Способ обработки зубчатых колес

 

СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС методом обката в два этапа при сохранении исходных баз обрабатываемого зубчатого колеса, на первом из которых обработка осуществляется при жесткой кинематической связи между инструментом и обрабатываемым колесом, а на втором - при свободном обкате пары инструмент обрабатываемое зубчатое колесо, отличающийся тем, что, с целью обеспечения на первом этапе обработки наибольшей точности, а на втором - наибольшей производительности , инструмент вьтолняютв виде диска внутреннего зацепления, которому на первом этапе обработки сообщают возвратно-поступательное движение резания, а на втором этапе движение резания вьтолняют вращательным при сообщении обрабатываемо (Л му зубчатому колесу возвратно-поступательного движения подачи. о со

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

ЩаЮВЛИН () 9) (l I) (51)4 В 23 F 5/00 (21) 3715296/25-08 (22) 27.03.84 (46) 07.09.85. Бюл. Р 33 (72) Н.Э.Тернюк и M.Ã.Сторчак (71) Ордена Трудового Красного Знамени институт сверхтвердых материалов

АН Украинской ССР (53) 621.914.7:621.833(088.8) (56) Бушуев В.В. и др. Тяжелые зубообрабатывающие станки. — M.:

Машиностроение, 1976, с, 191-192. (54)(57) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС методом обката в два этапа при сохранении исходных баз обрабатываемого зубчатого колеса, на первом из которых обработка осуществляется при жесткой кинематической связи между инструментом и обрабатываемым колесом, а на втором — при свободном обкате пары инструмент— обрабатываемое зубчатое колесо, отличающийся тем, что, с целью обеспечения на первом этапе обработки наибольшей точности, а на втором — наибольшей производительности, инструмент выполняют s виде диска внутреннего зацегления, которому на первом этапе обработки сообщают возвратно-поступательное движение резания, а на- втором этапе движение резания выполняют враща- Я тельным при сообщении обрабатываемому зубчатому колесу возвратно-поступательного движения подачи.

177090 г вается несущественным, что способствует значительному повышению точйости обработки. На втором этапе вектор скорости резания, обеспечиваемой взаимным вращением инструмента и обра20

1 1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубчатых колес.

Цель изобретения обеспечение на первом этапе обработки наибольшей точности, а на втором — наибольшей производительности при комбинированной обработке зубчатых колес..

На фиг. 1 представлена схема движения инструмента и обрабатываемого колеса в соответствии с первым этапом обработки; на фиг. 2 — то же, в соответствии с вторым этапом обработки; на фиг. 3 и 4 — графики изменения кинематической погрешности обработки на первом и втором этапах соответственно.

Способ осуществляют следующим образом.

Инструмент 1 закрепляют в штосселе станка, имеющего возможность совершать в процессе обработки возвратно-поступательное и вращательное движение V< . Обрабатываемое зубчатое колесо ? закрепляются на рабочем столе в приспособлении, с помощью которого осуществляют подачу или рабочую нагрузку как в окружном, .так и в ра1,иальном направлении. При осуществлении подачи приспособление жестко соединяет обрабатываемое колесо с кинематической цепью инструмента, во время приложения радиальной или окружной нагрузки эта связь размыкается, причем имеется возможность плавного изменения жесткости кинематической связи инструмента обрабатываемого колеса с помощью электромагнитной муфты.

На первом этапе производят съем в наиболее выступающих частях боковых поверхностей зубьев, постепенно повышая точность обрабатываемого колеса, а на втором этапе при неизменной точности обрабатываемого колеса обрабатывают всю боковую поверхность его за счет используемого метода свободного обката.

При этом на двух этапах обработки применяется один инструмент дискового типа внутреннего зацепления.

На первом этапе вектор скорости резания„ обеспечиваемой возвратнопоступательным движением инструмента, направлен параллельно линии зубьев детали, причем градиент скорости резания по высоте зуба оказы10

50 батываемого колеса, направлен под острым углом к рабочим граням инструмента, что позволяет после достижения на первом этапе наивысшей точности достигнуть наивысшего качества, обработав всю .боковую поверхность зубьев детали эквидистантно. Использование инструмента внутреннего зацепления исключает увеличение погрешности профиля зубьев при свободном обкате. Кроме того, использование одного инструмента повышает точность обработки за счет неизменности его баз.

Изменение направления вектора скорости резания позволяет кроме повышения точности обработки увеличить ее производительность за счет уменьшения величины припуска, удаляемого на первом этапе.

На первом этапе (фиг ° 1) инстру ментальному шпинделю (штосселю) совместно с инструментом сообщают возвратно-поступательное движение Vp< g которое является на данном этапе главным движением резания, обрабатываемому колесу с помощью указанного выше приспособления сообщают движение подачи $о в окружном направлении, при этом инструмент и обрабатываемое колесо связаны жесткой кинематической связью и им сообщают дополнительное движение.

На втором этапе (фиг. 2) инструменту сообщают вращение И, которое является главным движением резания, при этом скорость резания направлена под острым углом М, к оси инструмента, обрабатываемому колесу сообщают возвратно-поступательное движение подачи S. Жесткую кинематическую связь между инструментом и колесом отключают или значительно уменьшают ее величину с помощью электромагнитной муфты.

Во время обработки зубчатых колес на первом этапе происходит формирование точностных параметров (фиг. 3), при этом съем материала уменьшается за счет того, что удаление материала производится с наиболее выступаемых участков, 1177090

Рр

Фиг.4

Составитель И.Кузнецова

Техред А.Бабинец Корректор А.Тяско. Редактор M.Áëàíàð

Заказ 5440/12 Тираж 1086 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 з а на втором этапе (фиг. 4) происходит обработка всей боковой поверхности зубьев колеса, за счет метода свободного обката.

На первом этапе обработки удаление припуска начинается с наиболее выступающих частей обрабатываемых поверхностей и окончательно формируется погрешность ОАВСД (фиг. 3), абсолютйая величина за оборот кото- 10 рой Г;„„„меньше исходной Р;„„,„

На этом этапе получают снижение трудоемкости, так как разница g — с(, мала по сравнению с 2 и и скорость резания обеспечивается возвратно- 15 поступательным движением инструмента.

Снижение трудоемкости равно

2 а-(Ф - 1 )

Л = — — — - - 100X.

На втором этапе необходимо обеспечить равномерную обработку всей боковой поверхности зубьев. В данном случае целесообразнее скорость резания обеспечить за счет профильного скольжения в паре инструмент-обрабатываемое зубчатое колесо, что осуществляется совместным их вращением.

Погрешность при этом (фиг.4) остается неизменной и осуществляется эквидистантно обрабатываемым поверхностям зубьев колеса.

Проведенные испытания показали, что предлагаемый способ обработки позволяет повысить производительность в 1,2-1,3 раза и точность обработки на 0 5-1 степень точности по ГОСТ 1643-81.

Способ обработки зубчатых колес Способ обработки зубчатых колес Способ обработки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу точной обработки зубчатых венцов на станке, причем обрабатываемое зубчатое колесо, находящееся в контакте с вращающимся вокруг своей оси абразивным инструментом, вращают вокруг своей оси, за счет чего происходит снятие стружки на обрабатываемых боковых сторонах зубьев зубчатого колеса, а вращательное движение оси зубчатого колеса и вращательное движение оси абразивного инструмента электронно связаны между собой

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано для нарезания некруглых колес с прямым и винтовым зубом червячной фрезой

Изобретение относится к области станкостроения, к зубошлифовальным станкам для обработки цилиндрических зубчатых колес обкатным кругом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению, к обработке конических зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для установления угла главного профиля исходного производящего реечного контура и коэффициента его смещения при нарезании прямозубых зубчатых колес с малым числом зубьев внешней эвольвентной передачи с передаточным отношением, равным единице, в частности, при изготовлении масляных и топливных шестеренчатых насосов

Изобретение относится к станкостроению, к зубофрезерным станкам для нарезания конических колес с косыми зубьями червячной фрезой

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, станкостроению, редукторостроению, тракторостроению, краностроению, самолетостроению, производству силовых эвольвентных зубчатых передач, применяемых в приводах машин и в их коробках
Наверх