 рассчитано таким образом, что поворот фиксирующего элемента 7 прекращается до выхода его из зоны зева 3, когда открывание устройства невозможно. Регулирование вза О имного положения предохранительной пластины 35 и ограничителя 33 осуществляется путем перемещения предохранительной пластины 35 относительно корпуса 2 в пределах величины паза 34.

1 174315

1 174315

17

5 7g

Составитель Л. Антропова

Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор Л. Бескид

Заказ 5120/19 Тираж 601 Г1одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на 6., д. 4/5 филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства Запорное устройство для фиксации откидывающейся кабины на раме транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно для кабин и может быть использовано в кабинах тракторов и сельскохозяйственных машин для повышения герметичности, тепло- и звукоизоляции

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке экстерьера и интерьера кабины автомобиля главным образом для магистральных грузовых и пассажирских перевозок, и обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления и повышение комфортабельности и пассивной безопасности его кабины при сохранении ее минимальной длины

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к конструкциям тягачей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для установки кабины на раме транспортного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано, в частности, как карьерный автосамосвал повышенной грузоподъемности

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к кабинам гусеничных тракторов

Изобретение относится к тяговым транспортным средствам, в частности, к тракторам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве кабин на самоходных сельскохозяйственных машинах, электровозах, тепловозах, речных судах и других объектах промышленности

Изобретение относится к оборудованию карьерного автомобильного транспорта, а именно к автомобилям-самосвалам, и может быть использовано для транспортирования сильно увлажненной и налипающей на днище кузова автосамосвала горной массы
Наверх